Волшебное представление Алексея Фадеечева
Ростов постепенно забывает о своем прошлом без балета. В репертуаре Музыкального театра— прекрасная классика. Под руководством АЛЕКСЕЯ ФАДЕЕЧЕВА поставлены «Дон Кихот» (оригинальная версия), «Тщетн
Ростов постепенно забывает о своем прошлом без балета. В репертуаре Музыкального театра— прекрасная классика. Под руководством АЛЕКСЕЯ ФАДЕЕЧЕВА поставлены «Дон Кихот» (оригинальная версия), «Тщетная предосторожность», «Пахита», «Ромео и Джульетта», новогодний балет «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро»— своего рода торговая марка русского балета. Ростовский балет гастролирует по области и за рубежом, в Англии, по Арабским Эмиратам, его хорошо знают и тепло принимают в Испании и Португалии, в том числе и в знаменитом лиссабонском «Колизеуме», в Барселоне, Бильбао. В декабре труппа отправляется в новый долгосрочный тур в Европу. Дома проблем с пустующими залами тоже нет. Прежде чем на сайте РГМТ стали размещать информацию о составе танцоров, ростовчане звонили в театр и все уточняли: а сегодня будет танцевать Олег Сальцев или Лиза Мислер, или Константин Ушаков, или Юлия Котелкина? Сложилась традиция ходить на любимых артистов.
— Нашим артистам нравится много танцевать,— весело говорит Алексей Фадеечев,— но ставить «Спящую красавицу», сложнейший в истории классического балета спектакль, еще два года назад, несмотря на просьбы и пожелания, я считал слишком рано. Этот балет великого Петипа требует зрелости, серьезного уровня подготовки танцоров, в представлении много сольных женских партий, одновременно на сцене танцует целый сонм персонажей. Но времена у нас быстрые, вот депутаты подгоняют под себя русский язык, обществом управляют материальные ценности. Реальность такова, что частные театры, если есть заказ от зарубежного импрессарио, ставят спешно «Спящую красавицу» с одним королем, одним придворным, парой фей. Я же решился на постановку, когда в нашу труппу в прошлом сезоне пришли новые артисты. В этой феерии у нас танцует весь состав— 60 человек.
На «Спящей красавице» зрители аплодируют, когда только поднимается занавес и сцена еще пуста. Одни лишь чудесные декорации.
— В этом живописном балете по мотивам сказок Шарля Перро крайне важен визуальный ряд,— рассказывает Алексей Фадеечев.— «Спящая красавица» в классической редакции изначально подразумевает оформление роскошное, а не побогаче. И здесь нельзя повесить две тряпки и светить якобы художественным светом, что вроде бы, по мнению некоторых театральных критиков, замечательно, концептуально. Тогда как на самом деле подобные постановки происходят от бедности и по убожеству.
Потом, мы— полувосточные люди, и чем южнее, тем более восточные. Нам не интересна аскетичность, свойственная протестантской культуре. И это нормально, когда всюду золото, при условии, конечно, что не нарушена гармония формы и содержания. При всей роскоши и блеске зрелище должно происходить в рамках вкуса, чтобы самый не осведомленный в эстетике зритель, никакой не Еврипид, не Аристотель, ощутил с первых минут спектакля душевный подъем.
Поэтому я пригласил историка моды Александра Васильева в качестве главного художника. Он с успехом оформлял балеты в Бельгии, Шотландии, Франции. Для феерии он создал уникальные эскизы декораций, воссоздав по репродукциям гравюр и литографиям подлинную атмосферу старинных французских театров. А в его авторских костюмах показана смена стилей,— ведь сон принцессы Авроры и ее свиты, заколдованных обиженной злой феей Карабос, длится сто лет, и барокко сменяет рококо. Чтобы уловить этот дух иной эпохи, надо посмотреть спектакль, но чтобы разобраться в том, как это сделано в деталях, через иной покрой платьев, обуви, парики, аксессуары, надо быть Александром Васильевым.
В чем особенность вашей хореографической редакции?
— Спектакль необходимо было оживить, придать действию динамику, чтобы зритель не уставал от зрелища. На «Русских Дягилевских сезонах» «Спящая красавица» шла в четырех актах почти пять часов, была необычная сцена— музыкальный антракт, в котором не танцуют. Безусловно, лучшие фрагменты балета Петипа— сцена с дриадами, выход и танец Авроры, за которым следует розовое адажио четырех кавалеров, танцы различных сказочных персонажей из третьего акта— нельзя было исключать, иначе феерия утратила бы свой смысл. Изменения коснулись хореографии мизансцен, усилена роль отрицательного персонажа— колдуньи Карабос, которая у нас больше прыгает, чем у Петипа. Или, например, в эпизоде, где ссорятся кот с кошкой, усилен контраст, колорит характеров, они получились крайне агрессивными зверюшками. И публика от души смеется, наблюдая за разгорающимся в танце конфликтом.
То, что фею Карабос танцует мужчина,— это традиция?
— Да, и мне кажется, что это важно— несмотря на женское платье, в мужчине сразу ощущается некая отрицательная сила.
Как решались экономические вопросы?
