По сведениям «Бизнеса», сотрудников «Трифармы» уже уведомили о том, что компания продана «36,6». Как рассказал газете источник в компании, «сети практически договорились, однако фактически сделка е
По сведениям «Бизнеса», сотрудников «Трифармы» уже уведомили о том, что компания продана «36,6». Как рассказал газете источник в компании, «сети практически договорились, однако фактически сделка еще не завершена». Коммерческий директор сети аптек «Трифарма» ОЛЬГА РЕДЬКО эти сообщения назвала «неправдоподобными слухами». В московской компании информацию не подтвердили, но и не опровергли. «Действительно, мы ведем переговоры о сотрудничес-тве со многими ростовскими аптечными сетями. Но мы не можем комментировать факт переговоров с конкретными компаниями. Сказать, что в ближайшее время мы завершим сделку по приобретению аптечной сети «Трифарма», мы тоже не можем», – говорит МИХАИЛ КОЛОСОВ, менеджер по корпоративным коммуникациям и отношениям с инвесторами «Аптечной сети 36,6».
Между тем, на сайте «Аптечной сети 36,6» опубликована информация, согласно которой в 2006 г. компания планирует развивать свой бизнес в городах с населением более миллиона человек, открывая по 10–15 аптек. Расширение сети, согласно плану стратегического развития компании, будет происходить в том числе и за счет поглощения крупных региональных аптечных сетей. Аналогично в южных регионах России компания уже поступала: в 2005 г., имея девять аптек в Волгограде, «36,6» купила местную сеть «Добрый сосед» из 13 точек за $3 млн.
Участники рынка признают, что на местном рынке наметилась тенденция к укрупнению аптечных сетей. По мнению экспертов, это будет происходить за счет экспансии крупных столичных и вытеснения местных игроков с рынка. В течение 2005 г. в городе, кроме «Аптечной сети 36,6», открылись аптеки московских сетей «Оз» и Natur product, а также питерской «Радуги» («36,6» имеет пять аптечных магазинов, остальные – по одному).
«В ближайшее время количество торговых точек этих игроков начнет расти: выходя в другой регион, компании обязательно должны будут расширять свой бизнес, чтобы он становился экономически эффективным. Развиваться можно, приобретая действующие сети или создавая собственные точки», – считает СЕРГЕЙ ВИНОКУРОВ, директор по продажам компании «Надежда-фарм», регионального представительства московской компании «Медком».
По сведениям московской исследовательской компании DSM Group, стоимость создания одного аптечного магазина в Ростове-на-Дону, без учета затрат на приобретение или аренду помещения, колеблется от $55 до $80 тыс., а покупка действующей сети аптек из 15–23 магазинов может обойтись в $3–6 млн. Время, необходимое на создание сети из такого количества аптек в крупном российском городе, аналитики DSM Group оценивают в полтора – два года. «Приобретать действующую сеть выгодно, даже если покупка обойдется дороже, чем строительство собственных объектов: это дает более интенсивный рост доли компании на рынке. Но, если «Аптечная сеть 36,6» не договорится с ростовскими игроками об их покупке, она все равно будет наращивать количество точек продаж, открывая новые собственные магазины. Это активная компания с четкими целями в каждом регионе», – уверен Сергей Винокуров.
«Самые удачные сделки в аптечном бизнесе происходят в весенне-летний период. В это время наблюдается спад продаж, и игроки, у которых не хватает финансовых ресурсов, сдают свои позиции. А компании, имеющие более длинные деньги, обычно используют этот период для увеличения своей доли на рынке, приобретая бизнес своих конкурентов», – считает АНТОН ИВАНОВ, директор по развитию аудиторско-консалтинговой группы «Гудвилл».
По мнению экспертов, если «Аптечная сеть 36,6» и приобретет одну из ростовских компаний, работающих на рынке дистрибуции фармацевтических товаров, ей придется вложиться в переоборудование аптек под свой формат. Дело в том, что одной из брендовых составляющих сети аптек «36,6» является формат самообслуживания. В Ростове же преобладает обычная, прилавочная, продажа. «Местные аптеки, использующие прилавочный способ торговли, уступают столичным в сервисе и выкладке товара. Чтобы создать аптечный магазин самообслуживания, требуются значительные затраты, а это неминуемо ведет к повышению себестоимости товаров», – считает НЕЛЛИ МОРОЗОВА, заместитель директора компании «Вектор-плюс и Ко». Но, как говорит Сергей Винокуров, вполне возможно, что «Аптечная сеть 36,6» не будет изменять формат аптек: «У сети есть исключения из правил. В Подмосковье сеть «36,6» работает в прилавочном формате».
Участники рынка считают продвижение крупных столичных аптечных сетей в регионы закономерным, поскольку столичный рынок уже достаточно загружен. Тем не менее, некоторые эксперты видят в расширении и другую сторону: укрупняясь за счет региональных представительств, «Аптечная сеть 36,6» может готовить свои активы к продаже более крупной международной компании.