Подписаться
Курс ЦБ на 09.07
78,16
91,96

Воплотитель розовых грез

досье Александр Мкртчян Родился 9 августа 1966 г. Образование: в 1990 г. окончил исторический факультет Ростовского государственного университета по специальности «историк». Карьера: после окон

Генеральный директор компании «Розовый слон» Александр Мкртчян уверен: чтобы успешно продавать такой неосязаемый товар, как туристические поездки, нужно быть влюбленным в него. Именно поэтому в его фирме очень многое зависит от харизмы руководителя и сотрудников. И направления здесь выбирают лишь те, которые сотрудники сами знают и любят.
досье
Александр Мкртчян
Родился 9 августа 1966 г.
Образование: в 1990 г. окончил исторический факультет Ростовского государственного университета по специальности «историк».
Карьера: после окончания университета работал на разных должностях в ТОО «Турагентство» (позже преобразовано в кооператив «Круиз») и туркомпании «Ортодокс». С 1998 г. - владелец и генеральный директор компании Розовый слон.
Достижения: С 2003 г. член Админист­ративного Совета Французского Альянса при посольстве Франции.
Семья: Женат, воспитывает сына и дочь.

 

Продавец-гид

Прежде чем допустить нового сотрудника к продаже туров, в «Розовом слоне» для него устраивают своеобразный «курс молодого бойца». При наличии хороших базовых знаний компьютера и английского языка, его в первые месяцы работы «накачивают» информацией из туристических газет, журналов, видеокассет, CD-дисков, телевидения, work-шопов и т.д.

– Если через три месяца мы видим, что сотрудник «созрел», то отправляем его на стажировку за границу. Но для этого он должен иметь массу информации о стране, в которую едет. Если это Австрия, то где, например, находится город Баден, какие там лечебницы, как готовят венский штрудель и т. д. В сотрудника нужно где-то год вкладывать, чтобы пошла отдача.


Зачем такие сложности?

– Для менеджеров самое главное – это профессионализм. Сейчас век компьютеризации, клиенты грамотные и моментально чувствуют фальшь даже в мелочах. Допустим, сколько летит самолет от Ростова до Ташкента, какой пляж в Мармарисе – песчаный или галька, в каком месяце штормит на Пхукете? Если ты чего-то не знаешь, турист, скорее всего, не купит у тебя путевку.

А если тур предлагается с любовью, то турист это моментально чувствует. Вот влюблены некоторые сотрудники в Эмираты, и они будут продавать эти Эмираты как никто другой. Ведь мы продаем продукт, который нельзя пощупать руками, наша услуга находится от клиента за много тысяч километров по расстоянию и за две-три недели – по времени. Получается, что мы продаем настроение, нечто эфемерное, что можно прочувствовать только во время поездки.


Но ведь важно, чтобы направление полюбили еще и клиенты. Как вы разрабатываете каждый конкретный тур?

– Есть такое выражение: «Любой каприз за ваши деньги». Я его не очень люблю. Это издевательская фраза, причем подтекст у нее скрытый. Я в туризме уже 16 лет и что-то не припомню, чтобы человек за любой свой каприз платил деньги. Мы стараемся экономить деньги клиента. Ну, допустим, приходит к нам человек и говорит: «Я хочу поехать из Рима в Бари». Менеджер по продажам должен ему объяснить, что до Бари ехать больше пяти часов, это далеко, а если он хочет поехать в Южную Италию, то мы можем предложить Неаполь. К тому же в Неаполь организован автобус, который стоит 40 евро, а до Бари придется брать машину и платить почти 500 евро. Если клиент все равно говорит: «Я все это знаю, но хочу именно в Бари»,– вот тогда мы будем продавать тур так, как он того хочет. Когда турист понимает, что его не ободрали, а наоборот, предложили качественную услугу, но по более низкой цене, он в эту фирму придет снова.

Самое главное – соотношение цены и качества. Интуиция, безусловно, важна, но мы должны четко представлять, за какие деньги люди купят тур. Допустим, что больше всего спрашивают летом? Безвизовое направление, чтобы было все включено: питание, напитки, гостиница у моря, красивая природа, бассейн, кондиционер и т.д. И люди будут готовы поехать куда угодно. Но поездка должна стоить разумные деньги: на семью – $1-2 тыс. Под эту статью попадает только Турция. Мы организовывали туры в Хорватию, Тунис, Грецию. И люди едут туда, но не массово. Например, в прошлом году у нас было всего пять рейсов в Болгарию и 128 – в Турцию. Вот такая статистика. Чем отдых в Греции хуже отдыха в Турции? Да ничем, он даже лучше. Однако в Греции дороже.

