Подписаться
Курс ЦБ на 09.07
78,16
91,96

В гостиничный бизнес приходят непрофильные инвесторы

эксперты Виталий Австриевских директор турагентства «Планета Сервис-А» Ольга Гаценко генеральный директор Южно-Российской Управляющей Компании отель менеджмента «Злато Скифов» Леонид Гогорян дирек

О неразвитости гостиничной инфраструктуры в городе говорят и ведущие ростовские отельеры, и представители смежных рынков. По их словам, гостей города не устраивает ни количество, ни качест­во гостиниц. Чувствуя конъюнктуру, предприниматели начинают вкладывать деньги в строительство отелей. Непрофильные активы рассматриваются ими не только как способ заработать, но и как предпосылка для развития основного бизнеса.
эксперты
Виталий Австриевских
директор турагентства «Планета Сервис-А»
Ольга Гаценко
генеральный директор Южно-Российской Управляющей Компании отель менеджмента «Злато Скифов»
Леонид Гогорян
директор ЗАО «Донской Причал»
Наталья Горина
владелица ростовского мини-отеля «Барокко»
Иван Горкунов
директор гостиницы «Западная»
Аркадий Зарубин
генеральный директор агентства ABARUS Market Research
Татьяна Лукьянова
старший администратор гостиницы «Роствертол»
Татьяна Нечепаева
директор турфирмы «Рейна-Тур НТВ»
Сергей Роговой
директор гостиницы «Ростов»
Андрей Сидоров
генеральный директор компании «Ренессанс-Дон»
Игорь Скрягин
независимый инвестиционный брокер
Сергей Шамшура
директор компании «ВертолЭкспо»
Кто идет в гостиничный бизнес?
Почему инвестиции в отели набирают популярность?
Как управлять непрофильным активом?
Какие секторы гостиничного дела наиболее перспективны?

О своем намерении открыть собственные гостиницы и мини-отели в Ростове-на-Дону все чаще заявляют бизнесмены и компании, для которых это направление не является профильным. Местный гостиничный рынок ненасыщен, поэтому эксперты видят большие перспективы в его развитии.

От ведомственных гостиниц к коммерческим проектам

Гостиницы как непрофильный бизнес – явление на ростовском рынке не новое. Традиционными считаются гостиницы при вокзалах и аэропорте. Крупные местные предприятия, имеющие многочисленных клиентов за пределами города, такие как «Ростсельмаш», «Роствертол», а из современных – «Бизон» и «Югтехкомплект», тоже имеют свои гостиницы. Но владельцы не стремятся извлекать из них прямую прибыль. Это скорее дополнительный сервис для клиентов и партнеров. ТАТЬЯНА ЛУКЬЯНОВА, старший администратор гостиницы завода «Роствертол», говорит: «У нас большой наплыв командированных, мы по договорам должны обеспечить их жильем. И, чтобы не зависеть от городских отелей и предоставлять своим гостям удобное проживание, мы содержим свои гостиницы. Они не приносят прибыли, находятся на балансе предприятия, и наши гости живут здесь бесплатно».

В поисках дополнительного дохода обустраивать гостиницы эконом-класса при общежитиях в постсоветские времена начали высшие и средние образовательные учреждения. Яркие примеры тому – гостиницы РГУ, РУПК. Их клиенты – заочники, учителя и врачи-стажеры, участники курсов повышения квалификации, спортивные команды, рядовые участники региональных выставок и научных конференций. Развивать это направление существенно помогают тесные связи с министерствами спорта и туризма, образования и культуры. Директор гостиницы «Западная» (подразделение РУПК) ИВАН ГОРКУНОВ: «Мы по­стоянно вкладываем деньги в развитие и улучшение номерного фонда. Решили полностью перепрофилировать общежитие в гостиницу, поднять ее уровень до 2*, а некоторых номеров – до 3*. Я уверен, что еще как минимум пять-семь лет бюджетная сфера будет нуждаться в таких гостиницах, как наша».

Долгое время вложения в гостиничный бизнес были малопривлекательными для потенциальных инвесторов из-за сравнительно низкой рентабельности, высоких рисков и долгих сроков окупаемости. Затраты только на содержание персонала и здания могут съедать до 50% прибыли. Еще один фактор торможения называет директор гостиницы «Ростов» СЕРГЕЙ РОГОВОЙ: «У нас одних проверяющих – инстанций сто. Только из-за этого многие зарубежные операторы считают, что с их стандартами невозможно в России гостиничным бизнесом заниматься».

По данным агентства ABARUS Market Research, средний срок окупаемости гостиниц составляет пять-восемь лет, в то время как инвестиции в офисную или торговую недвижимость «возвращаются» в течение трех-пяти лет. Рентабельность окупившегося проекта может доходить до 20% при заполняемости не менее 70%, но эти показатели нестабильны из-за сильных сезонных колебаний.

