Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Хождение бизнесменов в политику

О том, что донской бизнес в последнее время все активнее участвует в политической жизни региона, вполне красноречиво говорят цифры. Так, к примеру, если во время выборов в городскую думу Ростова-на

Бизнес и политика не могут друг без друга, поэтому зачастую они тесно взаимосвязаны, каким бы демократичным не являлось устройство государства. Но если в зрелых демократиях интересы предпринимателей представляют профессиональные политики и лоббисты, то в нашей стране деловые люди сами идут во власть. И хождение это вполне закономерно. В условиях откровенно слабой политической системы, отсутствия гражданского общества и несформированного среднего класса только бизнесмены могут позволить себе депутатское кресло.

О том, что донской бизнес в последнее время все активнее участвует в политической жизни региона, вполне красноречиво говорят цифры. Так, к примеру, если во время выборов в городскую думу Ростова-на-Дону в 2005 г. представители предпринимательского сообщества составляли лишь пятую часть от кандидатов (21,4%), то в 2010 г. доля бизнесменов среди желающих стать депутатами перевалила за 41%. Если посмотреть на состав Законодательного собрания Ростовской области, то окажется, что половина из 51 депутата донского парламента— бизнесмены и представители топ-менеджмента крупных предприятий. «ДК» решил выяснить, зачем предприниматели идут в политику, во сколько это сомнительное удовольствие может обойтись, а также вспомнить наиболее известных ростовских бизнесменов-политиков.

Бизнесмены идут в депутаты, потому что больше некому
В 90% случаев бизнесмены идут в политику прежде всего для того, чтобы лоббировать свои корпоративные интересы, считает ВЛАДИМИР БЕЛОКОНЕВ, ростовский политтехнолог, директор по рекламе и PR АН «Женева». Ростовская область здесь не исключение. И лишь единицы предпринимателей достигают той стадии в своем развитии, при которой чувствуют искреннюю готовность сделать на парламентской службе что-то не только для себя, но и для избирателя. Пока это крайне редкое явление. Чаще всего депутаты-бизнесмены выполняют партийный заказ, изредка выторговывая что-то и для своего дела.
Политологи отмечают, что не стоит эту тенденцию воспринимать как агрессивную экспансию бизнеса с выдавливанием активистов от представителей других социальных и общественных групп. Все дело в том, что, по крайней мере в донском регионе, прожившем 19 лет в условиях чубовского застоя, политическая инициатива была практически уничтожена вместе с возможной почвой для ее появления. У нас сегодня нет сильной оппозиции, кроме маргинально-неконструктивных коммунистов, которая могла бы помочь созреть начинающему политику и получить поддержку целевых социальных групп. Да и сами социальные группы и институты не особо дозрели до готовности кого-то поддерживать, делегировать, поскольку не осознали ни себя, ни своих интересов. Поэтому кроме представителей медицины, образования, науки, культуры и самой власти, в политику никто не горит желанием идти. А даже если и горит, то финансовых или интеллектуальных ресурсов на это чаще всего нет. В итоге остаются только бизнесмены, у которых есть средства на кампанию, четкое понимание того, что нужно от власти, а также умение отстаивать свои интересы. Но стоит оговориться— на Дону такие походы в законодательную власть до сих были строго согласованными с властью исполнительной. Так что говорить о политической самостоятельности бизнеса в Ростовской области не приходится.
Стоит отметить, что место в парламенте— наиболее распространенная практика использования бизнесом политического ресурса в нашем регионе. Есть, конечно, вариант «своего чиновника» в органах исполнительной власти, но он крайне сложный и маловероятный. Не отличились донские предприниматели и в умении создавать политические партии и движения. «На моей памяти нет таких фактов, чтобы ростовчане создавали собственные партии,— говорит политолог СЕРГЕЙ РЕЗНИК.— В общероссийских движениях участвовали, в генеральные политсоветы и остальные управляющие органы входили, а собственных партий— не было». Гендиректор фонда «Прикладная политология» СЕРГЕЙ СМИРНОВ* добавляет: «В разное время некоторые ростовские бизнесмены финансировали или даже возглавляли областные отделения тех или иных политических партий. Например, в начале 1990-х годов ВЛАДИМИР МЕЛЬНИКОВ помогал «Выбору России», в начале 2000-х годов КИРИЛЛ ПОДОЛЬСКИЙ финансировал «Союз правых сил»». Оба считали, что участие в политике поможет им в решении бизнес-вопросов, однако, по словам г-на Смирнова, в обоих случаях особых результатов это не дало и через некоторое время их политическая деятельность и финансирование «своих» партий прекратились. В дальнейшем подобных значимых попыток донские бизнесмены уже не осуществляли. Активное участие ростовских бизнесменов в предвыборных кампаниях и «Единой России»— не в счет.
