Зачем вам стадион, если нормальных гостиниц нет?
Я второй раз за год в Ростове и в глаза бросается то, что в городе есть инфраструктурные объекты, но они устарели, не отвечают требованиям времени и поэтому практически не функционируют
Мои первые впечатления - в городе не так много автомобилей, а пробки приобретают московский масштаб, дороги как шоссе идут через жилые кварталы. На мой взгляд, это не совсем правильно.
В России есть проблема, о которой уже неоднократно говорилось на самом высоком уровне – в стране слабо развита инфраструктура.
Институт государственно-частного партнерства в России только на первоначальном этапе развития, и ему, на мой взгляд, неоправданно уделяют слишком много внимания. Его рассматривают как ключ к решению всех проблем, в то время как ГЧП – лишь один из способов финансирования инфраструктуры. И, кстати, не всегда - самый лучший. Порой это сложно, это дорого, это долго. Идеальный вариант создания инфраструктуры, на мой взгляд, – бюджетные деньги: вот это быстро, это можно контролировать. Но, к сожалению, мешает большой финансовый дефицит, особенно в регионах.
Каждая область имеет свои инвестиционные программы с льготами по налогам, субсидиями и конкретными предложениями по инвестиционным площадкам. Когда инвестор приезжает в Россию, он рассматривает разные варианты расположения проекта. Например, когда Toyota хотела строить свой завод в России, мы были их юридическими консультантами. Они изучали девять субъектов Российской Федерации. Постоянные перелеты на чартерных рейсах, юридические анализы законодательств каждой из этих девяти областей, но выбрали Санкт-Петербург. То же самое, я уверен, делал и Lafarge, французский производитель строительных материалов, когда выбирал Ростовскую область. Здесь важно понимать, что администрации разных субъектов федерации – в каком-то смысле конкуренты, они соперничают между собой, ведь присутствие инвестора в регионе - это рабочие места, налоговые отчисления.
Опять-таки, на мой взгляд, проекты для ГЧП должны быть такими, которые невозможно финансировать через другие схемы и которые действительно социально значимы. Важно не допустить перекоса, как, например, сконцентрироваться на строительстве платных дорог, а жилищное строительство, образование, медицину, отодвинуть на второй план.
В процессе вхождения России в ВТО у нее появилось много возможностей по увеличению господдержки, но пока не очевидно, что государство собирается что-то предпринимать в этом вопросе. До 2018 года осталось совсем немного времени, когда можно поддерживать, например, агросектор и помогать его реструктуризации. Это очень важная для России задача. Но, мне кажется, что ей не уделяется должное внимание. Приоритетом сейчас является футбольный стадион. Но, неужели это настолько же важно, как дороги, инфраструктура, больницы, водоканалы? Конечно, новый стадион - это приятно, и даже нужно. Но только при условии, что все остальное уже есть. Я не сомневаюсь, что футбольный стадион будет классный. Но вот люди приезжают сюда, где они селятся? Нет ни одной нормальной гостиницы. Цена отеля, где я остановился в Ростове, выше, чем в Москве, и в два раза выше, чем, например, в Брюсселе, хотя это не самый дешевый город.
У меня в Америке резиденция во Флориде. Я часто езжу из нее в Нью-Йорк и обратно. Это расстояние чуть больше, чем Москва – Ростов, а стоимость проезда в два раза меньше. Причина дорогих российских билетов - отсутствие конкуренции. Отсюда - слабое развитие внутреннего туризма, хотя на Юге он может стать одной из основных отраслей для инвестиций. Странно иметь такие ресурсы как Азовское и Черное море и не использовать их в полной мере.
Еще одна проблема, которую видят инвесторы при работе в России, это плохая подготовка проектов. Вот пример. В Санкт-Петербурге объявляется тендер на мусоросжигательный завод. Большой проект, большой интерес, целый год идет подготовка к тендеру. Участвуют три заявителя. Затраты масштабные - около миллиона долларов. Объявляется победитель тендера, дело переходит к диалогу: разрабатывают контракт, подписывают. А потом оказывается, что проект реализовать нельзя, поскольку он не соответствует фитосанитарным нормам. Проект приостановлен, но, к сожалению, инвестору не возмещаются средства, которые он затратил на подготовку проекта. Это не самая лучшая модель работы с инвесторами, тем более иностранными. Результатом такого подхода может стать, и, скорее всего, станет, если ничего не поменяется, снижение инвестиционного интереса к российским инфраструктурным проектам.
Вывод: чтобы привлекать инвестиции в инфраструктуру городов, должно быть правильное распределение государственных ресурсов и качественная подготовка документации.