Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Веб-студии рассчитывают на дальнейший рост рынка

  Рынок веб-разработки — один из самых молодых в ростовской IT-отрасли. Программный директор Adm:media АЛЕКСЕЙ ГАРМАТИН отмечает, что первоначально Ростов по этому направлению на 2-3 года отставал

Рынок веб-строительства стабильно растет на протяжении нес- кольких лет. По мнению экспертов, в следующем году расстановка сил на рынке не изменится — лидеры и «середнячки» смогут удержать свои позиции. В то же время оптимизация издержек и проблемы с бизнесом у потенциальных заказчиков ускорят качественное развитие донского веб-строительства и привлекут в регион столичных игроков. А это может подтолкнуть местных разработчиков к объединению. эксперты
Сергей Бараев
директор креативного агентства «Форсайт»
Алексей Гарматин
программный директор Adm:media
Михаил Квачко
директор интернет-агентства «Мибок»
Денис Кулиш
арт-директор студии «Хороший Дизайн»
Александр Лохматов
коммерческий директор креативного агентства «Интерно»
Роман Саранченко
директор интернет-агентства «Информа»
Наталья Федосова
креативный директор агентства ARTtech 
 
Из-за чего растет стоимость создания сайта?
Почему участники рынка ожидают его качественный рост?
Что вынудит ростовчан консолидироваться?

Рынок веб-разработки — один из самых молодых в ростовской IT-отрасли. Программный директор Adm:media АЛЕКСЕЙ ГАРМАТИН отмечает, что первоначально Ростов по этому направлению на 2-3 года отставал от Москвы, где первые веб-студии начали появляться уже в 1995 г.: «Отставали мы и по программированию, и по дизайну. Но благодаря глобализации IT-рынка и относительной доступности технологий, местным компаниям удалось сократить этот разрыв». К тому же долгое время ростовские предприниматели не рассматривали собственный сайт в интернете как бизнес-инструмент, в связи с чем местные веб-разработчики не наблюдали повышенного спроса на свои услуги.

Сейчас ситуация кардинально поменялась. «В своей работе мы ощутили некий всплеск заказов от донских компаний в начале 2008 года. Попытались проанализировать портрет клиента и выяснили, что это в основном «новорожденные» компании. Вероятно, экономическая ситуация в нашем регионе благоприятствовала открытию новых бизнесов», — замечает директор интернет-агентства «Мибок» МИХАИЛ КВАЧКО.

Состоявшиеся веб-студии «боятся» повышенного спроса

Эксперты не берутся оценивать местный рынок в денежном выражении. «Мы не занимаемся профессиональной аналитикой рынка. Здесь нужен мониторинг, а у нас нет на это ресурсов», — говорит директор креативного агентства «Форсайт» СЕРГЕЙ БАРАЕВ. Однако некоторые собеседники «ДК», основываясь на финансовых показателях своей компании, дают оценку динамике рынка: по их данным, в 2008 г. его рост был сравним с прошлогодним и составил порядка 25%—40%. При этом количество игроков, работающих официально, осталось неизменным. «Знаете, у нас в начале года среди игроков рынка была идея создать первый в Ростове правильный, по нашему мнению, рейтинг веб-студий, своеобразный топ-50. Потом, немного подумав, топ сократили до 30, спустя время — до 15, а вскоре и вовсе решили отложить до лучших времен. «Живых» студий, которые что-то реально делают, оказалось меньше десятка», — говорит арт-директор студии «Хороший Дизайн» ДЕНИС КУЛИШ. В целом, эксперты согласны с г-ном Кулишем (правда, некоторые говорят о 15 заметных игроках) и замечают, что на долю крупных веб-студий приходится до 80% оборота рынка. Остальную часть составляют «серые» студии и фрилансеры, для которых зачастую веб-разработки не являются основным источником дохода. Их количество, по разным оценкам, достигает 70—150. «Подсчитать точное число таких участников рынка достаточно тяжело, так как это, скорее, не студии, а трудовые коллективы из 2-3 человек, которые кое-как могут сделать сайт (а могут, кстати, и не сделать). При этом срок существования таких кустарных объединений обычно короткий из-за низкого уровня выпускаемого продукта и нехватки заказов», — объясняет большую погрешность при подсчетах «серых» игроков директор интернет-агентства «Информа» РОМАН САРАНЧЕНКО.

Г-н Квачко уверен, что на общую ситуацию на рынке количество непрофильных игроков не влияет. «Ведущие игроки рынка либо вовсе не ощущают мелких конкурентов, либо ощущают их присутствие в незначительной мере и нерегулярно. Это говорит о том, что мелким компаниям достаются, как правило, неинтересные малобюджетные проекты», — добавил он. Нет острой конкуренции и среди лидеров рынка: заказов хватает всем. Денис Кулиш видит в этом основную причину пассивности веб-студий в продвижении своих услуг. «Состоявшиеся студии с именем «боятся» повышенного спроса, поскольку имеют вполне ограниченные производственные мощности и даже очередников на два-три месяца вперед», — говорит он.

