В ходе обсуждения законопроекта об агломерациях поступило достаточно разнообразных предложений, но еще в течение недели в адрес парламента можно будет направить и другие инициативы.
В Ростове прошли общественные слушания законопроекта «О развитии агломераций в Ростовской области», принятого в первом чтении на 57 заседании Законодательного Собрания региона. В обсуждении приняли участие председатель парламента Александр Ищенко, вице-спикер — председатель комитета по законодательству, государственному строительству и правопорядку Ирина Рукавишникова, министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов, глава регионального Минэкономразвития Максим Папушенко, замминистра строительства — главный архитектор РО Алексей Полянский, члены городской и общественной палат, а также других общественных организаций и представители научного и делового сообщества.
Задача законодательной и исполнительной власти создать такой документ, который позволил бы кардинально преобразовать работу всей системы муниципальной власти для развития всей Ростовской области. Закон должен сформулировать общее направление развития области, дать механизмы тем муниципальным образованиям, которые поймут, что их развитие возможно только через агломерационный путь. Поэтому мы ждем предложений муниципалов и экспертов, ждем обратную реакцию экспертов, что правильно сформулировано, а что нужно доработать, — прокомментировал г-н Ищенко. — Сам по себе закон не устанавливает конкретику. Он принимается для того, чтобы законодательно обеспечить реализацию Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года. Надо понимать, что задача и этого закона, и Стратегии-2030, и тех решений, которые будет принимать губернатор, правительство области, органы исполнительной власти, муниципалитеты, – сократить издержки расходов на управление: уменьшить количество чиновников, сократить ненужные расходы в бюджетной сфере, убрать барьеры между двумя-тремя муниципалитетами в сфере социального обслуживания, образования, транспортного обеспечения.
Агломерации, по его словам, в итоге должны привести к изменению качества жизни, потому что это «воздух для развития Ростовской области». Председатель привел простой пример — в центр агломерации жители должны приезжать не за 2-3 часа, а за 30-40 минут в перспективе. А тариф на проезд внутри агломерации должен быть один.
По итогам обсуждения законопроекта о статусе Ростова-на-Дону мы получили более 20 предложений, и мы продолжаем эту практику. В течение следующей недели мы будем обсуждать проект закона на других площадках предполагаемых агломерационных центров, которые в будущем должны таковыми стать. Это Шахты, Таганрог, Миллерово, Волгодонск. Предполагается, что создание агломерации будет идти только путем заключения муниципальных соглашений. Какие условия будут заложены в текст этих соглашений, такими и будут агломерации, — пояснила Ирина Рукавишникова.
Предложения участников поступали беспрерывно, в обсуждение были вовлечены практически все стороны — члены Общественной палаты региона, депутаты, архитекторы, руководители муниципалитетов, представители научного сообщества.
Председатель комитета по местному самоуправлению Александр Нечушкин затронул тему, острую для, пожалуй, большинства участников дискуссии:
Говоря о привлекательности агломераций, мы не можем не поднять вопрос о качестве покрытия мобильной и интернет-связи. Если говорить, например, о ростовской агломерации, стыдно, когда отъезжаешь немного от города, и связь резко пропадает. Качество связи в агломерациях нужно выравнить.
Это было единственное предложение на слушаниях, которое участники поддержали аплодисментами.
Виктор Лазуренко, член Общественной палаты Ростовской области, коснулся не менее важного вопроса о транспорте:
Развитие агломераций без развития транспорта невозможно. Мы поговорили про автомобильный и ж/д транспорт, но есть еще водный и авиационный. Многие страны считают развитие автомобильного транспорта тупиком, потому что дорог всегда будет не хватать. А малая авиация — один из перспективнейших направлений.
Геннадий Туркин, начальник городского центра технической эксплуатации телекоммуникаций Ростовского филиала ПАО Ростелеком, член Общественного совета при министерстве информационных технологий и связи:
Необходимо создать единую инфокоммуникационную среду в агломерациях. Иначе нельзя будет представить их полноценное существование, а процесс управления ими будет усложнен. То, что сейчас существует в разных муниципальных образованиях, те же системы «Безопасного города», они очень сильно отличаются между собой.
Поступали и другие предложения, в частности, эффективно использовать объекты инженерной, транспортной и энергетической инфраструктур; развивать спорт и необходимую инфраструктуру для этого; решить вопросы по охране окружающей среды.
В течение недели депутатский корпус будет принимать в письменном виде остальные предложения. Все поступившие замечания и предложения будут обобщены и учтены при рассмотрении законопроекта ко второму чтению. Также идеи по доработке документа будут приниматься в профильном комитете до 3 сентября.