Виктор Шамиров:
В сентябре в Ростове начались съемки сериала «Местные новости». Если продюсерам с СТС понравится пилотная серия, вполне возможно, российский фонд «мыльных опер» пополнится довольно забавной работой
В сентябре в Ростове начались съемки сериала «Местные новости». Если продюсерам с СТС понравится пилотная серия, вполне возможно, российский фонд «мыльных опер» пополнится довольно забавной работой. Это будет история из жизни одной ростовской газетной редакции, где что ни день— сплошной анекдот. Снимать сериал по сценарию своего друга будет ростовский театральный режиссер Виктор Шамиров.
Кино в России— убыточный бизнес
В активе режиссера всего два фильма, один из которых («Упражнения в прекрасном») удостоился двух наград на «Кинотавре». Сам Виктор Шамиров как к киношникам, так и к ростовчанам (в отличие от своих поклонников) себя не причисляет. ДК оказался в числе поклонников мэтра, отведя ему и его работам роль главного события года в ростовской культурной жизни.
В истории современной России случаев, когда ростовские режиссеры были награждены престижными премиями кинофестивалей, можно пересчитать по пальцам. В 2006 году Кирилл Серебренников за свою работу «Изображая жертву» был награжден трижды на разных кинофестивалях: главный приз первого Римского международного кинофестиваля, приз зрительских симпатий «Серебряный грифон» XIV «Фестиваля фестивалей» и главный приз открытого российского кинофестиваля «Кинотавр».
Почему снимать кино в России невыгодно, как набираются в Ростове актеры для съемок сериала «Местные новости», и почему режиссер не считает себя ростовчанином? На эти и другие вопросы «Деловому кварталу» ответил Виктор Шамиров.
Как вы стали режиссером?
Свою театральную деятельность я начал в студенческие годы. После армии я поступил на мехмат и занимался в театре миниатюры. Это было круто, у нас был определенный успех. В труппе было четыре человека: я, Саша Ремпель, Боря Голинт и Баранов, имя которого я уже не помню. Мы сами все сочиняли, нам казалось неприличным играть чужие пьесы. Это было время, когда самым интересным было сказать что-то новое. Наши миниатюры носили абсурдистский характер. Абсурд сам по себе в то время был свежей нотой. Потом я ушел из университета и попал в театр «Эпос», где главным режиссером был Михаил Изюмский. Я был всем: ставил свет, репетировал с актерами, был помощником режиссера. Ехать в Москву и поступать на режиссерский факультет мне посоветовала Ира Тиктрова. Она уже училась в Москве на кафедре речи. Как-то раз зашла к нам на репетицию и сказала, что в ГИТИСе, сейчас это Российская Академия Театрального Искусства, Марк Захаров набирает студентов в театральную мастерскую.
Пройти вступительные испытания было сложно?
— Меня помучили. Все проходили три тура, а мне сделали их пять. В приемной комиссии просто не понимали, что со мной делать. Я не был похож на людей, которых они берут. Обычно на режиссуру приезжают поступать актеры. Т.е. люди, которые уже что-то знают о театре. А я не знал многих вещей, которые считались общеизвестными. Мне тогда было 26 лет. Но меня взяли, и я оказался в мастерской Марка Захарова. И это самая значительная по всем параметрам фамилия в моей жизни. По окончании ГИТИСа я получил диплом «режиссер театра и кино». Но про кино мы все равно ничего не знали. Институт был театральный, поэтому нас просто не учили, как снимать кино. Я театральный режиссер.
А самый крупный русскоязычный интернет-проект о кинематографе «КиноПоиск» выдает целый список фильмов с вашим участием.
— Это какая-то ошибка. Я снял всего два фильма. «Чай, кофе, потанцуем» — это просто нелепый пилот. Я снял его, это правда, но это какая-то неловкая штука, которую я не воспринимаю всерьез. «Антикиллер 2» — это ошибка, я не являюсь соавтором сценария. Продюсер фильма Юсуп Бахшиев попросил меня написать вариант сценария, когда думали пригласить известных американских актеров. Потом американцы к ним не приехали, и они еще раз переписали весь сценарий. И от меня там ничего не осталось. Но в титрах они меня оставили по каким-то непонятным мне причинам. Я снял только «Дикари» и «Упражнения в прекрасном», а также пару раз играл как актер. Кинематограф не занимает все мое время, я живу театром.