Но, по мнению аналитиков, в секторе торговой и офисной коммерческой недвижимости проектов в Ростове уже слишком много, и даже существует угроза перегрева рынка. А гостиничная ниша относительно пуста и при правильной постановке дел вполне может обеспечить приличную прибыль. ВИТАЛИЙ АВСТРИЕВСКИХ, директор ООО «Планета Сервис-А»: «У нас много активных отдыхающих и путешествующих туристов. Однако зимой наш колорит особенно не покажешь, поэтому мы рассчитываем на деловых туристов, которые, наоборот, активны в осенне-зимний период. При умелом планировании и продвижении можно добиться практически полной загруженности».

АРКАДИЙ ЗАРУБИН, генеральный директор агентства ABARUS Market Research: «Через три-пять лет в России произойдет гостиничный бум в эконом-классе. Уже сейчас во всех крупных центрах деловой и туристической активности как грибы после дождя появляются новые отели разных категорий. Наибольшим интересом у инвесторов будут пользоваться 3*. Конкуренции в этом сегменте практически нет. Инвестиции в стро­ительство отеля этого уровня (на 100 номеров) составляют в среднем $5-6 млн. Срок окупаемости сокращается до трех-четрых лет».

Непрофильные инвесторы делают ставку на демократичный сегмент

Старейшие гостиницы – «Турист», «DON-PLAZA» и «Ростов» – первыми объявили о модернизации и сейчас находятся в разных стадиях обновления. Однако «смежники» считают, что даже самые серьезные переделки этих объектов, претендующих на 4*, не смогут ликвидировать дефицит гостиничных номеров бизнес- и эконом-класса в городе. Именно в эти сегменты и приходят новые игроки из других видов бизнеса: туристического, выставочного, развлекательного. Например, компания «ВертолЭкспо», столкнувшись с проблемой расселения участников выставок, приступила к строительству собственного гостиничного комплекса на 116 номеров бизнес-класса. СЕРГЕЙ ШАМШУРА, директор компании «ВертолЭкспо»: «Возводимая нами гостиница, в отличие от крупных отелей, будет ориентирована на постояльцев, которым не нужно vip-обслуживание. Поэтому нас соседство с гостиницами более высокого класса не пугает, к ним мы будем отправлять более взыскательных клиентов».

Аркадий Зарубин объясняет активность игроков из смежных отраслей так: «Успешность их деятельности напрямую зависит от притока иногородних и ино­странных клиентов и партнеров. Построив свой отель, они получают возможность и заработать дополнительную прибыль, и не растерять имеющихся клиентов».

Виталий Австриевских считает, что непрофильные инвесторы уверены в успехе, так как хорошо знакомы с гостиничным бизнесом: «Выступая в качестве туроператоров, мы видим потребности клиентов, знаем слабые места гостиниц, поэтому четко выделяем категорию сво­его отеля».

По мнению экспертов, самый большой потенциал ростовского гостиничного бизнеса – все-таки у делового, а не у познавательного и рекреационного туризма. «Все ростовские гостиницы, и наша тоже, ориентированы на бизнес-клиентов, деловые поездки и гастролеров. «Чисто» туристов у нас нет вообще», – говорит Сергей Роговой. АНДРЕЙ СИДОРОВ, генеральный директор компании «Ренессанс-Дон», объявившей о планах открыть гостиницу «Рэдиссон САС» в реконструированной гостинице «Московская»: «В пиковые моменты выставочных сезонов в первую очередь бронируются номера в самых известных гостиницах, дорогих. Подсчитать, сколько гостей всего останавливается в Ростове, трудно. Ведь те, кому не хватило мест, расселяются где придется, вплоть до частных квартир».

Несмотря на приоритетность делового туризма, сразу две ростовские туристические компании – «Рейна-Тур НТВ» и «Планета Сервис А» – почти одновременно заявили о своем намерении открыть собственные гостиницы эконом-класса для путешествующих туристов. Андрей Сидоров, ссылаясь на опыт компании «Ренессанс-Дон», которая семь лет занимается въездным туризмом на территории Ростовской области совместно с «родительской» компанией «Донинтурфлот», объясняет: «Многих, и не только западных, туристов отпугивает именно неразвитость туристической инфрастуктуры. Это, конечно не только гостиницы, но и вокзалы, аэропорты, туристические маршруты, многое-многое другое. Поэтому тут есть уже другая зависимость – чем больше качест­венных объектов и услуг, тем больше потенциальных приезжих». Аркадий Зарубин утверждает, что согласно данным Российского союза туриндустрии, по меньшей мере, треть иностранцев, желающих посетить Россию, в итоге остаются дома, потому что они не готовы платить по $200–300 за ночь в пятизвездочном отеле, а гостиницы советского типа их не привлекают.

