Нововведения, касающиеся автомобилистов, казалось бы, призваны упростить в чем-то их жизнь. Но, по словам экспертов, автовладельцам теперь нужно проявлять еще большую бдительность.
Согласно новому регламенту по регистрации транспортных средств, привычное снятие машины с учета в процессе купли-продажи теперь не производится. Юристы, работающие в области автомобильного права, говорят о проблемах, с которыми столкнулись автовладельцы при подтверждении или опровержении права собственности.
Адвокаты, члены Адвокатской палаты РО, Алексей Данченко и Сергей Ерохин рассказали «ДК» о спорах автоюристов и страховщиков, о том, как правильно оформить куплю-продажу автомобиля в свете последних изменений законодательства, и почему закон о защите прав потребителей нужно применять только к КАСКО.
15 октября 2013 года вступил в силу приказ МВД РФ № 605 от 07.08.2013 г. С этого дня можно продавать машину без регистрации в ГИБДД. Какие последствия этого приказа проявляются сейчас?
Алексей Данченко: Существовавшая ранее система хоть косвенно, но защищала от приобретения автомобиля, обремененного залогом или находящегося в угоне. Раньше, чтобы продать машину, нужно было снять ее с учета и получить новые номера. В отделе ГИБДД инспектор «пробивал» машину по базам, проверял на угон. Сейчас при продаже автомобиля не обязательно обращаться в ГИБДД, а достаточно заключить договор купли-продажи в простой письменной форме и вписать в ПТС нового владельца, не меняя номера. Если покупатель является недобросовестным и самостоятельно сразу не регистрирует автомобиль в ГИБДД, то с этими же номерами проданная машина будет ездить уже в другом городе, а штрафы будут приходить прежнему владельцу — идеальные условия для мошенников.
Сергей Ерохин: До начала 2003 г. залоговый статус транспортного средства регистрировался в ГИБДД. Теперь, кроме банка и залогодателя, никто не знает о том, что машина находится в залоге. Жизненные реалии требуют введения реестра залогового транспорта с указанием VIN. По процедуре аналог этой системы — регистрация залога в государственном реестре недвижимости в Министерстве юстиции.
Как обезопасить себя от приобретения автомобиля «с историей»?
С. Е.: Должен быть составлен договор купли-продажи, который содержит предмет и цену, а также примерную формулировку: «Настоящим продавец автотранспортного средства подтверждает, что автомобиль не обременен никакими обязательствами, в залоге и под арестом не состоит». В случае возникновения спора впоследствии вы имеете право потребовать от недобросовестного продавца вернуть деньги, если он продал вам машину, находящуюся в залоге. Либо можете обратиться в полицию с заявлением о привлечении продавца за мошенничество по ст. 159 УК РФ. В большинстве случаев покупателям возвращают деньги.
При расторжении договора или признании сделки недействительной стороны возвращаются в первоначальное положение, т. е. продавцу возвращается товар, а покупателю — сумма денег, которая указана в договоре. Покупателю невыгодно указывать в договоре сумму меньше фактической, т. к. он не платит никаких налогов при покупке машины. Налог платит только продавец, если сумма, полученная от продажи автомобиля, находившегося в собственности менее трех лет, превышает 250 000 рублей. Если же автомобиль был в собственности три года и более, то продавец имеет право на имущественный вычет на любую сумму и не платит налога.
Рассмотрим такую ситуацию: недобросовестный покупатель не зарегистрировал эту машину в течение месяца и не переоформил на себя свидетельство о регистрации. Чего ждать прежнему автовладельцу?
А. Д.: Если покупатель продолжает ездить со старым свидетельством о регистрации, страховкой и составит рукописную доверенность прежнего собственника на себя, то штрафы и транспортные налоги в этом случае будет платить тот, на кого оформлено свидетельство о регистрации, в данном случае это продавец.
С. Е: Если вы продали машину, не оформляя регистрацию в ГИБДД на покупателя, в случае возникновения каких-то проблем с машиной у нового собственника юридические претензии будут предъявлены к продавцу автомобиля.
Что нужно сделать продавцу автомобиля, чтобы убедиться в том, что он не будет получать штрафы вместо нового владельца?
А. Д.: Чтобы обезопасить себя, нужно поехать вместе с покупателем в ГИБДД, где последнему выдадут новое свидетельство о регистрации и поставят штамп в ПТС, а себе попросить ксерокопию ПТС.
С. Е: В ГИБДД хранится карточка учета ТС, где этот переход будет отражен. Раньше при снятии с учета вам отдавали на руки карточку, свидетельствующую о том, что автомобиль снят с учета, и с определенной даты вы переставали быть собственником. Сейчас нужно быть осмотрительнее и не пренебрегать получением копий документов, подтверждающих смену собственника автомобиля.
Покупатель может каким-то образом проверить «чистоту» машины?