Во сколько обойдется депутатское кресло
Если говорить о стоимости затрат на предвыборную кампанию, то она во многом зависит от того, каков метод формирования представительного органа: по партийным спискам, одномандатным округам или по принципу личной преданности тому, кто сидит на распределении мандатов. «Деньги решают не все, поэтому стоимость кресла может составлять от нуля до бесконечности,— говорит г-н Резник.— Те же коммунисты из Заксобрания РО ничего никому не платили за свои мандаты. Но и в городской Думе есть депутаты-единороссы, которых трудно назвать платежеспособными». По словам Сергея Смирнова*, стоимость депутатского места зависит от характера округа, личной и профессиональной биографии, известности самого кандидата, опыта его участия в выборах и результатах этого участия. Вес этих коэффициентов в стоимости кампании, говорит г-н Белоконев, определяется в ходе социологических исследований, которые проводятся по заказу политтехнологов на деньги кандидата.
Долгое время в ходу было простое правило для предварительной оценки возможных затрат на проведение предвыборной кампании: 1$ на одного избирателя, если в округе более 100 тыс. избирателей; 2$ на одного избирателя, если в округе от 50 до 100 тыс. избирателей, 3-4$ на одного избирателя, если в округе менее 50 тыс. избирателей (в эти суммы включались и затраты на проведение косвенных рекламных и PR-мероприятий). Сергей Резник, в свою очередь, указал цену в 3–7$ за одного избирателя, оговорившись при этом также, что чем меньше округ, тем выше стоимость одного голоса. «В последний раз, на ростовской городской думе, мы считали, исходя из цены 180 рублей на голосующего одного избирателя,— добавил г-н Резник.— С другой стороны, в одном из районов Ростовской области победивший партию власти кандидат потратил сущие копейки. Многое зависит от того, как работает технологическая команда».
Стоит отметить, что расходы на СМИ считаются отдельно, поскольку расценки на их услуги кандидатам публикуются уже после старта предвыборной кампании, отмечает Владимир Белоконев. Повысить стоимость кампании могут так называемые «спецпроекты»— дополнительные действия по привлечению внимания избирателей. К примеру, такими спецпроектами может стать регистрация кандидата-подсадной утки, через которого сливается негатив и информационный шум в сторону конкурентов кандидата-заказчика. Это могут быть и провокации, пиар-кампании и тому подобное. Соответственно, по минимальным расценкам стоимость места в ростовской городской Думе может обойтись в $90–150 тыс. долларов, а в Законодательном собрании— в $220–350 тыс.
Говоря о неофициальной стоимости депутатских кресел в гордуме Ростова, собеседники «ДК» назвали несколько цифр. В частности, покупка лояльности человека, отвечающего за результаты выборов в муниципальном образовании, может обойтись кандидату в сумму от $50 до $100 тыс. Это своеобразная плата за вход в избирательную кампанию. Она не гарантирует победы на выборах, но она гарантирует, что кандидата не снимут до или во время избирательной кампании по какой-либо причине. Если же в думу пройти не удалось, особенно расстраиваться не стоит. По словам местных политтехнологов, можно «купить» уже готового депутата. $10 тысяч— и он вой- дет в любую фракцию, сменит партийную принадлежность или будет голосовать за нужные вам решения и постановления. Но купить можно не любого депутата. Как раз таки парламентарии-бизнесмены не продаются— они должны «отбить» свои вложения в свой политический проект. А вот партийные функционеры, работники социальных, общественных институтов всегда готовы вой- ти в ваше положение за соответствующее вознаграждение.