— «Спящая красавица»— относительно дорогая постановка. Точно такой же спектакль, с точно такими же декорациями, если ставить в столице, будет стоить раз в десять дороже. В нашем театре— это не самая дорогая постановка, но самый дорогой из балетов. Что касается экономики, то в Ростове никогда и никто мне не говорил о том, что не хватает денег и от чего-то придется отказаться. С другой стороны, я человек разумный: сначала пишу рациональный план спектакля. И не принимаю таких решений, что мне надо, допустим, пару белых бенгальских тигров приобрести во что бы то ни стало, насовсем, чтобы они жили здесь у нас. Хотя я действительно люблю использовать животных в своих постановках. В «Спящей красавице» только пока не попробовал. В этом спектакле у меня котов, волков, птичек играют люди.
Просветление
Революций в искусстве Алексей Фадеечев не признает, он— за эволюцию ради того, чтобы после любого, самого драматичного спектакля зритель покидал зал просветленным.
Музыкальный театр в Ростове эволюционирует, задает хороший импульс развитию искусства, но есть в городе сферы культуры, которые далеки от высокого роста, и никем, финансово в том числе, не поощряются. Как вам кажется, какую роль в этом неравномерном развитии культуры играет личность?
— Это объективный процесс, когда отдельные сферы искусства проседают, когда что-то хорошо, что-то не очень. И случай играет в этом процессе роль, и судьба, и природа. Может, вспышки на солнце, достоверно неизвестно, что. Однако, несомненно, личность имеет колоссальное значение. При том, что быть элементарно культурным внутри себя, к примеру, не сорить на улице, те же толстые книжки читать, ходить в театры, на выставки может обычный человек. Но творческая личность, как известно, поднимает культуру всегда на новый уровень, а не пытается опустить ее до своего уровня. У личности всегда есть цель. Я вот с большим уважением отношусь к Вячеславу Митрофановичу Кущёву (директор РГМТ— прим. ред.), потому что он умеет очень точно подбирать людей на творческие должности. Он выбирает из тех, кто знает, чего хочет. Конечно, многие люди заявляют: я знаю, чего хочу. Спросишь, ответят: я хочу, чтобы было хорошо, а не ведают, что такое это «хорошо», иногда даже поэму Маяковского не читали. И что надо делать, профессионально тоже не знают. А те, кто знает,— понимают: чтобы театр был на хорошем счету у зрителя, нужно проделать огромную работу.
Как влияет на личность окружающая культурная среда?
— Если личность уже сформировалась, то из культурной среды человек отбирает для себя то, что ему нужно. Если не сформировалась, то все зависит от свойств культурной среды. На мой взгляд, в России она чрезвычайно негативно воздействует на людей. Что я наблюдаю? Сменилась формация — с коммунистической на не понятно какую. Капитализмом ее не назовешь. Общество ориентировано на материальные ценности. В широких слоях населения денег нет. Просто сложилось общество потреб- ления. Люди переживают эти времена с трудом, хотя выросло уже не одно новое поколение, общество продолжает выживать в отсутствии нравственных принципов, идеалов. Тотальное влияние на жителей России оказывает не интернет даже, а черный ящик— наше телевидение. По-моему, это идеологическое оружие оглупления населения страны. По телевизору сутками крутят чушь, которой люди привыкли подражать, от неумения они, ко всему прочему, еще и плохо имитируют глупейшие образцы поведения. В этом я не вижу иной цели, кроме контроля поведения граждан и прекращения роста ярких личностей. Как известно, чем меньше в стране ярких личностей, тем проще управлять народом.
Из недавних культурных событий в Ростове — какое произвело на вас сильное впечатление?
— Балет-феерия «Спящая красавица» в декорациях Александра Васильева. Мы репетировали ее каждый день, утром и вечером, с прошлой зимы до июня, когда состоялась премьера. Репетировали и одновременно продолжали танцевать готовые спектакли на сцене. В традициях нашего театра, музыкального, балетного, оперного,— сегодня один спектакль, завт- ра другой, третий, чтобы зритель был заинтересован. И я вижу смысл в том, чтобы наш зритель уходил из театра всегда просветленным.
Алексей Фадеечев
художественный руководитель балетной труппы и главный балетмейстер Ростовского государственного музыкального театра, народный артист России
Родился в Москве в 1960 году.
Образование: В 1978 г. окончил Московское академическое хореографическое училище.
Карьера: Танцевал в Большом театре, Мариинском теат- ре, Датском Королевском балете, Национальных балетах Нидерландов, Финляндии, Португалии, в Бирмингемском Королевском театре, Бостонском балете и др. Исполнил множество ролей классического и драматического репертуара. С 1998 по 2000гг.— художественный руководитель балетной труппы Большого театра (Москва). За этот период балет ГАБТа получил две Национальные премии «Золотая маска» в номинации «Лучший балетный спектакль». В 1999-м в Лондоне балет «Дон Кихот» в новой редакции Фадеечева был признан лучшим балетным спектаклем года.
С 2004 г.— художественный руководитель балетной труппы и главный балетмейстер Ростовского государственного музыкального театра.