Меню

Александр Атаманенко: облачная эволюция IT

«Связной», «Кредит Европа Банк», Gazprom Marketing and Trading — корпорации все чаще выбирают в качестве платформы для своей работы облачные технологии, которые позволяют не только сократить издержки.

Сокращаются издержки на покупку оборудования и ПО, одновременно обеспечивая безопасность данных. Александр Атаманенко, директор макрорегиона Юг Microsoft в России, считает, что облачные технологии — это эволюция в IT и переход к ним должен быть постепенным.

Облако — новая модель потребления информационных технологий, согласно которой они используются как сервис через интернет и оплачиваются по мере потребления. Иными словами, необходимые IТ решения и ресурсы для хранения и обработки данных можно приобрести в аренду как готовую услугу вместо того, чтобы тратить деньги на приобретение, сопровождение, интеграцию и обновление собственных мощностей. Как конечные пользователи мы сталкиваемся с облаком ежедневно: почта на mail.ru или hotmail.com, поиск на yandex, файлообменники и наше личное хранилище данных в интернете. Теперь подобная модель приходит и к бизнес пользователям.

Заоблачные системы

У бизнеса всегда есть выбор: устанавливать серверы и программное обеспечение у себя, пользоваться IT как услугой из облака или выбрать гибридную модель. И, чтобы сделать оптимальный выбор, компания должна тщательно проанализировать свои потребности в IT и свои требования к информационным технологиям. В Microsoft уверены, что будущее технологий лежит в сфере облачных сервисов. «Что такое облако? — объясняет Александр Атаманенко. — Вы купили дверь, можете проходить через нее в калошах, в босоножках, в плаще, с зонтиком или без него — никого не волнует. Это ваша дверь и все!»

Каким образом происходит работа в облаке?

— Есть очень много моделей использования облака. Первая: аренда инфраструктуры, т.е. вы приходите к провайдеру и просите 5 терабайт дискового пространства, два сервера, чтоб процессы были со скоростью N, и сами устанавливаете программы. Вторая: аренда платформы. Это то же самое пространство, но там есть «тяжелый» софт, который позволяет вам, например, обрабатывать огромные объемы данных. Яркий пример — съемки «Аватара». Зеленый экран, камера, человек с датчиками и больше ничего. Отснятое с помощью технологии Motion Capture сразу отправляется в центр обработки данных, который находится в облаке в Австралии.

В другой части света художники WETA вносят свой вклад в создание фильма, информация также отправялется в датацентр на обработку и тут же возвращается на съемочную площадку в специальную камеру монитор, где Джеймс Кэмерон видит уже практически готовую картинку фильма.

Как это обеспечивается технически?

— Облако — это один из способов построения эффективной IT структуры. Представьте учебный класс — 20 ноутбуков, 1 сервер. Облако — это то же самое, только используется соседняя комната.

Организовываете интернет доступ, разворачиваете базу данных, заводите свои аккаунты, пользуетесь. Оплата как за электричество: сколько израсходуете, столько и заплатите. Облако дает масштабируемость, безопасность, снимает проблему потери данных, пиратства и необходимость платить налоги за ПО в собственности.

Если говорить о безопасности и отказоустойчивости, то сам поставщик облачных сервисов максимально заинтересован в их бесперебойности и надежности. С помощью современных технологий можно обеспечить любую степень защиты информации, шифрования хранимых удаленно данных и т.д. Услуги профессионалов, как правило, обеспечивают намного более высокий уровень безопасности, чем собственные локальные ресурсы организаций.

Давайте перейдем от теории к практике: некой компании интересно перейти на работу в облаке. Как ей попробовать? И есть ли возможность потом вернуть работу в обычную систему?

— В первую очередь необходимо определить, какие именно приложения и бизнес процессы организация хотела бы перенести в облако. Важно понимать, что чем сложнее инфраструктура, тем больше времени потребуется на ее изменение. Например, переход к использованию Office 365 (почта, внутренний портал, средство для мгновенных сообщений, аудио- и видеоконференц-связь) будет осуществляться проще, чем перевод давно используемой большой системы управления ресурсами предприятия (ERP).

После изучения решений, доступных на рынке, компании необходимо выбрать провайдера облака (если речь идет не о частном облаке). Процесс его выбора не так сильно отличается от процесса выбора любого другого провайдера: важно четко представлять, какой вид сервиса он предлагает (отдельное приложение в облаке, платформу, всю инфраструктуру или, возможно, все виды), как долго работает в данном бизнесе и в сегменте решений для крупных компаний, зрелость его внутренних бизнес процессов, качество проработки соглашения об уровне обслуживания, качество технической поддержки и т.п.

Хотя большинство провайдеров придерживаются определённых веб стандартов, в настоящее время в отрасли нет четко сформулированных и обязательных протоколов. Поэтому важно понимать стратегию и возможности интеграции облачной платформы с локальной инфраструктурой или другими системами и сервисами. Одним из наиболее эффективных способов проверки предоставленной провайдером информации является использование бесплатного тестового периода и доступа. Подобный подход позволит сравнить качество сервиса, модель ценообразования, простоту управления и т.п.

Не тратьте деньги на железо

Снижение стоимости IT и тотальное проникновение Интернета вызвали устойчивый рост потребления информационных технологий в обществе, выросли ожидания относительно комфортных способов взаимодействия с коллегами, друзьями, социально экономическими и государственными сферами. Следовательно, тема разработки сервисов для государственных органов становится особо актуальной для IT компаний.