А. Д.: Нужно записать ее VIN, номер свидетельства о регистрации. Вы можете обратиться в ГИБДД с запросом «Прошу сообщить сведения о предыдущих владельцах транспортного средства, за кем оно числится в настоящий момент». Так вы хотя бы получите историю этой машины и узнаете, кто числится ее собственником в настоящий момент, а значит и должен быть продавцом автомобиля.
С. Е: Должно насторожить, когда при купле-продаже продавец представляет дубликат ПТС. Ведь если машина находится в залоге, банк забирает ПТС, а продавец может обратиться в МРЭО с просьбой сделать дубликат якобы в связи с утерей.
В ноябре прошлого года постановлением правительства внесены поправки в ПДД, согласно которым не обязательно возить с собой доверенность на право управления автомобилем. Институт доверенностей ушел в прошлое?
А. Д.: Нет, никто не отменял доверенность. Но в случае ее отсутствия по нормам гражданского законодательства правовые последствия ложатся на владельца. Если происходит ДТП, ущерб от которого превысит 120 тыс. руб, пострадавший может требовать деньги и с водителя, и с владельца авто. Соответственно, владелец автомобиля должен доказать, что за рулем находился вписанный в доверенность человек. А если нет доверенности, на какой основе ему было доверено управление автомобилем? В суды поступает большое количество исков на собственников автомобилей. Грамотные юристы добиваются наложения ареста на автомобиль, и тогда уже страдает автовладелец, не написавший простую доверенность. Государство, устанавливая необязательность доверенности при наличии страховки, принимает популистские меры, в результате чего страдают автомобилисты.
В прошлом году закон о защите прав потребителей стал распространяться на автострахование. Как закон о защите прав потребителей в суде влияет на споры между страховыми компаниями и автоюристами?
А. Д.: Закон о защите прав потребителей нужно применять только к КАСКО, потому что там страхователь выступает как потребитель. При оформлении полиса ОСАГО выгодоприобретателем является не покупатель этого полиса, а третье лицо, пострадавшее в результате ДТП. На сегодняшний день этот закон применяется и к ОСАГО. Когда люди обращаются в страховую компанию, где им заплатили 5 тыс. руб., а не 50 тыс. руб., они обращаются к автоюристам , а те предлагают судиться, так как по закону о защите прав потребителей они вправе взыскать не только разницу в 45 тыс. руб., но еще и штраф, неустойки, расходы на адвоката, зкспертизы, и в результате взысканная судом сумма со страховой компании составляет порядка 100 тыс. руб., а значит, автовладелец остается в выигрыше.
Данченко Алексей Григорьевич | Ерохин Сергей Евгеньевич |
Родился в 1972 г. в Ленинграде. Образование: 1989-1994 гг. — Ростовский государственный университет (сейчас — ЮФУ), юридический факультет. Должность: адвокат, член Адвокатской палаты РО. |
Родился в 1972 г. в Ростове-на-Дону. Образование: 1989-1994 гг. — Ростовский государственный университет (сейчас — ЮФУ), юридический факультет. Должность: адвокат, член Адвокатской палаты РО. |
Какие нормативные акты, по-вашему, требуют модернизации?
А. Д.: Страховые лоббируют изменения в закон об ОСАГО в части повышения страховой суммы. Действующее страховое покрытие в 120 тыс. руб. давно устарело. Сейчас у некоторых автомобилей одно колесо стоит больше. А вот для тех автовладельцев, которые часто попадают в ДТП, страховая премия должна быть выше — не 3 тыс. руб., а 7-8 тыс. руб.
С. Е.: Нужны изменения в законе об ОСАГО. Планируется поднять планку покрытия по полису ОСАГО со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., а также увеличить размер выплаты без оформления в ГИБДД до 50 тыс. руб.
Как вы оцениваете уровень подготовки автомобилистов?
А. Д.: Из практики защиты клиентов по уголовным делам я могу сказать, что 80% автовладельцев не знают ПДД. До 90-х гг. был хороший уровень подготовки водителей. Нет накатки часов, нет демонстрации фото- и видеоматериалов, которые показывают, к чему приводит нарушение ПДД. Отсюда озлобленность на дороге, нарушение элементарных правил. До 1994 г. во избежание ДТП водитель имел право применять торможение либо маневр. В настоящее время маневр, как средство предотвращение ДТП, правилами ДД не предусмотрен: водитель должен только тормозить, не меняя траектории движения автомобиля. Основная масса автомобилистов не знает, как действовать при ДТП: убирают с дороги машины, не зафиксировав его месторасположение относительно границ проезжей части, не обращают внимание на правильность фиксации дорожной обстановки и следов ДТП сотрудниками ГИБДД при составлении схемы места происшествия, что потом существенно осложняет доказательство невиновности водителя.
С. Е.: Стоит пересмотреть подход к подготовке учебных пособий для автомобилистов. Для более удобного толкования правил дорожного движения целесообразно разработать алгоритмы, предусматривающие порядок действий в той или иной дорожной ситуации.