Средняя стоимость разработки одного сайта с начала года увеличилась, по словам участников рынка, на 10—15%. «Минимальная планка для нормальных проектов лежит в диапазоне 50—70 тыс. руб. Все, что ниже — это полуфабрикат из шаблонов и студенческой инициативы», — говорит г-н Кулиш. А г-н Саранченко замечает, что стоимость разработки, в общем, осталась на том же уровне, а поднялась средняя цена сайта. «Дело в том, что все больше заказчиков стремятся получить качественный продукт, и все меньше — следуют прин- ципу «лишь бы был»», — поясняет Роман Саранченко.

Увеличиваются и доходы веб-разработчиков от поддержки сайтов и редизайна. Тенденция, отмечают эксперты, продолжится и в следующем году. «Процент редизайна будет расти и дальше. Все-таки компаний, имеющих собственный сайт, становится все больше, а для того, чтобы сайт не выглядел устаревшим, его надо постоянно обновлять», — объясняет г-н Саранченко.

Кризис позволит веб-разработчикам качественно вырасти

В следующем году, уверены эксперты, из-за кризиса рост рынка немного замедлится, но стагнации на нем никто не ожидает. «Уверен, что серьезных потрясений и спадов на рынке веб-разработок не будет. Скорее, наоборот. Например, в сфере интернет-рекламы эксперты отмечают перераспределение рекламных бюджетов в пользу электронных СМИ», — говорит Сергей Бараев. Его мнение разделяет и Роман Саранченко, считающий, что интернет как СМИ — наиболее дешевый способ контакта с потребителем, вне зависимости от того, какие товары или услуги продвигаются.

Еще одно негативное последствие кризиса, ожидаемое участниками рынка — возможное снижение прибыли от проектов. «Кризис количественно увеличит предложение фрилансеров и, возможно, таким образом повлияет на стоимость услуг профильных компаний», — полагает коммерческий директор креативного агентства «Интерно» АЛЕКСАНДР ЛОХМАТОВ. Однако снижение стоимости услуг веб-студий приведет к снижению уровня заработной платы специалистов, занятых в отрасли. По признанию некоторых экспертов, сейчас доходы работников сильно завышены. «К тому же, раньше и выбирать новых сотрудников было практически не из кого, а сейчас появилось значительно больше откликов на освобождающиеся вакансии», — говорит г-н Лохматов. По мнению Михаила Квачко, сложившаяся ситуация позволит веб-студиям более тщательно подбирать новые кадры, опыт и квалификация которых будут заслуживать уважения.

Из-за сокращения заказов конкуренция обострится не только между отдельными сотрудниками внутри веб-студии, но и между самими компаниями. «Клиентов станет меньше, а значит, отношение к ним будет более трепетным», — считает Денис Кулиш. И конкурировать в таких условиях веб-разработчики будут не только ценой. Усиление конкуренции, по мнению собеседников «ДК», позволит сделать рынку не шаг вперед, а прыжок вверх: рынок вырастет не только количественно, но и качественно.

Одной из характерных особенностей местного рынка веб-строительства игроки считают его «нелокальность»: на донские компании приходится чуть более половины заказов. Оставшаяся часть клиентов — это фирмы из других регионов России, а также из-за рубежа (подробнее см. детали на стр. 53). У этого тренда есть и обратная сторона — значительная часть веб-разработок для крупнейших донских заказчиков (по разным оценкам, от 15% до 20% оборота всего рынка) проходит мимо ростовских игроков и приходится на долю раскрученных московских веб-студий. Благодаря сложившейся экономической ситуации веб-разработчики могут надеяться на «смену портрета клиента». «Вероятно, крупные местные заказчики станут более активны на региональном рынке и будут тратить деньги здесь, а не в Моск- ве. Вполне возможен больший приток заказов из других регионов, где цены на аналогичные услуги выше», — считает г-н Квачко.

В начале года креативный директор агентства ARTtech НАТАЛЬЯ ФЕДОСОВА в беседе с «ДК» отмечала, что рост ростовского рынка будет связан, прежде всего, с желанием многих крупных столичных игроков отдавать больше своих проектов на аутсорсинг или, по примеру того же ARTtech, создавать здесь производственные подразделения. Теперь, по мнению местных веб-разработчиков, московская экспансия вряд ли возможна из-за кризиса. Однако эксперты не сомневаются, что москвичи обратят внимание на региональные производственные площадки. Как только рынок стабилизируется, Александр Лохматов не исключает, что столичные компании могут купить кого-то из местных игроков. В свою очередь, местные веб-разработчики в условиях ужесточившейся конкуренции, вполне вероятно, начнут процесс консолидации.

Самое читаемое
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Чайлдфри — все? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри — все? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Экс-вице-мэр Екатеринбурга Контеев после освобождения по УДО займется внуками и храмамиЭкс-вице-мэр Екатеринбурга Контеев после освобождения по УДО займется внуками и храмами
  • Множество предприятий сидит «на подсосе». Что думают банкиры об экономике РФМножество предприятий сидит «на подсосе». Что думают банкиры об экономике РФ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.