Меню

12передовых урбанистических идей

В XXI веке мечты фантастов стремительно становятся реальностью. В 1988 г. Герберт Уэллс придумал концепцию движущегося тротуара, а в 2000-х такие дорожки с легкостью прижились во Франции. Сегодня п

В XXI веке мечты фантастов стремительно становятся реальностью. В 1988 г. Герберт Уэллс придумал концепцию движущегося тротуара, а в 2000-х такие дорожки с легкостью прижились во Франции. Сегодня подобных фантастических концептов море— и многие могут воплотиться, были бы деньги.

Экогород «Масдар»
Грандиозный проект «Масдар Сити» (Абу-Даби, ОАЭ) обещает стать первым на планете городом с нулевым выбросом углерода и нулевыми отходами. Со стороны город не примечателен: простая прямоугольная планировка, плотная застройка. Все интересное— внутри. Сверху город прикрыт ажурными конструкциями, создающими тень, это снижает затраты на кондиционирование. Везде фонтаны, водопады и зеленые насаждения. И никаких промышленных предприятий. Но возможности для бизнеса большие: в Масдаре будет свободная экономическая зона для 1,5 тыс. технологичных компаний из разных стран. Масдар - город, свободный от автомобилей. Вместо них тут будут действовать беспилотные электрокары CyberCabs вместимостью до шести человек. Чтобы воспользоваться капсулой, нужно лишь набрать на панели управления пункт назначения. Энергией город обеспечат многочисленные солнечные батареи, ветряные мельницы и зеркальные установки. Первое здание Масдара— Институт науки и технологии— должен был открыться осенью 2009 г., но в связи с кризисом сроки сдачи отодвинулись.
Автобус над ­дорогой
В Китае разработан проект двухуровневого автобуса с пассажирами наверху и туннелем для автомобилей внизу. В проеме под автобусом свободно могут передвигаться автомобили не выше двух метров. Автобус питается от солнечных батарей, расположенных на крыше. Оборудован специальной системой сенсоров: шлейф из ультразвуковых волн, который тянется за автобусом, запретит слишком большим автомобилям входить в туннель. Экспериментальная линия этого автобуса будет строиться в одном из районов Пекина. На подготовительном этапе дорожные службы выстроят остановочные платформы, установят столбы и провода, проложат рельсы. Строительство 40-километрового участка дороги займет один год и обойдется правительству Китая в 500 млн юаней ($74 млн). Это не так дорого, как может показаться: аналогичный участок метро потребует трех лет строительства и будет стоить в 10 раз дороже.
Пассивный дом. Отопление не требуется
Пассивный дом— это автономное помещение, работающее по типу термоса. Главный принцип строительства - абсолютная герметизация здания. Его теплопотери так минимальны, что даже в морозы для создания комфортного климата достаточно тепла, выделяемого человеком и стандартными электроприборами. Для вентиляции используют специальную систему рекуператоров-теплообменников.
Технология пассивного дома стремительно набирает популярность в Европе. В Германии уже построено 16 тыс. таких домов, а через несколько лет они могут стать обязательным стандартом. В Австрии по принципу пассивного дома возводится уже 20% новостроек. По себестоимости пассивный дом дороже обычного на 5-10%, но дополнительные вложения окупаются через 7-10 лет.
Самая большая ветряная электростанция в мире
В Дании вводится в эксплуатацию ветряная электростанция Horns Rev II. Комплекс из 91 ветрогенератора расположен в Северном море, в 30 км от западного побережья Ютланда. Он может производить 209 МВт чистой энергии: этого должно хватить для обеспечения электроэнергией 200 000 домов в течение года. Датские энергетики давно рассчитали, что строительство ветряных электростанций в открытом море экономически целесообразно, ведь сила ветра на море, как правило, на 50% выше, чем на суше. В 2003 году была сдана в эксплуатацию электростанция Нествед с 72 турбинами на 2,3 МВт. Тогда она обошлась правительству в $262 млн. Станция функционирует и по сей день, производя около 165 МВт. Она работает в автоматическом режиме без вмешательства специалистов, за функционированием комплекса следит компьютерная система. На данный момент у подобных систем есть один весомый недостаток— их высокая стоимость, но высокие затраты оправданы, так как помогают снизить угрозу углеродистой эмиссии.
Общественный автомобиль
В июне будущего года в Париже стартует программа проката электрических авто. Любой желающий, зарегистрировав в системе Autolib свое водительское удостоверение, сможет взять автомобиль на любом паркинге города, с помощью специального ключа и личного пин-кода завести его, совершить поездку и оставить на любой стоянке. Подобный проект под названием Сar2go уже два года действует в немецком Ульме и американском Остине. Идея принадлежит концерну Daimler, в программе задействованы электромобили Smart. Проект оказался успешным: так, в Ульме за полтора года на двухстах машинках поездили около 20 тыс. человек. Весной 2011 г. похожую программу запустят в Гамбурге. Тариф поминутный: 29 евроцентов в минуту или 14,90 евро в час.
Поезд на магнитной подушке
Первый пассажирский поезд на магнитном подвесе Маглев появился в 1989 г. в Берлине, но проработал всего два года. В 2003 г. технологию применили в Китае— поезд на магнитной подушке связывает Шанхай с Пудуном. Беспилотный состав приводится в движение электромагнитным полем. Скорость поезда 430 км/ч: 30-километровый путь до Пудуна он преодолевает всего за восемь минут. Главные преимущества Маглева— он бесшумен, экономичен, не выделяет вредных выхлопов. Недостаток один: немалые первоначальные расходы, поскольку существующая железнодорожная инфраструктура для него не подходит.
Геотермальные тепловые насосы