Если мы видим, что спроса не будет, то за разработку не беремся. Много есть случаев, когда операторы теряли немалые деньги только из-за того, что неправильно рассчитали востребованность продукта. Из такой ситуации есть два варианта выхода. Первый – вернуть деньги туристу, мол, «извините, не получилось». Второй – покрыть убытки из собственного кармана и сделать людям приятное, организовав тур.


У вас были такие случаи?

– Конечно. Пять лет назад, когда на Новый год мы впервые в истории Ростова решили организовать рейс на Шарм-эль-Шейх. Раньше туда отправляли туристов только на Рождество. Дело в том, что именно на Новый год все отели поднимают цены, а люди не были готовы переплачивать, в среднем, по $600. Многие решили взять путевки на 5 января, когда их стоимость снизится. Мы потеряли тогда огромные для нас деньги – $30 тыс., но, тем не менее, всех желающих отправили, заплатили из собственного кармана. Было неприятно. Естественно, мы эти деньги потом вернули. Уже на следующий год люди привыкли, что тур может стоить так дорого. А первый опыт был неудачным.

Как «Розовый слон» победил «Атлас»

Александр Мкртчян рассказывает, что сейчас занимается исключительно разработкой стратегии развития фирмы, постепенно передавая свои функции подчиненным. А когда компания только открылась, штат был небольшой и ему приходилось выступать во многих качест­вах: владельца, директора, разработчика туров, специалиста по работе с клиентами. Он сознательно выстраивал подобную бизнес-модель: так легче контролировать внутренние процессы.

– Когда начинаешь свой бизнес на паях с кем-то, это удобно, потому что имеешь возможность дополнительно привлекать инвестиции. Но когда фирма развивается и появляются внутренние источники финансирования, то многим становится тяжело работать в команде. Делятся ведь не только расходы, но и доходы. Поэтому мой совет: прежде чем создавать бизнес на паях с кем-то, надо много раз подумать. Я, например, начинал один. Стартовый капитал у отца занял, в течение нескольких месяцев потом этот долг отдавал. Отлично помню: денег мне было нужно на три месяца. В течение этого времени надо было оплачивать аренду, плюс расходы на рекламу и зарплату сотрудникам. Моя компания стала окупать себя только через четыре месяца.


Название для компании тоже придумывали самостоятельно?

– Перед тем, как регистрировать общество, я взял ручку и добросовестно придумал 40 названий. Для турфирмы какие названия? «Атлас», «Глобус», «Компас» Не называть же ее «Табуреткой». На 90% хотел назвать свою компанию «Атлас». И вот тут позвонил мой товарищ, я ему в ходе разговора и сказал: «Да фирму можно назвать как угодно, хоть «Розовый слон». Как ты будешь ее рекламировать, так ее и будут знать». А потом раз, замолчал. «Розовый слон»? А почему бы и нет? То есть я даже не думал ни секунды над названием. Тем более что розовый слон – популярная игрушка у детей, есть песня «Жил на поляне розовый слон» из фильма «Боба и слон». Розовый цвет людей всегда успокаивает, а слон – это одновременно животное сильное и доброе. И вообще название запоминающееся. Я хотел эпатировать немножко.

Если хочешь фирму сразу убить, назови ее «ДонКурортАгроСервис». После ее можно сразу хоронить. А вот если металлобазу собираешься открывать, ее нельзя называть «Розовый слон». Лучше придумать что-то вроде «ЮжМе­таллСтройЧерМет».


Почему вы решили самостоятельно разрабатывать туристические направления, пошли путем туроператора, а не турагентства?

– Бизнес турагентства территориально ограничен. Ты продаешь туры только тем клиентам, которые находятся поблизости. Ну, кто поедет, например, из Новороссийска или Туапсе в Ростов, чтобы купить путевку? А в качестве операторов мы продаем наши направления в других городах. Сегодня сфера интересов компании «Розовый слон» распространяется на весь юг России: Нальчик, Минеральные Воды, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Майкоп, Новороссийск, Туапсе. Кроме того, работаем на востоке Украины, в Мариуполе. Во всех этих городах находятся турагентства, покупающие наш продукт и предлагающие его уже на месте.