Ваши фильмы критики причисляют к комедиям. Чем близок вам этот жанр?
— Я бы не сказал, что «Дикари» или «Упражнения в прекрасном» сняты в комедийном жанре. Комедия — это серия смешных положений, в которые попадают герои. Я в «Дикарях» в большинстве случаев ничего такого невероятного не творил. Это простое эпизодное повествование. И в «Упражнениях» тоже нет ничего такого. Там люди едут, разговаривают.
А как возникла идея создания фильма «Упражнения в прекрасном»?
— В своей жизни я очень много ездил на гастроли и как актер, и как режиссер. Гастроли — это источник безумных ситуаций. Это во многом связано с алкоголем, с отрывом от родных и близких, которые как-то сдерживают нас. И у меня была идея собрать такой наворот глупости. И ребята были готовы со мной в этом участвовать. Я хотел такой шумный, дурной фильм с большим количеством участников. Фильм, в котором шесть успешных, красивых молодых мужчин ездят на гастроли и попадают в смешные, абсурдные ситуации.
Кино и деньги
— Я театральный режиссер и в денежных вопросах защищен лучше, чем режиссер кино,— утверждает Виктор Шамиров. Впрочем, он отлично знает, за сколько можно снять отличный фильм и как можно извлечь доходы из театральной деятельности.
Кто в России дает деньги на кино?
— У нас есть несколько продюсеров, которые умеют получать государственные деньги. По большому счету, большое кино делается на государственные деньги. И если быть честным, в России снимать кино— это нерентабельный бизнес.
А сколько сейчас в России стоит снять кино?
— Дорогое кино — это несколько миллионов долларов. Больше $4–5 миллионов — это, я считаю, уже дороговато. $3–4 миллиона— это средняя цена. Дешевое— меньше миллиона. Потому что снять правильное кино, по всем правилам, меньше чем за миллион очень трудно. Можно снять совсем недорого, но это будет уже не кино.
А во сколько обошелся фильм «Упражнения в прекрасном»?
— Мы хотели войти в очень небольшую сумму, около миллиона. Фильм за эти деньги снять можно, и это не значит, что кино будет плохим, нет. Просто такой фильм требует большого профессионализма от всей съемочной группы. Кино можно снять и на обычный фотоаппарат, но как его показать на большом экране, вот вопрос.
После кризиса многие молодые режиссеры сетуют на то, что не могут реализовать себя из-за нехватки свободных денег.
— Я театральный режиссер, и в вопросе денег я защищен больше, чем режиссер кино. В театре легче, по крайней мере сейчас, потому, что театральная постановка стоит намного меньше. Если у молодого режиссера проект стоит четыре миллиона долларов, а никакой поддержки у него нет, то и денег ему не дадут. И это замкнутый круг. Я могу понять этих людей. Но мои деньги лежат в другом банке. Я никогда и не рассчитывал, что кино будет кормить меня. Я и сейчас на это не рассчитываю. Театр— это определенный способ получения доходов, и я знаю, как это работает. Здесь нет никакого обмана. Спектакль нравится людям, они приносят деньги и платят— вот и все.
В поисках натуры
— Людям по фигу громкое имя, им главное, чтобы хорошо было написано,— в такой резкой манере режиссер рассуждает о взаимоотношениях творца и продюсера. Помимо этого, он сетует на отсутствие актеров подходящего возраста.
А как получилось, что в Ростове вы будете снимать сериал «Местные новости»?
— Это вышло совершенно случайно. В июне я приехал в Ростов и подкинул друзьям идею снять сериал. Сериал — это нормальная работа, в отличие от кино, которое требует мифического финансирования. В кинематографе продюсер находит деньги, режиссер снимает кино, а потом все сидят и ждут, когда вернутся деньги. Когда делаешь сериал, все проще— выделили деньги, снял, отдал на канал и все. А с чего начать? Актеры? В Ростове много творческих людей. Есть материал, из которого можно выбрать. Дальше мы решили обратиться к Сергею Медведеву**, драматургу и главному редактору журнала «Кто главный». Написали сценарий, и я его отвез к продюсеру на СТС.
