Сегодня история бывшего топ-менеджера Henkel по продажам в Украине и Молдавии, который бросил работу ради открытия в Таганроге пиццерии по сыктывкарской франшизе. В следующий четверг – путь усп
Экс-топ-менеджер Henkel: «После Европы, Audi и жилья на Крещатике мыл полы и драил туалет»
Франчайзи «Додо Пиццы» в Ростове Денис Гринев рассказал об открытии своего дела.
Сегодня история бывшего топ-менеджера Henkel по продажам в Украине и Молдавии, который бросил работу ради открытия в Таганроге пиццерии по сыктывкарской франшизе. В следующий четверг – путь успешного руководителя в сфере медиа и PR, развивающей сеть детских магазинов.
«Мы развиваемся внутри сжимающегося рынка»
В 2013 году Денис Гринев вложил все накопленные за 12 лет деньги в открытие «Додо пиццы». Зимой 2014 года вторая пиццерия появилась в Ростове, в ближайшее время готовится открытие еще одной точки в Северном микрорайоне. О том, каково сменить переговоры и деловой костюм на форму и перчатки для уборки, бороться с «Газпромом» и ради чего все терпеть он рассказал DK.RU.
Мы встретились около пиццерии «Додо Пицца» на Садовой. В самом заведении царило оживление, играла музыка, и мы перешли в небольшое офисное помещение во дворе за зданием – в Creative Space. О своих бизнес-приключениях Денис Гринев рассказывал с большим удовольствием. Он и во время беседы сказал, что рад выбору в пользу бизнеса: смотреть, как все развивается, пользоваться всеми свободами в принятии собственных решений, новые горизонты и доходы – это главное, что дает, по его мнению, свое дело.
Об уходе из топ-менеджмента
«Я мог рискнуть, не залезая в долги. Это сильно упростило решение»
После 12 лет карьеры, от торгового представителя в Таганроге до директора по продажам по Украине и Молдавии в мультинациональной группе Henkel, возникло ощущение, что я добился своей цели. Во время работы в национальном масштабе, отвечая за большой бизнес, я стал замечать слишком много политических моментов. Мне хотелось принимать все решения самостоятельно, не будучи встроенным в систему. Хорошо подумав, я решил, что нужно двигаться в сторону собственного бизнеса. Мои желания могли реализоваться именно там. У меня к тому времени накопился неплохой финансовый запас, поэтому я мог рискнуть, не залезая в долги. Это сильно упростило решение.
Прежде всего, я обозначил для себя несколько критериев, которым должен отвечать мой бизнес. Во-первых, он должен был быть масштабируемым, с потенциалом роста. Некоторые бизнесы ограничены по факту своего рождения, я же хотел иметь возможность строить достаточно большой бизнес. Второй критерий – это привязка к массовому потребительскому рынку. Наконец, я хотел начать динамичный бизнес, в котором можно увидеть результаты сразу. Поэтому я выбрал сферу B2C, а не B2B, где ничто не затягивает процесс решения о покупке.
Выбор будущего дела
«Сейчас для этого придумали интересный термин: компании-киборги»
Я начал искать в мае 2013 года и определился уже в июле. Было несколько вариантов, которые не получилось разработать, но кто ищет – тому и карты в руки. В передаче Олега Тинькова* я увидел Федора Овчинникова, о котором я тоже раньше слышал в интернете. Я запомнил его как своеобразного фрика, который выкладывает результаты своего бизнеса онлайн, рассказывает обо всем, что происходит, о столкновениях с бандитами, с налоговой. В России бизнес очень закрытый, с этой точки зрения он вел себя очень непохоже. Это сейчас он на самом гребне тренда. У Тинькова* я увидел сюжет про первую пиццерию Федора.
Меня привлекли две вещи: во-первых, что сам бизнес имел серьезный потенциал развития и конкурентное преимущество благодаря облачной информационной системе. Мне на тот момент было уже понятно, какие перспективы лежат в сращивании обычных отраслей с онлайн возможностями. Сейчас для этого придумали интересный термин: компании-киборги. Я интуитивно почувствовал, что это интересная тема, которую Федор в области общепита развивает один из первых. Второй аспект, который меня вдохновил и заинтересовал – это личность Федора, который начал с того, что несколько лет безуспешно развивал сеть магазинов «Сила ума». Это был своеобразный прыжок в никуда, потому что развивать в Сыктывкаре магазин интеллектуальной книги – это несколько утопически. Тем не менее, он добился интересных результатов, и, хотя в итоге ушел из этого бизнеса, он тут же ввязался в новую историю. Жить годами с долгами, терпеть лишения, быть в минусах, привлекать капитал – это очень тяжело. Я решил, что если человек способен на такое, у него большое будущее. Внутренняя сила и целеустремленность Федора и концепция компании – пробудили во мне интерес.
