Зачем инвестору товарищ?
Инвестиционное товарищество — это новая организационно‑правовая форма осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в нашей стране.
Существует большое количество различных мнений касательно этого механизма — от огульной критики до уверенности в том, что для инвестиционного рынка найдено универсальное лекарство от безденежья. На мой взгляд, не стоит переоценивать значение инвестиционного товарищества, которое является всего лишь одним (пусть и достаточно важным) из элементов осуществления инвестиций.
Соответствующий Федеральный закон «Об инвестиционных товариществах» вступил в силу с начала 2012 года. Положениями закона заложены механизмы осуществления совместных инвестиций без образования юридического лица на основе договора инвестиционного товарищества. При этом предусмотрены достаточно структурированные конструкции для управления товариществом и распределением финансовых потоков и обязательств. Безусловно, авторы документа пытались найти компромисс между необходимым регламентированием деятельности товарищества, включая вопросы управления и финансирования его деятельности, и свободой действий товарищей, жизненно важной в предпринимательской культуре нашего времени.
Конечно, на выходе получился достаточно гибкий механизм. По крайней мере, по сравнению с уже существовавшими на момент принятия закона корпоративными формами предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что ввиду отсутствия такого важного корпоративного элемента, как создание юридического лица, инвестиционное товарищество не стоит относить к исключительно договорным механизмам инвестиционной деятельности. Однако тот факт, что авторы закона предоставляют товарищам крайне широкие возможности в рамках договора инвестиционного товарищества, делает этот механизм очень гибким.
К примеру, крайне важным является то, что товарищей разделили на два уровня: управляющие товарищи и товарищи, таковыми не являющиеся. Управляющие товарищи могут вносить в качестве вклада деньги, иное имущество, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловую репутацию. Управляющие товарищи, которых может быть несколько, становятся ключевыми элементами и участниками инвестиционного товарищества. В отличие от них прочие товарищи могут вносить только деньги. При этом управляющие товарищи не могут выйти из товарищества, а прочие товарищи могут. По сути «простой» товарищ имеет возможность, вложив свои деньги в какой‑то инвестиционный проект, продать свою долю третьему лицу с учетом желаемой прибыльности осуществленных инвестиций при успешности проекта. Это является практически идеальным вариантом для «капитализации» небольших стартапов.
Безусловно, эффективность инструмента инвестиционного товарищества покажет время. К примеру, крайне интересным представляется будущая практика налогообложения, бухгалтерского учета инвестиционных товариществ со стороны фискальных органов. Не секрет, что для крупных игроков инвестиционного рынка данный вопрос не стоит настолько остро ввиду наличия у большинства из них достаточных ресурсов для минимизации подобных рисков. А для мелкого и среднего инвестиционного стартапа любые ошибочные решения этих органов являются достаточно болезненными. Вообще, успех идеи инвестиционных товариществ сильно связано с развитием инвестиционного климата и развитием механизмов правовой защиты частного бизнеса. Многое будет зависеть и от позиции, и от практики судов по отдельным вопросам деятельности инвестиционных товариществ.