Владимир Бартеньев:«Капитализация Гарантийного фонда области должна вырасти до полумиллиарда рублей»
Министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимир Бартеньев в интервью «ДК» рассказал о последствиях кризиса в донской экономике и о том, как р
Министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимир Бартеньев в интервью «ДК» рассказал о последствиях кризиса в донской экономике и о том, как региональные власти реализуют основные антикризисные мероприятия.
— В развитии нашей экономики есть ряд положительных тенденций, которые говорят о ее устойчивости к кризисным явлениям. Например, по-прежнему Ростовская область вместе с Волгоградской делят первое место в ЮФО по объему отгруженной продукции промышленного производства. Около четверти всей отгруженной продукции в ЮФО производится на Дону. В сельском хозяйстве мы также наблюдаем положительную динамику.
Что же касается негативных последствий, то, прежде всего, это индекс промышленного производства, который за пять месяцев составил 81,1%, сократившись почти на 19%. Наиболее проблемная отрасль — угледобывающая. Здесь целый ряд проблем, об этом надо вести отдельный разговор. Есть проблемы и в обрабатывающей отрасли, но в силу диверсификации нашей экономики не все ее секторы пострадали одинаково. Серьезно просели, прежде всего, предприятия с длительным циклом изготовления продукции. А, например, предприятии легкой промышленности, напротив, демонстрируют рост объемов, поскольку успешно используют последствия девальвации.
Перечисляя негативные моменты, надо сказать и о росте безработицы. Первые месяцы кризиса была постоянная отрицательная динамика, которая продолжалась до конца первого квартала этого года. Но с апреля мы начали наблюдать замедление темпов ее роста, а затем и постепенное сокращение. Сразу же проявился рост числа вакансий. Реализация областной программы по стабилизации ситуации на рынке труда позволила зафиксировать уровень регистрируемой безработицы на уровне 1,7%. Это значительно ниже, чем в среднем по России.
Не стоит забывать и о росте задолженности по заработной плате. По отдельным месяцам она выскакивала на довольно серьезные показатели. Сейчас налажена системная работа всех заинтересованных структур, начиная с отраслевых министерств и муниципалитетов и заканчивая всеми контролирующими органами, усилена работа соответствующей комиссии при администрации области, которую возглавил вице-губернатор Сергей Назаров. Эта работа дает о себе знать. По данным на 1 июля, задолженность по заработной плате в Ростовской области снизилась до 41 миллиона рублей с 370 миллионов рублей, которые были 2 месяца назад.
— В условиях непредсказуемости конъюнктуры мировых рынков и сложной ситуации с кредиторской задолженностью, которую накопило банковское сообщество, конечно, делать прогнозы сложно. Но с учетом того взаимодействия, которое у нас организовано с минэкономики РФ — основным идеологом разработки прогнозов для формирования бюджета, можно говорить о двух вариантах развития ситуации. Первый, консервативный, предполагает, что в 2010 году действие негативных тенденций продолжится, и начало оздоровления ситуации мы увидим только к началу 2012 года. Второй вариант предполагает, что уже в 2010 году мы увидим положительную динамику в развитии экономики, и к концу 2010 года — в первом квартале 2011 года перейдем к экономическому росту. Мы все делаем, чтобы случился второй вариант. Отмечу также, что экономика Дона довольно медленно «входила» в кризис за счет своей диверсифицированности — разные отрасли проседали с разной скоростью, поэтому очевидно, что так же постепенно мы будем из него выходить.
— Во всем мире наблюдается сокращение экспортно-импортных операций. Причина понятна — девальвация сделала поставки в Россию менее выгодными, тем самым предоставив российским товаропроизводителям возможность получить конкурентное преимущество в продвижении своей продукции на мировых рынках.
Но такая ситуация долго продолжаться не может. Мир сегодня настолько интегрирован, что глобализация касается почти всех экономических процессов. Поэтому мы продолжаем искать механизмы повышения деловой активности иностранных партнеров на территории области. К примеру, в начале июля мы провели переговоры с представителями министерства экономики и занятости Финляндии, а также общественной организации «Финляндия–Россия» и оговорили возможность проведения в следующем году большого форума, направленного на презентацию Ростовской области для финских партнеров. Они планируют привезти в Ростов на форум около 150 предпринимателей Финляндии. Также хорошо мы продвинулись в контактах с корейскими партнерами — по итогам визита посла этой страны в 2008 году. Надеюсь, в этом году у нас появится первый корейский проект — он связан с поставкой технологий и оборудования для строительства быстровозводимых тепличных комплексов.