Электронное правительство в Ростовской области создается на базе облачной системы Microsoft?

— Мы выступаем партнерами некоторых проектов в Ростове и Краснодаре. Это достаточно длительный и серьезный процесс, сейчас еще рано подводить итоги.

В РО уже частично запущено электронное правительство, к 2020 г. планируется предоставление электронных госуслуг в полном объеме.

А с властными структурами работать сложнее, чем с бизнесом?

— Администрация — это большое количество разрозненных юридических лиц, министерств и ведомств, которые связать не так-то и просто. Чтобы во всем этом разобраться, проводится консалтинг, обсуждается вопрос ГЧП совместно с банками.

В нашей стране есть привычка запасаться впрок: а вдруг что то случится, и наше оборудование не справится. Поэтому миллионы терабайт закупаются с надеждой, что, может быть, через 10 лет они пригодятся. С учетом скорости развития информационных технологий, среднестатистический сервер абсолютно устаревает за 2 3 года. Например, есть предложение закупить по 10 серверов на министерство. Министерств 15, итого - 150 серверов. В этом случае мы советуем: «Дешевле купить 10 более мощных серверов, полностью развернуть на них инфраструктуру и создать удаленный доступ всем сотрудникам». Можно не тратить большие объемы денежных средств на «железо», а, например, организовать частное облако: распределить права и дать чиновникам доступ.

Есть ли примеры эффективной работы электронного правительства на базе облачных вычислений?

— Республика Татарстан считается одним из самых инновационных регионов, где внедряют новейшие технологии, у них есть свой IT парк, где построено собственное частное облако с развернутой инфраструктурой, на которой основано местное электронное правительство.

Microsoft не карательный орган

Ростовское представительство Microsoft работает не только на юге России, но и в СКФО. Александр Атаманенко четко разграничивает специфику работы в разных регионах. «Рост объема продаж наших партнеров в СКФО значительно выше, чем на юге, — рассказывает он. — Однако обеспечивается это за счет кропотливой планомерной работы с местными клиентами на территории Кавказа и постепенного знакомства бизнеса и власти с нашими технологиями. На юге мы уже на следующем этапе работы — внедряем новые решения».

Насколько отличается специфика работы в СКФО от ЮФО?

— Недавно мы проводили мероприятие в Дагестане — собирали партнеров и заказчиков. Мы уже на протяжении долгого времени работаем с этим регионом: объясняем преимущества лицензионного программного обеспечения, риски использования пиратских копий. Причем это касается не только продуктов Microsoft. Стараемся устанавливать доверительные отношения, т.к. местные обычаи требуют, чтобы тебе в первую очередь поверили как человеку. В Дагестане очень приветливые, радушные люди, при обсуждении сделки зовут в семью, домой, всегда с удовольствием ходим.

А на юге чего ждать?

Хочу поделиться личным впечатлением одного из наших партнеров. Он раньше работал в Хабаровске и Владивостоке, недавно приехал на юг. Коллеги предупреждали, что на юге рынок сложнее. Он приехал и сначала ничего не понял: здесь уже на первых этапах переговоров все со всем соглашаются, в чем же сложность? Оказалось, во Владивостоке очень тяжело договориться, но если есть соглашение, то условия будут выполнены на 100%. А на юге абсолютно не важно, как и что будет выполнено. «Да, ради Бога, — говорят южане, — мы завтра же все сделаем». Но даже через год проект может не начаться. При этом, если сам пообещал и что то не сделал, то вековая обида и работать с тобой не будут.

А пиратство является камнем преткновения в работе?

— В борьбе с пиратством есть несколько составляющих, две основные: ликбез и рейды. Второе, т.е. проверка бизнеса на пиратское программное обеспечение, как правило, не инициируется компаниями правообладателями. Как посыл для покупки такой способ не работает. Бывает, на очередной встрече с потенциальным клиентом он на нас волком смотрит: «Нас вчера проверили. Это вы?» Такая ситуация резко откатывает назад к первому этапу переговоров и установлению хороших отношений. Microsoft не является карательным органом, с компьютерными пиратами борются правоохранительные органы. Мы же ведем активную просветительскую деятельность, рассказываем о технологических, юридических и репутационных рисках использования нелегальных копий ПО с измененным кодом.

Как считаете, что принципиально изменилось в IT отрасли за последние 10 лет?

— Я с 1995 г. в IT индустрии: восемь лет работал в компании «Софт», магазинах «Компьютер сити» прошел путь от продавца до директора салона. В то время люди меньше задумывались о сохранности данных и ПК, проникновение интернета было гораздо ниже, соответственно способов для мошенничества с незащищенными компьютерами меньше. Софт просто перекатывали с болванки на болванку.

Сейчас уровень сознательности граждан значительно вырос. Информационные технологии — это серьезная индустрия и активные предприятия. Однако существует проблема с кадрами в этой сфере — серьезная нехватка высококлассных ИТ специалистов. В 1990—1995 гг. был спад рождаемости, а ведь сейчас кадры, рожденные в эти годы, должны заканчивать институты, но их недостаточно. Кафедры полупустые. А те люди, которые выпускаются, — инженеры — они далеки от современного понимания IT. А ведь эта сфера сейчас развивается гигантскими шагами.

Подготовила Мария Карачевцева