Меню

алексан мкртчян мировой бизнесмен

Более 20 лет назад окончив РГУ, АЛЕКСАН МКРТЧЯН устроился инструктором по детскому туризму в кооперативе под названием «Турагентство», потом— в круизной компании «Ортодокс» принимал круизных турис

Директор туркомпании «Розовый слон» Алексан Мкртчян может по праву считаться «Человеком года в туризме»: за 12 лет работы эта сеть турагентств стала одной из ведущих на Юге страны. В этом году компания открыла 5 дополнительных офисов и на этом останавливаться не намерена.

Более 20 лет назад окончив РГУ, АЛЕКСАН МКРТЧЯН устроился инструктором по детскому туризму в кооперативе под названием «Турагентство», потом— в круизной компании «Ортодокс» принимал круизных туристов. А с конца девяностых годов начал заниматься отправкой ростовчан за рубеж, создав в апреле 1998 г. собственную компанию «Розовый слон». За 12 лет работы на туристическом рынке Ростова компания стала самой крупной локальной сетью турагентств на Юге, насчитывающей 22 офиса, из которых пять находятся в донской столице. 2010 г. оказался для «Розового слона» урожайным на новые офисы— их было открыто пять. Недавно открыли подразделение в п. Орловском, в планах— Волгоград, Миллерово и Новороссийск. Говоря о позиционировании своей компании, Алексан Мкртчян, шутя, сравнивает ее с рестораном, где играет музыка всех тональностей, для всех национальностей. По оценкам экспертов, в Ростове более 400 туристических фирм, в Краснодаре— около 300, в Ставрополе— порядка 150 компаний. Но во всех этих городах «Розовый слон» занимает ведущие позиции. «Это довольно успешный проект. Отрадно, что ростовская компания смогла развить одну из крупнейших сетей турагентств на Юге страны», — рассуждает о «Розовом слоне» директор туроператора «Пегас туристик» в Ростове-на-Дону и СКФО ИЛОНА ЧИХАНАЦКАЯ. Эксперты признают, что успех компании заключается в высоком профессионализме при создании продукта, его реализации, доведении до потребителя. В последнее время компания стала заниматься по большей части розницей и поддерживать тех «оптовиков», которые предлагают интересные, оригинальные продукты. К примеру, в этом году «Розовый слон» стал сотрудничать с туроператором «Джет Тревел» по итальянскому направлению (город Гросетто). В 2011 г. компании намерены активно работать над направлениями о. Майорка, о. Сицилия. «Нам нравится открывать ростовчанам новые страны. Мир— это более двухсот стран. Моя профессия— показывать его людям в полном объеме. Мы стараемся лично посещать те места, куда отправляем своих туристов», — говорит г-н Мкртчян. Генеральный директор туристической компании «Семь чудес света» НАТАЛЬЯ КОСЬМИНА считает, что «Розовый слон»— это самая большая сеть агентств, занимающая лидирующие позиции в рейтингах всех операторов, которые представлены в Ростове, а ее руководитель— харизматичная личность. «Пару лет назад «Розовый слон» был крупнейшим оператором, но, уйдя в розницу, он стал наращивать объемы, развивать сеть, объединил многие компании под своим брендом, стал работать по франчайзингу, благодаря чему добился больших успехов. Но если говорить об особом вкладе в туристическую отрасль Ростовской области, то я бы выделила директора компании «Росинтур» Светлану Земцеву. Она единственная из ростовских игроков, которая сохранила большие объемы собственных операторских программ»,— отмечает г-жа Косьмина.

Туристические компании становятся многопрофильными
Рынок выездного туризма в этом году активно наращивал объемы, хотя на его доходности это слабо отразилось. Игроки особое внимание уделяли собственному перепозиционированию, открывали дополнительные офисы продаж, чтобы захватить большую долю рынка.
По мнению директора туроператора «Пегас туристик» в Ростове-на-Дону и СКФО ИЛОНЫ ЧИХАНАЦКОЙ, для местного рынка туристических услуг в этом году была характерна общероссийская тенденция— крупные федеральные игроки начали предлагать турагентствам франчайзинговые проекты либо развивать собственные офисы продаж.
«Работа под брендом крупного игрока при сохранении агентской независимости— это наиболее понятный и гуманный в целом для рынка вид взаимоотношений, который не мешает работе другим независимым ритейлерам туроператора. В Ростове уже появились три франчайзи «Пегаса»— «Альбион-тур», «ВиАн-тур» и «Южный дилижанс»», — рассказывает г-жа Чиханацкая.
Исполнительный директор ООО «ТК Спутник» СЕРГЕЙ АНУФРИЕВ также говорит о смене позиционирования многих игроков. «Операторы расширяют ассортимент предложений, пытаются стать многопрофильными. А местные агентства, соревнуясь друг с другом, зачастую не обоснованно открывают новые офисы, обозначают себя как сетевые агентства, чтобы захватить большую долю рынка», — добавляет г-н Ануфриев. К примеру, один только «Розовый слон» в этом году открыл пять дополнительных офисов.
Значимые события отрасли в текущем году, в основном, происходили на федеральном уровне. Было создано совместное предприятие одним из крупнейших мировых туроператоров Thomas Cook Group и холдингом «Интурист». По мнению игроков, «Интурист» передаст новой компании большую часть своего туроператорского и розничного бизнеса. В конце года рынок взбудоражили события вокруг компании «Капитал тур». «Уход этого оператора значим, т.к. эта компания входила в пятерку лидеров, имела обширную сеть представительств по всей стране, работала по многим направлениям», — рассуждает Сергей Ануфриев. Генеральный директор «Рейна-тур НТВ» ТАТЬЯНА НЕЧЕПАЕВА добавляет: «Здесь не все так однозначно, ведь никто не говорил, сколько за период своего существования этот крупный оператор заплатил налогов и процентов по кредитам банкам, ведь процентные ставки не дают бизнесу развиваться».
Что касается локальных событий— в апреле в городе заработал объединенный визовый сервисный центр Испании, Дании и Мальты. В течение года открылись консульства Болгарии, Греции, Румынии, Венг- рии, Нидерландов, Словакии. Уже давно анонсируется открытие консульства Франции, но когда точно это произойдет, пока неизвестно. «В 2010 году в Ростове закрыли свои представительства иностранные компании «Люфтганза», «Австрийиские линии», «Чешские линии», перемены произошли и в нашей местной авиакомпании «Донавиа» с последовавшей заменой почти всего персонала. Как это повлияет на рынок, еще посмот- рим», — рассуждает г-жа Нечепаева.
Также важнейшим событием для региона стало открытие прямых беспересадочных чартерных рейсов из Ростова в Бангкок. «Тайланд— это традиционно популярнейшее и любимое зимнее направление в нашем регионе, которое много лет мы продавали через Ташкент с чудовищно долгой пересадкой либо предлагали перелет через Москву (Москва–Бангкок). Теперь из Ростова летают практически со 100%-й загрузкой две цепочки прямых беспересадочных рейсов», — говорит Илона Чиханацкая.
По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет независимых турагентств почти не останется— больше половины турфирм будут состоять в тех или иных сетевых проектах. Для крупных туроператоров важнейшей тенденцией будет создание собственных розничных проектов. «Конечно, легче будет компаниям, которые строят сети, как «Розовый слон» или как наша компания, которая пошла по пути многопрофильности: выездной, въездной туризм, продажа авиа- и ж/д билетов, гостиничный, ресторанный бизнес, учебный центр», — резюмирует г-жа Нечепаева.
Марина Клочкова