— С изменением макроэкономических показателей наша инвестиционная политика претерпела изменения. В 2009 году мы более строго начали подходить к реализации уже заявленных инвестпроектов, фондированность которых была подтверждена. «Строгость» заключается в том, что теперь мы обеспечиваем более плотное административное сопровождение ключевых проектов. Губернатор Владимир Чуб поставил задачу определить перечень приоритетных инвестпроектов, прежде всего, коммерческих, с тем, чтобы они получили «зеленый свет» по всем направлениям. Более того, по всем муниципальным образованиям главы составили аналогичные реестры проектов для мониторинга. Для того, чтобы они не повисли в воздухе, созданы специальные инструменты сопровождения — межведомственные комиссии на уровне не только обладминистрации, но и муниципалитетов, которые в оперативном порядке решают возникающие проблемы. Чтобы повысить персональную ответственность чиновников, каждый инвестпроект закреплен за конкретным министром и главой муниципального образования, на территории которого он реализуется.
В рамках такого подхода уже в первом-втором кварталах был сдан ряд объектов: полиграфическое производство «Юнипак», логопарк в Аксайском районе, модернизирован завод газового оборудования фирмы «Лемакс» в Таганроге. Еще ряд проектов будет сдан в ближайшее время. Буквально на днях закончились все согласования со службами Стройнадзора по торговому комплексу «Леруа Мерлен» на Орбитальной. Это будет их второй объект в Ростове, пуск которого состоится в июле, как мы и планировали. Серьезная работа ведется по проекту Новошахтинского нефтеперерабатывающего завода в Красносулинском районе. Проектоустроители подтвердили, что в сентябре он будет запущен. Также плотно мы работаем по двум крупнейшим проектам, которые должны быть запущены в этом году — завод компании «ПепсиКо» и завод «Кока-Кола».
Такой подход нам позволил в условиях мирового обвала инвестиций сохранить довольно приличные показатели — по итогам пяти месяцев индекс объема инвестиций в Ростовской области составил 98,5% к уровню прошлого года. Подобные незначительные снижения в 1,5% бывали и в некризисные годы.
— В конце прошлого года мы приняли программу поддержки и развития малого бизнеса на три ближайших года, которая, несмотря на все трудности формирования доходной части областного бюджета, не подверглась секвестру ни на копейку. Наверное, наиболее примечательной новацией этой программы стало создание Гарантийного фонда области. О его необходимости говорили уже давно, но в условиях кризиса эта тема стала особенно актуальной. В донском бюджете в этом году для внесения в уставной фонд Гарантийного фонда предусмотрено 100 миллионов рублей. Все необходимые административные решения уже проведены. Сейчас идет регистрация фонда как юридического лица. Надеюсь, в ближайшее время мы определимся с кандидатурой его руководителя и перейдем к поэтапной реализации этого проекта.
— После юридической регистрации мы сможем добавить в уставный капитал фонда дополнительные ресурсы. Мы участвовали в конкурсе на привлечение федеральных средств для реализации программ по поддержке малого бизнеса, в рамках которого получили 150 миллионов рублей дополнительно к нашим ста для повышения капитализации фонда — эти средства уже поступили. Таким образом, мы уже будем оперировать средствами в объеме 250 миллионов рублей. После того, как эти средства будут направлены в уставной капитал фонда, мы объявим конкурс на определение банков-партнеров. Это будет не один банк — чтобы можно было видеть эффективность расходования средств и уйти от монополизации. Одним из основных критериев отбора банков станет коэффициент-мультипликатор. Суть его в том, что банк-партнер должен будет, помимо привлечения проектов и направления их на рассмотрение фонда, увеличить ту сумму, которую мы ему предоставим на гарантию, зарезервировав со своей стороны дополнительные средства для предоставления гарантии. Из опыта работы гарантийных фондов в других субъектах, которых, правда, не так много, можно сказать, что этот коэффициент будет не меньше двух. То есть капитализация фонда должна вырасти до полумиллиарда рублей, а это уже серьезная сумма для нужд малого и среднего бизнеса РО. Хочу подчеркнуть, что сейчас мы вносим все необходимые изменения, чтобы этой формой поддерж- ки могли пользоваться предприятия и среднего бизнеса, то есть компании с годовым оборотом до 1 миллиарда рублей, что значительно расширит круг потенциальных клиентов фонда.
По-моему, это наиболее реальная жизнеспособная форма проявления частно-государственного партнерства. Эти гарантии будут, конечно, не бесплатными. Исходя из опыта коллег, предполагаем, что комиссия составит около 2% от поручительства — эти деньги пойдут на обеспечение жизнедеятельности самого фонда.
— Нет, это точно будет не чиновник. Но в рамках законодательства предусмотрен попечительский совет, в который войдут представители разных госструктур. Этот орган будет следить за деятельностью фонда, прежде всего, в рамках ежегодных аудиторских проверок. Но управлять операционной деятельностью фонда должен человек, имеющий четкое представление о том, как работает банковский сектор.
— Думаю, что осенью этого года мы выдадим первую гарантию.
В условиях мирового кризиса нам удалось сохранить довольно приличные показатели — по итогам пяти месяцев индекс объема инвестиций в регионе составил 98,5% к уровню прошлого года.