Подготовка к старту
«Мыл полы и драил в перчатках туалет, пока узнавал всю изнанку бизнеса»
Я списался с партнером Федора, директором «Додо Франчайзинг», и получил отказ. Таганрог был больше по масштабам, чем они рассчитывали в своей концепции. Мне удалось убедить их, что город все равно подходит, и мы договорились на стажировку. К тому моменту я уже твердо решил, что буду этим заниматься. Ни разу не видев ни Федора, ни концепции вживую, я внес 350 тысяч взноса из своего кабинета Henkel в Киеве. Вечером набрал единственный найденный номер компании в Таганроге, которая регистрирует ООО, приехал на один день, подписал доверенность и уехал обратно. Таким образом, компания юридически уже была создана, деньги отправлены в Сыктывкар, а я продолжал отрабатывать последний месяц, передавая свои дела и общаясь с большими боссами Хенкель, которые хотели меня оставить и предлагали мне позицию в Москве и Европе.
В Таганроге две недели устраивал свои дела, а потом уехал на месячную стажировку в Сыктывкар, работать пиццемейкером, мыть полы, в общем, проходить всю эту школу. Это очень интересная возможность пощупать бизнес изнутри. Нужно было посмотреть, сколько денег приходит в кассу, не лукавит ли Федор. Если хочешь владеть информацией и не потерять в будущем свой бизнес, нужно все проверять. Во время стажировки я поработал на всех должностях пиццерии. Первые 2-3 дня были самыми сложными, потому что меня поставили на «чистоту». Я, привыкший еще к ощущению корпоративного кожаного кресла, костюма, совещаний в Европе, корпоративной Audi и квартире на Крещатике, мыл полы и драил в перчатках туалет. Интересные ощущения. На меня смотрели с недоумением. 39 лет, а мужчина моет унитазы в оранжевой маечке. Я всегда считал, что не завишу от статуса в обществе, но когда моешь в Сыктывкаре грязь на полу, ощущения и мысли возникают разные.
Затем я дня четыре постоял на кассе. Потом был тяжелый физический труд: мыть посуду, делать пиццу, разгружать грузовики. Месячная стажировка с шестью рабочими днями в неделе, теоретические занятия. При этом я еще успевал ходить в спортзал, хотя и было тяжеловато.
На стажировке я не то чтобы нарабатывал новые навыки, но приобретал понимание внутренних процессов этого бизнеса. Те навыки управленца, которые у меня уже были, они универсальны и везде одинаковы. А вот понять нюансы и специфику этого бизнеса – это уже другое. Что я делал там – это узнавал всю изнанку, на всех уровнях. Это был сжатый курс, который давал очень хорошее представление о внутреннем устройстве бизнеса.
Страшилки российского бизнеса
«В сфере государственного регулирования проблем не было. Они пришли от полугосударственных монополий»
Я до сих пор жду, когда начнут сбываться страшилки российского бизнеса: всяческие препоны и бюрократия. Я зарегистрировал компанию, будучи в другой стране, чужими руками, заплатив за это 4 тысячи рублей и подписав одну бумажку. Эта же компания и ее штат стали моей бухгалтерией на аутсорсинге. Хотя мне повезло, конечно, что человек адекватный попался. С остальными нюансами, контролирующими органами, пока тоже не было проблем. Санэпидемстанцию к себе приглашали в гости на открытие, но они уже год не приходят. Говорят, заняты. Налоговой тоже пока не было.
Основные проблемы были не в сфере государственного регулирования, а от полугосударственных монополий. Особенно сложно было с газом. Мое здание было газифицировано, и я предположить не мог, что подключить печь к трубе, уже имеющейся в здании, займет два месяца. У меня вышло даже три с половиной из-за новогодних праздников. У меня возникло ощущение, что для нашей страны эти структуры – именно то, что сдерживает развитие нашего бизнеса. Открытие пиццерии из-за запутанных бюрократических процедур задержалось на полтора месяца, что мне чистыми убытками принесло около полумиллиона рублей. Из-за пяти метров трубы в одном маленьком Таганроге нужно было пройти три конторы, которые на разных уровнях давали добро. Говорили даже, что из-за большого объема нужно будет через Москву полгода все делать, но, слава богу, не пришлось. Казалось бы, вот труба, а вот печь, в чем проблема? Как можно делать бизнес, подключая газ полгода? Эта тема с монополией очень развращает. Все, кто в «Додо Пицце» работает, с этим сталкиваются. Это нужно знать. С электроэнергией было немного проще, но тоже согласование заняло много времени.
Все остальное было абсолютно нормально. Никаких проблем не возникало. В основном, сейчас режим уведомительный. Ты не получаешь никаких разрешений, просто уведомляешь органы разные, что открылись. Кроме монополистов никаких проблем не было.
О своем выборе франшизы
«Хороший партнер – это всегда 1+1=3»
Я не пожалел, что пошел именно в эту франшизу. У меня, как человека, который имел опыт корпоративной работы, очень комфортные ощущения. Я привык к распределению обязанностей. К примеру, я директор по продажам. Я занимаюсь продажами. Есть директор по маркетингу. Он обеспечивает маркетинг. По логистике – логистику. Здесь очень похожая схема. Есть я, предприниматель, который вкладывает деньги. Есть «Додо Франчайзинг», которые создали дизайн. Есть «Додо ИС», которые занимаются информационными системами, и так далее. Я могу сосредоточиться на развития бизнеса, у меня есть поддержка и услуги на аутсорсе, за которые я плачу определенные деньги. Это похоже на партнерство. Хороший партнер – это всегда 1+1=3. Это освобождает массу времени и сил на то, чтобы сосредоточиться на тех делах, которые тебе нужно решать на месте.