Пьеса Сергея Медведева** «Парикмахерша» сейчас успешно идет в московском театре «Практика». Его известность в творческих кругах как-то повлияла на решение СТС?
— А там людям по фигу громкое имя, им главное, чтобы было хорошо написано. Они ведь не имя продавать будут. Выделили нам деньги. Мы сначала думали, что вообще будем снимать без денег, так, на будущее; что, может быть, когда-то будут деньги, и мы снимем этот проект.
А сколько сейчас стоит снять пилотную серию?
— Это какие-то совершенно смешные деньги с точки зрения московского телепроизводства. И мы надеемся, что этих денег нам хватит на пилотную версию. Это не мои деньги, они не лежат у меня в кармане, я не хочу об этом говорить. Моя задача — снять пилот и отвезти его продюсеру, который будет уже дальше стараться его продать.
Этот проект вам заказал канал СТС?
— Пилот — это не заказ. Пилот — это проба. На него деньги просто выкидываются. Пилотов всегда делается больше, чем запускается сериалов.
Но деньги на пилот вам выделил канал СТС?
— Да. Но они могут продать его любому каналу. Сейчас, скорее, речь идет о «РЕН-ТВ». У нас есть обязательства. Пилот мы планируем начать снимать 10 сентября. И съемки займут примерно десять рабочих дней. Действия будут разворачиваться и на улицах Ростова, и в кафе «Артист», и в заброшенном частном доме, где мы сделаем редакцию газеты.
О чем будет сериал?
— Есть небольшая редакция местной газеты. В Ростове есть и прообраз этого издания, и люди, которые стали в некотором смысле прототипами наших героев. В газете трудится четыре журналиста разных поколений. В каждой серии они получают новые задания и, выполняя их, попадают в разные жизненные ситуации. В пилоте мы вводим нового героя. Это двадцатилетний парень, который в возрасте восьми лет уехал из России. Он знает язык, но совершенно не помнит, какая она, эта родина. Сейчас он приехал в Ростов и поступил внештатным фотографом в местную газету. В первый рабочий день его посылают на задание с журналисткой.
Восприятие режиссерского мира
В конце августа вы проводили кастинги среди обычных ростовчан, хотели найти новую звезду для сериала?
— Молодых актеров в Ростове я не вижу ни одного. А кто будет играть молодых? Главный герой у меня двадцатилетний парень. А ко мне не пришел ни один актер этого возраста. Сейчас среди обычных парней я нашел некоторых возможных претендентов.
Кого-то из ростовских артистов вы для себя уже выделили?
— Нет.
Какие ростовские режиссеры, может быть, отдельные их работы вас зацепили, отложились в памяти?
— Я кроме Кирилла Серебренникова и Романа Самгина никого не знаю. Но я бы не сказал, что это ростовские режиссеры. Они просто родились в Ростове, а живут и работают в Москве.
Вас можно назвать ростовским режиссером?
— Пожалуй, нет. Я родился в Ростове, но как режиссер вырос и сформировался в Москве. Да, я приезжаю в Ростов, чтобы встретиться с друзьями и родными и иногда помочь реализовать им творческие планы.
Из недавних культурных событий в Ростове, в Москве, в стране есть такое, которое произвело на вас сильное впечатление?
— Я не понимаю, что такое «культурное событие». В моем восприятии мира просто нет такого словосочетания. Я, правда, не понимаю, о чем вы меня спрашиваете.
Шамиров Виктор Валерьевич
Родился 24 мая 1966 г.
В 1996 г. окончил режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС, мастерская М. Захарова).
Театральные работы: «Чайка» (А. Чехов) / Треплев (Театр «Школа современной пьесы»), «Город» (Е. Гришковец) / Друг (Театр «Школа современной пьесы»), «Бог» (Вуди Аллен) / Автор (Театр им. Моссовета). Спектакли в качестве режиссера: 17 работ 1996–2011 гг.