В России геотермальные тепловые насосы для обогрева домов (используют тепло земли, наземных либо подземных грунтовых вод) пока не популярны, хотя в развитых странах рынок существует более 30 лет. Специалисты утверждают— за ними будущее. Теплонасосы экологически чисты, не производят вредных выбросов в атмосферу и чрезвычайно экономичны.
В США ежегодно производится около 1 млн геотермальных тепловых насосов, причем при строительстве новых общественных зданий используют исключительно их. В Швеции тепловые насосы обеспечивают 70% тепла, в Германии предусмотрена государственная дотация на их установку, а японцы используют уже более 2 млн таких устройств. По прогнозам Мирового Энергетического Комитета, к 2020 г. доля геотермальных тепловых насосов в теплоснабжении составит 75%.
Опоры ЛЭП в виде ­человека
Компания Landsnet, владеющая всеми высковольтными линиями электропередачи в Исландии, объявила конкурс на дизайн опор ЛЭП. Они должны выигрышно вписываться в ландшафт, не терять электромагнитное излучение, недорого стоить и долго служить. Один из проектов, взятый на рассмотрение после конкурса, принадлежит американскому бюро Choi+Shine Architects и называется «Земля гигантов».
Собирать статуи американцы предлагают в зависимости от контекста: в каждом конкретном месте «гигантам» антропоморфной ЛЭП придадут ту или иную позу, которую сочтут наиболее практичной и гармоничной. На подходе к возвышенностям провода будут подняты на вытянутых руках, а где-нибудь на седловине перевала несущий «электрическое бремя» великан может устало опуститься на колени под его тяжестью. Позиционирование по всем трем осям дает богатый выбор: «гиганты» могут идти в одну или разные стороны, переглядываться и указывать направление.
Автомобиль с двигателем на сжатом воздухе
В мире автомобилестроения электромобили уже давно не экзотика. А вот машина, работающая от воздушного потока, появилась впервые. Ее автор— французская компания MID. Автомобиль называется AirPod. При помощи электричества воздух нагнетается в специальные емкости, откуда выпускается потом постепенно под давлением, приводя в движение поршни мотора. Одна заправка воздухом обойдется владельцу AirPod примерно в 1 евро. Без дозаправки такое авто может проехать около 200 км. Серийное производство автомобилей ожидается уже в 2011 г.
Предполагается, что машина будет представлена в двух комплектациях: легковой, рассчитанной на водителя и двух пассажиров, и грузовой, рассчитанной на водителя и багаж (около 300 кг). Максимальная скорость AirPod не будет превышать 70 км/час. Авто не предназначено для автомагистралей между штатами.
Основная часть потребителей, как полагают разработчики, придется на муниципальные службы, аэропорты и прочие госучреждения, это поможет популяризировать новый вид экологически чистого транспортного средства. Новинка уже успела заинтересовать производителей: лицензии на выпуск Airpod приобрели Tata Motors и американская фирма Zero Pollution Motors. По предварительным данным, цена на автомобиль составит $18-20 тыс.
Многоцелевой мост
Корейская архитектурная студия Planning Korea представила проект нового пешеходного моста в Сеуле (Корея). Футуристическая разработка протяженностью 1080 метров объединит в себе сразу несколько важных для инфраструктуры города функций: автомобильную парковку, молл, высокотехнологичный музей, библиотеку, места отдыха, дорожки для пешеходных и велосипедных прогулок.
Благодаря размещенным на поверхности солнечным батареям, проект не потребует альтернативных источников питания. На всех его уровнях будут размещены вертикальные и горизонтальные зеленые сады. Масштабная конструкция также предполагает ультра-современные базовые причалы и удобный доступ к водным такси, яхтам и круизным судам.
Ветряная электростанция на крыше
В Лондоне построили небоскреб со встроенными ветряными турбинами. 42-этажное здание, расположенное в районе Elephant and Castle получило название Strata tower. Три ветряные турбины, каждая из которых имеет пять лопастей, способны генерировать около 8% энергии, необходимой для всего здания.
Аэродинамика конструкции спланирована так, чтобы ветер вращал турбины с максимальной эффективностью в течение всего года. По расчетам инженеров, ветер скоростью 60 км/ч должен обеспечить выработку 50МВт-часов электроэнергии в год.
Для экономии энергии в здании Strata максимально используется естественная вентиляция, и специальные стекла с улучшенной изоляцией.
Энергии, вырабатываемой ветряными турбинами, будет вполне достаточно для того, чтобы поддерживать в рабочем состоянии всю внутреннюю коммуникацию здания, включая три скоростных лифта, автоматические кабинки для мытья окон, помещения общего пользования, подземную вело- и автостоянку.
Двурежимный автобус: по рельсам как по асфальту
В Японии создано двухрежимное транспортное средство (dual-mode vehicle, DMV), которое выглядит как микроавтобус и может перемещаться по трамвайной линии и обычной дороге. Пока DMV перевозит туристов, но со временем может быть введен во многих японских муниципалитетах. Выгоды очевидны: машины недороги в производстве и эксплуатации и позволяют доставлять пассажиров прямо с железнодорожной станции на место их конечного прибытия. На шоссе DMV может развивать 60 км/час.
Для съезда на рельсы используются специальные направляющие ролики. Стальные железнодорожные колеса опускаются, а передние резиновые приподнимаются над дорогой. Т.е. по рельсам машина движется на шести колесах.
Самое приятное во всем этом — использование существующей инфраструктуры: обычная железная дорога, обычное шоссе, специально почти ничего не надо строить, разве что организовать места въезда на рельсы. По непроверенным данным, цена одного автобуса— около $145 тысяч.

Город инноваций «Масдар»

Автобус над дорогой

Horns Rev II обошлась в $1 млрд