В ростовских банках от клиентов стали требовать объяснения о происхождении денег
В крупнейшем региональном банке утверждают, что действуют строго в рамках закона, но при этом не объясняют, куда направляются анкеты клиентов
Клиенты КБ "Центр-инвест" заявляют о том, что при попытке совершить банковский перевод, они вынуждены объяснять банку, откуда взялись деньги. Эту информацию подтверждают в самом банке.
- Банк "Центр-инвест" работает в рамках действующего законодательства страны и нормативных документов Центрального Банка РФ. В ноябре 2015 года вступили в силу новые правила для банков по обслуживанию операций денежных переводов физических лиц ( Положение ЦБ РФ 499-П и Письмо ЦБ 179-Т). Этими нормативными документами Банка России вводится обязательное анкетирование клиентов, которые совершают регулярные переводы денежных средств, когда сумма таких операций по отдельности не превышает сумму, эквивалентную 600 тыс.руб. и разовые переводы на крупные суммы, - пояснила "Деловому кварталу" официальный представитель КБ "Центр-инвест" Наталья Алябьева.
Что является "крупной суммой" в случае с разовыми переводами, а банке не уточняют. В социальных сетях клиенты "Центр-инвеста" говорят, что столкнулись с необходимостью объясняться с банком о происхождении денег при попытке перевести 2 тысячи долларов в другой банк.
Опрос клиентов ведется в форме анкеты, т.е. никаких документальных подтверждений происхождения денег не требуется. На вопрос "Делового квартала" о дальнейшей судьбе анкет, в банке не ответили.
- Данные меры со стороны регулятора направлены на пресечение нелегальной предпринимательской деятельности под видом денежных переводов между физическими лицами, - поясняют в "Центр-инвесте".
При этом, в других банках анкетирование клиентов пока не приняло массового характера. Например, в Сбербанке утверждают, что не требуют от клиентов никаких дополнительных документов.
- При осуществлении денежных операций в отделениях «Сбербанка» на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо ее эквивалент в иностранной валюте, идентификация физического лица не проводится, заполнение каких-либо анкет также не требуется, - пояснил "Деловому кварталу" официальный представитель Юго-Западного банка Сбербанка. - Для операций свыше 15 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте идентификация физического лица проводится на основании документа, удостоверяющего личность, с установлением следующих идентификационных данных: предоставление паспортных данных, номера ИНН и контактной информации (номер телефона или электронной почты) клиента.
В частных беседах банкиры подтверждают: когда клиент просто открывает вклад на крупную сумму, никто особенно не интересуется историей происхождения денег. Банку куда важнее, какие операции клиент впоследствии будет совершать с помощью своего счета. Например, под подозрение автоматически попадают операции, где вклад пополняется не самим вкладчиком, а третьими лицами.
Согласно ст №6 115-ФЗ, банк обязан уведомить Росфинмониторинг, если клиент делает перевод в пользу третьих лиц на сумму более 600 тыс рублей или открывает вклад на предъявителя на такую же сумму.
Сотрудники банков советуют с пониманием относиться к специфике их работы и на их вопросы реагировать спокойно, тем более, когда скрывать нечего.
- Любая конфликтная ситуация решается более продуктивно, если все участники стремятся к компромиссу. Чем спокойнее реагирует клиент, чем охотнее он идет на контакт, тем выше доверие к нему со стороны банка и меньше претензий в будущем, - рассказал "Делому кварталу" сотрудник одного из крупных банков Ростова. - Если вас просят объяснить, с какой целью совершаются операции, достаточно написать письмо в свободной форме. Иногда хватает и устной беседы с уполномоченным представителем организации. Если сотрудники начинают наглеть, советую пригрозить судом и сменить банк. Грамотный юрист всегда подскажет, как в этом случае можно применить закон о защите персональных данных.