Закон российской дороги
За последние 10 лет объем строительства дорог в области снизился в 25 раз. Сейчас правительство области активизировало работу в этом направлении.
Увеличен объем затрат на дороги, активно меняются схемы движения, модернизируется транспортная инфраструктура. Однако если эти меры не дадут положительного эффекта, через несколько лет Ростов встанет в одной большой пробке.
Плановая застройка периферийных спальных районов города формирует плотные транспортные потоки, движущиеся утром в центр города с Северного и Западного жилых массивов, Чкаловского и Александровки, а вечером обратно. Автомобили, прибывающие в центр, а это порядка 70% от общего количества по городу, большую часть дня находятся в неподвижном состоянии и, ввиду отсутствия полноценных мест стоянки, снижают пропускную способность дорог на 50 и более процентов. «В Ростове необходимо построить примерно 150 км магистральных дорог, и только тогда можно говорить об успехах в решении транспортной проблемы этого мегаполиса», — говорит Виктор Кочерга, руководитель Северо‑Кавказского филиала исследовательского проектного института «ГИПРОДОРНИИ».
Еще одним катализатором для срочного решения дорожных проблем стала неудачная организация движения и отсутствие дополнительных форм пассажироперевозки. С учетом роста количества транспорта потоки автомобилей необходимо перераспределять, а к общественному транспорту добавлять метрополитен и тоннели, чтобы разгрузить «нулевой» уровень. Министр транспорта области Дживан Вартанян пообещал, что предпримет все усилия, чтобы Ростовская область вошла в федеральную программу по строительству метро.
Также на дорожную ситуацию в городе влияет качество покрытия. Срочно инициированный губернатором и вице‑губернатором области ямочный ремонт после зимы не оправдал ожиданий автомобилистов, и, несмотря на поставленные сроки — до 25 апреля все покрытия привести в порядок, объем ремонтных работ не был выполнен полностью, а то, что сделано, опять нуждается в ремонте.
Долгосрочная перспектива
«По заказу администрации Ростова была разработана комплексная транспортная схема развития города, формирующая транспортный каркас Большого Ростова», — говорит Арам Егиазарян, директор Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова. Схема состоит из трех этапов.
Первый этап — это строительство эстакадных участков и транспортных развязкок для движения местного транзитного транспорта (Уровень +1). Так, сейчас реализуется проект Темерницкого и Кизитириновского диаметра, формирующего «малое кольцо» в обход центральной части города. По планам властей, это позволит перераспределить транзитный транспорт, разгрузит центр города. «Уже сегодня первым этапом реализации этого направления стало строительство Темерницкого моста, — продолжает Арам Егиазарян. — Завершена разработка проектно‑сметной документации строительства второго этапа от пл. Гвардейской до ул. Мечникова включая транспортную развязку через ж/д пути общей стоимостью 14,3 млрд руб.». Также «малое полукольцо» станет началом развития меридиональных транспортных связей в рамках Большого Ростова с учетом застройки новых территорий — жилой район «Левенцовский», Военный городок, район «Декоративные культуры», Левобережная зона, Аэропортовый комплекс «Южный».
Однако, по словам вице‑губернатора области Сергея Горбаня, пока вторую очередь этого проекта придется отложить в пользу более важной задачи — реконструкции Ворошиловского моста. «Проведен конкурс на его реконструкцию, вот‑вот должна закончиться разработка проектно‑сметной документации, — перечисляет Алексей Колбин, замминистра транспорта области. — Если стоять со стороны Ростова в направлении Батайска, слева будет построен такой же мост — получается, по три полосы в обе стороны. По идее, через два года проект должен быть завершен».
Вторым этапом департамент автомобильных дорог города совместно с Министерством транспорта РО предполагает строительство тоннелей и метро (Уровень ‑1). Сейчас пока только разработано обоснование инвестиций строительства метрополитена: первая очередь — ветка «Западная» протяженностью 14,5 км с 8 станциями (стоимость 76 млрд руб.). Также завершается разработка конкурсной документации на проведение тендера на проектирование и строительство северного тоннеля в створе пр. Театрального — ул. Фурмановской на условиях ГЧП с объемом инвестиций 8,5 млрд руб.
Непопулярные меры
«Нулевой уровень», где расположены основные транспортные сети города, власти также планируют модернизировать. Первоначальная задача — это регулирование дорожного движения. Так, планируется откорректировать режимы работы светофоров: оборудовать их правоповоротными стрелками и обратным отсчетом времени. Именно эту идею высказал в своем открытом письме губернатору от 20 мая этого года Игорь Остапенко, лидер рабочей группы «Ростов без пробок» Открытого общественного Правительства. По его данным, эти меры помогут повысить пропускную способность перекрестков на 15‑20%. Также среди его предложений — установить «умные светофоры» с изменяемым циклом работы в течение суток, оборудовать парковочные карманы, ввести третью полосу на Ворошиловском мосту с реверсивным движением.
В прошлом году Департамент автодорог города инициировал отмену левых поворотов. Только в центре из 71 перекрестка левые повороты сохранились на 28, что, по данным министерства транспорта, сократило задержки транспорта на 15%. Также продолжается работа по созданию одностороннего режима движения и выделенных полос для общественного транспорта — под вопросом вариант сделать односторонними улицы Б. Садовую и Красноармейскую, а также проспекты Ворошиловский и Буденновский.