Инвестиции и прибыль«У банков деньги не беру из-за миллиардов залогов и плохих условий. Деньги есть на свободном рынке»
У меня в живом журнале все подробно расписано, даже по первым месяцам работы выложены доходы и расходы. На ресторан в Таганроге в 370 квадратных метров, на все, в том числе и инвестиции на выход в плюс, потребовалось около 12,5 миллионов рублей по тому курсу. Сейчас с нынешним курсом пиццерия в полтора раза меньше будет стоить примерно такую же сумму. Это достаточно затратно.
Номинально я вышел в плюс на третий-четвертый месяц. Это быстро, но этих денег я не увидел. На этапе роста, я вложил все, что заработал за 12 лет. Минуса шли несколько месяцев. Только в маркетинг по 70-100 тысяч в месяц нужно вкладывать, без этого расти не получится. Это был тяжелый момент. Я давным-давно не испытывал никакого дефицита в деньгах, а тут появились даже долги, пусть и небольшие. Бизнес развивался, не так, как хотелось сначала. Он хорошо выстрелил, поставил рекорд сети, 1,6 миллиона оборота, а потом рос, но не стремительно. Понадобилось время для рывка.
По собственному доходу на старый уровень, когда еще работал топ-менеджером, я еще не вышел. Но душевное удовлетворение есть. Я вижу, как это все растет и развивается. А доход – это лишь вопрос времени. С имеющейся динамикой до выхода на старый уровень осталось несколько месяцев. После января у нас был долгожданный скачок в Таганроге и последние доходы, которые мы там получили, уже сравнимы с тем, что я зарабатывал. Но ведь деньги я реинвестирую, вкладываю в ростовскую пиццерию. Поэтому эти доходы сложно сравнивать.
Ростовскую пиццерию, кстати, строили уже не на мои деньги. Это не кредит, у банков я деньги не беру. Это миллиард залогов и ужасные условия. Деньги есть на свободном рынке. Через фейсбук и блог Федора Овчинникова вышло найти инвесторов, выложив свое предложение. Получилось всего за пару недель. Они инвестируют, а я гарантирую развитие и возврат средств своим имуществом, своим бизнесом в Таганроге. Это опять же риск, но бизнес – это всегда риск и ответственность.
Влияние кризиса
«Валюта подскочила в ноябре-декабре прошлого года. В январе, феврале и марте у нас были рекордные продажи»
Мы открылись во время кризиса и работаем во время кризиса. Что можно сказать? Динамика есть. Я считаю, что все равно рынок не сжимается до точки, все равно людям нужно есть. Есть же крупные компании, у которых можно «откусить» часть рынка. Они продают. Мы тоже будем продавать. Развиваться внутри сжимающегося, возможно, рынка.
Валюта подскочила в ноябре-декабре прошлого года. В январе, феврале и марте у нас случился самый большой долгожданный рост продаж в Таганроге. В Ростове тоже был хороший старт, а дальше рост по месяцам был 1-2%. Только на третий месяц был прорыв +40%, и мы вышли на таганрогские показатели 1,6 миллионов. А рассчитывали на первый. Сейчас сделал расчет на новое заведение на Северном, там стартовые показатели поставил еще ниже. При этом в Ростове ежемесячные минуса жестче, любая ошибка заставляет нервничать сильнее. Главное помнить, что бизнес – это марафон, а не стометровка. Если делаешь все правильно, рано или поздно результат будет.
Топ-менеджмент или бизнес
«Большинству людей полезно понабивать шишки за чужой счет, отдавая при этом честную многочасовую работу»
На разных этапах жизни разные потребности. Все развивается постепенно. Я считаю, что работа по найму – это был очень правильный этап. Нередко слышал такие точки зрения, что большинству людей полезно прибиться к хорошей компании, найти себе учителя. Поработать, понабивать себе шишки за чужой счет, поучиться, при этом отдавая этой компании или человеку честную многочасовую работу. Потому что ты не научишься ничему, не будучи фанатом. Я работал по 12, 14, 18 часов, не спал по несколько дней, готовясь к важным презентациям, готовил себя и команду. Впахивал очень сильно. Поработать в таком режиме – это очень важно.
Я думаю, что предприниматели – это та когорта, которая двигает мир. Это те люди, которые рискуют, создают рабочие места, дергают Газпром, стучатся в кабинеты власти, предлагают решения. Это прогрессивная прослойка. Нам помогать не нужно. Только не мешайте. Никакие гранты не нужны. Можно дать возможность не платить налоги на старте, чтобы я больше времени тратил на бизнес и меньше на поиск средств.
16.04.2015. Автор - Алексей Быков.
* - выполняет функции иностранного агента