Если у тебя есть что предложить людям, глупо быть просто агентом. Например, когда в 1998 г. случился дефолт, нам было всего около полугода и просто повезло. Мы нашли очень выгодное предложение – гостиница «Гилькюй» в Турции, все включено, на берегу моря, с горками, детям до 11 лет – бесплатно. Путевки мы продавали по супернизкой цене на то время – $400 за неделю. И люди, несмотря на дефолт, ехали. Мы каждую неделю отправляли по 30-40 человек. Сейчас – по 300-400, но ведь с тех пор прошло уже семь лет. А тогда мы были так горды своим успехом: у нас, молодой фирмы, этот «Гилькюй» покупали все ростовские турфирмы.

В общем, дефолт мы пережили на удивление легко. Получилась такая ситуация: число людей, которые хотели бы поехать за границу, во время дефолта резко упало. Но клиенты платили нам в долларах, а расходы на аренду офиса, телефонные переговоры, зарплату сотрудникам и рекламу отчислялись в рублях. Доллар подорожал в три раза, и в три раза упало количество туристов. То есть, наши доходы уменьшились, но уменьшились и расходы.

Отказ от универсальности

Генеральный директор компании «Розовый слон» не стремится сделать из своей фирмы универсального оператора, работающего по всем направлениям. Он уверен, что рынок будет развиваться по пути специализации.

– Невозможно быть везде первым. Если фирма пытается заниматься всем – и Прибалтикой, и Черноморским побережьем, и Кавминводами – ясно, что она по всем направлениям будет проигрывать. Так исторически сложилось: нужно делать то, что получается лучше. К примеру, мы ведущий на юге России оператор по Турции, Таиланду, Египту, Австрии, Эмиратам, Кипру и Чехии. Но в то же время проигрываем конкурентам в организации туров по Италии или Испании.


Но вы же планируете разрабатывать новые направления?

– Благосостояние наших граждан в дальнейшем будет расти, они смогут платить за услуги туроператоров больше денег, но при этом станут требовать индивидуального к себе отношения. «Массовка» будет потихоньку уходить в сторону. По­явятся новые, более дорогие направления – европейские страны, пляжный отдых. То есть такие места, куда придется лететь не более двух-трех часов.


Вы говорите, в основном, о зарубежных турах. Россией когда-нибудь операторы заинтересуются?

– У меня есть такой опыт. В начале 90-х на первом месте работы – в ТОО «Турагентство» – я занимался организацией групповых поездок в Москву, Киев, Бухару и Самарканд. Когда стало ясно, что Россия начинает «открываться» и для иностранных туристов, мы занялись организацией трофейной охоты для заграничных гостей. Потом занялись альпинизмом. У западных альпинистов существует пунктик покорения самых высоких точек каждого континента. Например, Мак-Кинли в Северной Америке, Акандакуа – в Южной, Эверест – в Азии, Килиманджаро – в Африке. А в Европе – это Эльбрус, и мы сделали на него ставку. Брали в проводники своих однокурсников, поднимались на высоту 5 642 метра. Водили норвежских, французских, шведских альпинистов. На этом также заработали очень хорошие деньги. В первый раз мы разослали письма 300 западным альпинистским клубам, но ответили нам только два. Рынок не очень большой.

Сейчас в нашей компании нет предложений по российским курортам, потому что отечественный сервис оставляет желать лучшего. А если даже он на высоком уровне, то путевка стоит столько, что нам просто неудобно ее людям предлагать. Допустим, отель «Черноморье» в Сочи – $200 в сутки с человека. Я считаю, что это просто безумные деньги. Это при том, что отель находится в 200 метрах от моря, пляж у него арендуемый, питание трехразовое, но за напитки нужно отдельно платить.

Мой прогноз: в ближайшее время ситуация в стране изменится. Конкуренция усилится, соответственно, отели с нормальным сервисом будут себя продавать за разумные деньги. Тогда мы и займемся продажей туров по России. Думаю, что это произойдет в ближайшие год-два.

Самое читаемое
  • Новые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионахНовые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионах
  • Путин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездоПутин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездо
  • Минтранс передал соболезнования родственникам Романа СтаровойтаМинтранс передал соболезнования родственникам Романа Старовойта
  • ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.