Художественные фильмы: «Дикари» 2006 г., «Упражнения в прекрасном» 2010 г.
Награды: 2011 г. — фильм «Упражнения в прекрасном» получил приз за лучшую мужскую роль (Константин Юшкевич) и премию имени Григория Горина «За лучший сценарий» (коллектив авторов: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич).
* - выполняет функции иностранного агента
Кино в России— убыточный бизнес
В активе режиссера всего два фильма, один из которых («Упражнения в прекрасном») удостоился двух наград на «Кинотавре». Сам Виктор Шамиров как к киношникам, так и к ростовчанам (в отличие от своих поклонников) себя не причисляет. ДК оказался в числе поклонников мэтра, отведя ему и его работам роль главного события года в ростовской культурной жизни.
В истории современной России случаев, когда ростовские режиссеры были награждены престижными премиями кинофестивалей, можно пересчитать по пальцам. В 2006 году Кирилл Серебренников за свою работу «Изображая жертву» был награжден трижды на разных кинофестивалях: главный приз первого Римского международного кинофестиваля, приз зрительских симпатий «Серебряный грифон» XIV «Фестиваля фестивалей» и главный приз открытого российского кинофестиваля «Кинотавр».
Почему снимать кино в России невыгодно, как набираются в Ростове актеры для съемок сериала «Местные новости», и почему режиссер не считает себя ростовчанином? На эти и другие вопросы «Деловому кварталу» ответил Виктор Шамиров.
Как вы стали режиссером?
Свою театральную деятельность я начал в студенческие годы. После армии я поступил на мехмат и занимался в театре миниатюры. Это было круто, у нас был определенный успех. В труппе было четыре человека: я, Саша Ремпель, Боря Голинт и Баранов, имя которого я уже не помню. Мы сами все сочиняли, нам казалось неприличным играть чужие пьесы. Это было время, когда самым интересным было сказать что-то новое. Наши миниатюры носили абсурдистский характер. Абсурд сам по себе в то время был свежей нотой. Потом я ушел из университета и попал в театр «Эпос», где главным режиссером был Михаил Изюмский. Я был всем: ставил свет, репетировал с актерами, был помощником режиссера. Ехать в Москву и поступать на режиссерский факультет мне посоветовала Ира Тиктрова. Она уже училась в Москве на кафедре речи. Как-то раз зашла к нам на репетицию и сказала, что в ГИТИСе, сейчас это Российская Академия Театрального Искусства, Марк Захаров набирает студентов в театральную мастерскую.
Пройти вступительные испытания было сложно?
— Меня помучили. Все проходили три тура, а мне сделали их пять. В приемной комиссии просто не понимали, что со мной делать. Я не был похож на людей, которых они берут. Обычно на режиссуру приезжают поступать актеры. Т.е. люди, которые уже что-то знают о театре. А я не знал многих вещей, которые считались общеизвестными. Мне тогда было 26 лет. Но меня взяли, и я оказался в мастерской Марка Захарова. И это самая значительная по всем параметрам фамилия в моей жизни. По окончании ГИТИСа я получил диплом «режиссер театра и кино». Но про кино мы все равно ничего не знали. Институт был театральный, поэтому нас просто не учили, как снимать кино. Я театральный режиссер.
А самый крупный русскоязычный интернет-проект о кинематографе «КиноПоиск» выдает целый список фильмов с вашим участием.
— Это какая-то ошибка. Я снял всего два фильма. «Чай, кофе, потанцуем» — это просто нелепый пилот. Я снял его, это правда, но это какая-то неловкая штука, которую я не воспринимаю всерьез. «Антикиллер 2» — это ошибка, я не являюсь соавтором сценария. Продюсер фильма Юсуп Бахшиев попросил меня написать вариант сценария, когда думали пригласить известных американских актеров. Потом американцы к ним не приехали, и они еще раз переписали весь сценарий. И от меня там ничего не осталось. Но в титрах они меня оставили по каким-то непонятным мне причинам. Я снял только «Дикари» и «Упражнения в прекрасном», а также пару раз играл как актер. Кинематограф не занимает все мое время, я живу театром.
Ваши фильмы критики причисляют к комедиям. Чем близок вам этот жанр?