В прошлом году была изменена схема движения на перекрестке пр. Космонавтов — ул. Волкова — кольцо стало главным. По данным ГИБДД, благодаря этому аварийность на этом участке снизилась в 4 раза. Однако недовольным остался бизнес. Расположенный рядом рынок «Донские зори» подал в суд на Департамент транспорта города с просьбой вернуть прежнюю схему и перенести пешеходные переходы обратно к рынку, поскольку проходимость торговых территорий снизилась. Департамент подал на апелляцию. «Донские зори» говорят, что проходимость у них упала на 30‑50%, — комментирует Сергей Недорезов, заместитель директора по коммерческим вопросам рынка «Квадро». — Раньше покупатели проходили к пешеходному переходу через рынок, теперь они ищут альтернативные пути, проезжают на остановку дальше и потом возвращаются». В свою очередь Департамент автомобильных дорог города сомневается в том, что следующее изменение схемы движения не постигнет та же участь, что и кольцо на «Северном рынке». «Мы планируем на кольцевом пересечении улиц Космонавтов и Королева реализовать такую же схему, — рассказывает Валерий Атоян, начальник планово‑договорного отдела департамента транспорта, — но имея такой прецедент, боюсь, что и рынок «Квадро» также подаст на нас в суд».
Издержки госзаказа
В этом году появился дорожный фонд — государственные деньги на финансирование дорожных работ. «С появлением дорожного фонда значительно увеличились средства на ремонт дорог, на строительство, на капитальный ремонт и на содержание, — комментирует Алексей Колбин. — В этом году мы действительно выделили муниципальным образованиям 4,4 млрд руб. — на строительство, на ремонт и даже на содержание дорог».
Владимир Гребенюк, председатель комитета заксобрания РО по строительству, ЖКХ, энергетике, транспорту и связи, говорит, что в связи с формированием этого фонда работы по приведению дорог на территории Ростовской области в надлежащее состояние заметно активизировались, хотя недостатки есть. «Допустим, — приводит он пример, — необходимо ежегодное финансирование на строительство дорог и на их реконструкцию около 500‑600 км ежегодно: около 500 км строить надо и 500 км ремонтировать. Фактически осваивается десятая часть. Этого, конечно, недостаточно».
Вдобавок к этому качество дорог оставляет желать лучшего из‑за проблем на этапе проведения тендеров. Так, некоторые признают, чтобы выиграть аукцион, компания демпингует, сознательно занижая стоимость заказа, что потом компенсируется экономией на материалах и выполнении строительных работ. Владимир Еременко, генеральный директор ООО «Юг‑строй‑комплекс» объясняет, что в тендере выигрывает тот, кто предложит меньшую цену, а победитель, как правило, не способен выполнить работу добросовестно и качественно: «Кое‑как он потом сдает объект заказчику, которому нет дела до грамотного расходования бюджетных средств. В результате щебня насыпают меньше, чем нужно. Вместо пяти слоев асфальта — кладут два, каток проезжает по свежему покрытию один раз вместо двух».
Строительство дорог — это рынок, который требует от подрядчика обязательного знания дорожного дела и дорожной специфики. «На работах по строительству, реконструкции и капремонту дорог случайных людей почти не бывает, — комментирует Сергей Миронов, главный инженер Федерального управления автодорог «Северный Кавказ». — Если говорить о ремонте, то здесь к участникам торгов требования менее жесткие, так как не меняются технические параметры дороги, здесь просто приводятся в соответствие нормативам эксплуатационные характеристики. В связи с этим появляется определенный процент неблагонадежных компаний, не знающих специфики дела. С такими организациями мы пытаемся бороться уже на стадии рассмотрения заявок, проводя оценку соответствия компании требованиям федерального закона».
В Антимонопольном комитете РФ существует список недобросовестных подрядчиков, с которыми уже сталкивались власти регионов страны. С помощью такого реестра комитет в течение трех лет не рекомендует обращаться в недобросовестную компанию. Последняя же, ввиду таких условий, либо прекращает свою деятельность, либо переименовывается, иначе заказов ей не видать, объясняет Вячеслав Болдырев, начальник Ростовского территориального управления Воронежского филиала ГК «Российские автомобильные дороги».
К появлению недобросовестных подрядчиков привело несовершенство ФЗ № 94. Его постоянная доработка со стороны ФАС вызывает все больше противоречий. Поэтому Минэкономразвития РФ было поручено разработать и подготовить проект новой системы госзакупок. В мае этого года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект о федеральной контрактной системе, который 21 июня она приняла в первом чтении. Предполагается, что второе чтение законопроекта пройдет в сентябре‑октябре 2012 года.
Острый дефицит надежных фирм‑проектировщиков и подрядчиков стал неожиданной проблемой для властей региона. Но в министерстве надеются, что ситуация исправится благодаря росту спроса, поскольку для исправления дорожной ситуации в Ростовской области необходимо ежегодно капитально ремонтировать чуть менее 600 км дорог. Однако, несмотря на увеличение финансирования до 10 млрд руб., положение вряд ли удастся исправить за один год.
Подготовила Мария Карачевцева