Г-н Смирнов добавляет, что успех на выборах зависит не только от денег: гораздо важнее актуальные идея и проект кампании, использование эффективных избирательных технологий, наиболее подходящих для конкретного округа или целевой группы. И, конечно же, необходимо активное личное участие самого кандидата в его предвыборной агитации. Как сказал один из местных депутатов Госдумы: «выборы— это не магазин, здесь нельзя просто заплатить и купить, здесь надо работать». Еще один важный фактор— партийная принадлежность кандидата. В середине 90-х годов многие известные бизнесмены в Ростове шли на выборы в качестве кандидатов от «Яблока», сегодня дополнительные голоса избирателей дает выдвижение от «Единой России».
Бизнесмены-отличники на политической службе
Анализируя политическую активность крупных донских бизнесменов, можно увидеть, что большинство из них хотя бы раз бывали депутатами Законодательного собрания или городской думы. Однако есть среди них и политические долгожители и авторитеты. К примеру, первым в этом списке, безусловно идет глава «Ростоврегионгаза» и «Ростовоблгаза» АЛИ УЗДЕНОВ, яркий и уважаемый представитель донской бизнес-элиты: «дважды» депутат Заксобрания, входит в состав Президиума Регионального политсовета Ростовского регионального отделения ВПП «Единая Россия», контролирует распределение и транспортировку столь дорогого в южных субъектах Федерации газа, занимается сельским хозяйством и попутно председательствует в совете директоров ФК «Ростов». О том, что политическая влиятельность бизнесмена Узденова распространяется за пределы Дона, говорит тот факт, что, когда летом 2008 г. южный полпред представлял Президенту РФ кандидатуры на пост главы Карачаево-Черкессии, практически все политологи отметили, что в этот список попал и г-н Узденов.
Успешной можно считать и политическую карьеру основателя группы компаний «АГРОКОМ» ИВАНА САВВИДИ, который побывал уже в двух созывах Госдумы РФ, достигнув определенных результатов в отстаивании интересов российской табачной отрасли, а также участвуя во внешнеполитической деятельности нижней палаты парламента (интервью с г-ном Саввиди см. на стр. 22). Не менее влиятельными политическими старожилами среди местных бизнесменов можно считать КОНСТАНТИНА КУЗИНА, БОРИСА СЛЮСАРЯ, СЕРГЕЯ РЫЗЕНКО.
Глава агрохолдинга «Юг Руси» СЕРГЕЙ КИСЛОВ депутатом Заксобрания не был, но в его политической биографии есть другой любопытный эпизод. В марте 2006 г. ростовский парламент избрал его членом Совета Федерации, но полномочия г-на Кислова не были подтверждены спикером СЕРГЕЕМ МИРОНОВЫМ без объяснения причин. Говорят, на тот момент ВЛАДИМИР ЧУБ и г-н Миронов находились не в лучших отношениях. Вместо этого в мае 2007 г. он был назначен Почетным Консулом Республики Франция. Помимо этого г-н Кислов занимается активной общественно-политической деятельностью в сфере защиты интересов сельхозтоваропроизводителей: с 2002 г. он член президиума «Российского Аграрного Движения» («РАД»), руководителем которого является бывший министр сельского хозяйства РФ, а ныне губернатор Воронежской области АЛЕКСЕЙ ГОРДЕЕВ. А в апреле 2007 г. Сергей Кислов был избран председателем Агропромышленного союза России в Южном федеральном округе. В октябре 2007 г. избран Председателем общероссийского агропромышленного объединения работодателей.
Председатель Совета директоров ГК «Новое содружество» КОНСТАНТИН БАБКИН— самый нетипичный представитель донского бизнеса, увлекающийся политикой не по-ростовски масштабно. По всей видимости, без собственной партии он долго не может. Долгое время г-н Бабкин был членом Федерального политического совета и председателем Центрального исполнительного комитета партии «Свободная Россия». В этом году Константин Бабкин учредил и презентовал свое новое детище— «Партию дела», в которую уже активно и, видимо, с большой надеждой на светлое будущее вступают рядовые работники и менеджеры «Ростсельмаша», о чем он пишет в своем «Дневнике вождя» в «ЖЖ» (babkin-k.livejournal.com).
Собеседники «ДК» полагают, что с каждым годом количество бизнесменов, стремящихся во власть, будет только расти, поскольку в нашей стране иного механизма эффективной защиты от этой же власти пока не придумано.
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.