— Я бы не сказал, что «Дикари» или «Упражнения в прекрасном» сняты в комедийном жанре. Комедия — это серия смешных положений, в которые попадают герои. Я в «Дикарях» в большинстве случаев ничего такого невероятного не творил. Это простое эпизодное повествование. И в «Упражнениях» тоже нет ничего такого. Там люди едут, разговаривают.
А как возникла идея создания фильма «Упражнения в прекрасном»?
— В своей жизни я очень много ездил на гастроли и как актер, и как режиссер. Гастроли — это источник безумных ситуаций. Это во многом связано с алкоголем, с отрывом от родных и близких, которые как-то сдерживают нас. И у меня была идея собрать такой наворот глупости. И ребята были готовы со мной в этом участвовать. Я хотел такой шумный, дурной фильм с большим количеством участников. Фильм, в котором шесть успешных, красивых молодых мужчин ездят на гастроли и попадают в смешные, абсурдные ситуации.
Кино и деньги
— Я театральный режиссер и в денежных вопросах защищен лучше, чем режиссер кино,— утверждает Виктор Шамиров. Впрочем, он отлично знает, за сколько можно снять отличный фильм и как можно извлечь доходы из театральной деятельности.
Кто в России дает деньги на кино?
— У нас есть несколько продюсеров, которые умеют получать государственные деньги. По большому счету, большое кино делается на государственные деньги. И если быть честным, в России снимать кино— это нерентабельный бизнес.
А сколько сейчас в России стоит снять кино?
— Дорогое кино — это несколько миллионов долларов. Больше $4–5 миллионов — это, я считаю, уже дороговато. $3–4 миллиона— это средняя цена. Дешевое— меньше миллиона. Потому что снять правильное кино, по всем правилам, меньше чем за миллион очень трудно. Можно снять совсем недорого, но это будет уже не кино.
А во сколько обошелся фильм «Упражнения в прекрасном»?
— Мы хотели войти в очень небольшую сумму, около миллиона. Фильм за эти деньги снять можно, и это не значит, что кино будет плохим, нет. Просто такой фильм требует большого профессионализма от всей съемочной группы. Кино можно снять и на обычный фотоаппарат, но как его показать на большом экране, вот вопрос.
После кризиса многие молодые режиссеры сетуют на то, что не могут реализовать себя из-за нехватки свободных денег.
— Я театральный режиссер, и в вопросе денег я защищен больше, чем режиссер кино. В театре легче, по крайней мере сейчас, потому, что театральная постановка стоит намного меньше. Если у молодого режиссера проект стоит четыре миллиона долларов, а никакой поддержки у него нет, то и денег ему не дадут. И это замкнутый круг. Я могу понять этих людей. Но мои деньги лежат в другом банке. Я никогда и не рассчитывал, что кино будет кормить меня. Я и сейчас на это не рассчитываю. Театр— это определенный способ получения доходов, и я знаю, как это работает. Здесь нет никакого обмана. Спектакль нравится людям, они приносят деньги и платят— вот и все.
В поисках натуры
— Людям по фигу громкое имя, им главное, чтобы хорошо было написано,— в такой резкой манере режиссер рассуждает о взаимоотношениях творца и продюсера. Помимо этого, он сетует на отсутствие актеров подходящего возраста.
А как получилось, что в Ростове вы будете снимать сериал «Местные новости»?
— Это вышло совершенно случайно. В июне я приехал в Ростов и подкинул друзьям идею снять сериал. Сериал — это нормальная работа, в отличие от кино, которое требует мифического финансирования. В кинематографе продюсер находит деньги, режиссер снимает кино, а потом все сидят и ждут, когда вернутся деньги. Когда делаешь сериал, все проще— выделили деньги, снял, отдал на канал и все. А с чего начать? Актеры? В Ростове много творческих людей. Есть материал, из которого можно выбрать. Дальше мы решили обратиться к Сергею Медведеву**, драматургу и главному редактору журнала «Кто главный». Написали сценарий, и я его отвез к продюсеру на СТС.
Пьеса Сергея Медведева** «Парикмахерша» сейчас успешно идет в московском театре «Практика». Его известность в творческих кругах как-то повлияла на решение СТС?
— А там людям по фигу громкое имя, им главное, чтобы было хорошо написано. Они ведь не имя продавать будут. Выделили нам деньги. Мы сначала думали, что вообще будем снимать без денег, так, на будущее; что, может быть, когда-то будут деньги, и мы снимем этот проект.
А сколько сейчас стоит снять пилотную серию?
— Это какие-то совершенно смешные деньги с точки зрения московского телепроизводства. И мы надеемся, что этих денег нам хватит на пилотную версию. Это не мои деньги, они не лежат у меня в кармане, я не хочу об этом говорить. Моя задача — снять пилот и отвезти его продюсеру, который будет уже дальше стараться его продать.
Этот проект вам заказал канал СТС?
— Пилот — это не заказ. Пилот — это проба. На него деньги просто выкидываются. Пилотов всегда делается больше, чем запускается сериалов.
Но деньги на пилот вам выделил канал СТС?
— Да. Но они могут продать его любому каналу. Сейчас, скорее, речь идет о «РЕН-ТВ». У нас есть обязательства. Пилот мы планируем начать снимать 10 сентября. И съемки займут примерно десять рабочих дней. Действия будут разворачиваться и на улицах Ростова, и в кафе «Артист», и в заброшенном частном доме, где мы сделаем редакцию газеты.
О чем будет сериал?
— Есть небольшая редакция местной газеты. В Ростове есть и прообраз этого издания, и люди, которые стали в некотором смысле прототипами наших героев. В газете трудится четыре журналиста разных поколений. В каждой серии они получают новые задания и, выполняя их, попадают в разные жизненные ситуации. В пилоте мы вводим нового героя. Это двадцатилетний парень, который в возрасте восьми лет уехал из России. Он знает язык, но совершенно не помнит, какая она, эта родина. Сейчас он приехал в Ростов и поступил внештатным фотографом в местную газету. В первый рабочий день его посылают на задание с журналисткой.
Восприятие режиссерского мира
В конце августа вы проводили кастинги среди обычных ростовчан, хотели найти новую звезду для сериала?
— Молодых актеров в Ростове я не вижу ни одного. А кто будет играть молодых? Главный герой у меня двадцатилетний парень. А ко мне не пришел ни один актер этого возраста. Сейчас среди обычных парней я нашел некоторых возможных претендентов.
Кого-то из ростовских артистов вы для себя уже выделили?
— Нет.
Какие ростовские режиссеры, может быть, отдельные их работы вас зацепили, отложились в памяти?
— Я кроме Кирилла Серебренникова и Романа Самгина никого не знаю. Но я бы не сказал, что это ростовские режиссеры. Они просто родились в Ростове, а живут и работают в Москве.
Вас можно назвать ростовским режиссером?
— Пожалуй, нет. Я родился в Ростове, но как режиссер вырос и сформировался в Москве. Да, я приезжаю в Ростов, чтобы встретиться с друзьями и родными и иногда помочь реализовать им творческие планы.
Из недавних культурных событий в Ростове, в Москве, в стране есть такое, которое произвело на вас сильное впечатление?
— Я не понимаю, что такое «культурное событие». В моем восприятии мира просто нет такого словосочетания. Я, правда, не понимаю, о чем вы меня спрашиваете.
Шамиров Виктор Валерьевич
Родился 24 мая 1966 г.
В 1996 г. окончил режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС, мастерская М. Захарова).
Театральные работы: «Чайка» (А. Чехов) / Треплев (Театр «Школа современной пьесы»), «Город» (Е. Гришковец) / Друг (Театр «Школа современной пьесы»), «Бог» (Вуди Аллен) / Автор (Театр им. Моссовета). Спектакли в качестве режиссера: 17 работ 1996–2011 гг.
Художественные фильмы: «Дикари» 2006 г., «Упражнения в прекрасном» 2010 г.
Награды: 2011 г. — фильм «Упражнения в прекрасном» получил приз за лучшую мужскую роль (Константин Юшкевич) и премию имени Григория Горина «За лучший сценарий» (коллектив авторов: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич).
* - выполняет функции иностранного агента