Виталий Австриевских подтверждает: «Наши клиенты говорят нам прямо: зря вы ломаете старые советские гостиницы и строите современные отели, известных брендов. Они нам не по карману, они нам надоели у себя! Лучше бы привели в порядок старые. Ростову не хватает именно средних гостиниц, которые бы обеспечивали не высокий, а приемлемый уровень проживания и цен». ТАТЬЯНА НЕЧЕПАЕВА, директор турфирмы «Рейна-Тур НТВ» считает, что оптимальная цена для приема иностранцев в Ростове – $40–50 в сутки и что им нужны небольшие тихие гостиницы.

Директор ЗАО «Донской Причал», владеющего несколькими ресторанами и прогулочными теплоходами, ЛЕОНИД ГоГоРЯН уверен, что успешным может стать и частный проект в сегменте «премиум»: «Сейчас мы на ул. Береговой строим большой четырехзвездочный гостиничный комплекс «Танаис» на сто номеров. В мировой практике считается убыточным отель высокого ценового сегмента, имеющий меньше 80 номеров. Поэтому я решился. И уверен, что не проиграю: у нашего отеля выигрышное расположение – на живописной, благоустроенной нами же, набережной, с видом на Дон и Задонье».

Мини-отели уверенно заявляют о себе

Потребность туристов в тишине и уединении стимулирует активное развитие другого формата гостиниц – мини-отелей. «Большинство из того, что сейчас реально строится – это мини-отели, они даже до 50 номеров не дотягивают, – говорит ИГОРЬ СКРЯГИН, независимый инвестиционный брокер. – Но это уже совсем другая песня. Классический вариант открытия мини-отеля: я крупный, успешный бизнесмен, есть деньги, а у меня жена без дела мается с двумя высшими образованиями. А построю-ка я ей отель, запишу на ее имя, она же будет директором и пусть сама набирает персонал. Это может стать дорогой игрушкой, а может – вполне успешным маленьким бизнесом». ОЛЬГА ГАЦЕНКО, генеральный директор Южно-Россий­ской Управляющей Компании отель менеджмент «Злато Скифов» утверждает, что в этот формат часто идут предприниматели из сферы развлекательного бизнеса и рестораторы. Они знают толк в отдыхе и развлечениях, в удовлетворении капризов своих клиентов.

Леонид Гогорян согласен с перспективностью мини-отелей, но считает, что они приносят прибыль только когда сформирована сеть. Сам он собирается стать первым сетевым оператором мини-отелей на юге России: «С весны следующего года начну строить сеть мини-отелей на 15-20 номеров от Вешенской до Ростова. Планирую открывать по мини-отелю каждые полгода».

Главное конкурентное преимущество мини-отелей, по мнению Ольги Гаценко, их клиентоориентированность. Это позволяет им мирно сосуществовать с международными гостиничными цепочками. Только мини-отели могут предоставлять уникальные, эксклюзивные услуги, самые ценные среди которых – домашняя обстановка, тишина в здании, возможность жить почти инкогнито, индивидуальный подход к каждому клиенту. Пример такого подхода привела владелица ростовского мини-отеля «Барокко» НАТАЛЬЯ ГОРИНА. В ее гостинице вполне нормальным считают отправить повара на рынок, чтобы купить 300 граммов баранины с определенного куска для одного из VIP-клиентов.

Новые игроки просчитывают ходы

Новые инвесторы по-разному стремятся снизить риски и просчитать эффективность своего бизнеса. В «Ренессанс Дон» для разработки проекта пригласили английскую консалтинговую компанию в области коммерческой недвижимости «Каспиан». Андрей Сидоров убежден: «В любом случае лучше выходить на квалифицированных консалтеров, которые хоть и за немалые деньги, но помогут минимизировать поиски, усилия и риски, выбрать наиболее эффективный проект».

Игорь Скрягин тоже говорит о том, что все чаще потенциальные инвесторы обращаются к нему как к инвестиционному консультанту. Ему уже не один раз удавалось отговорить их от заведомо провальных проектов: «Человек думает: построю маленький, славненький отельчик. Он рассчитывает даже не на гостей города, а на тех, кто будет снимать номера по часам. А к нему никто не поедет. Время таких полуподпольных «нумеров» прошло. Успешным может быть продуманный прозрачный и легальный бизнес. А люди, которым нужно решать свои почасовые проблемы, уже их решили и не поедут в незнакомое место».

Виталий Австриевских, напротив, рассказал, что «Планета Сервис А» разрабатывала бизнес-план и проводила маркетинговые исследования своими силами: «Для нашего объекта нет смысла приглашать управляющую компанию. Может быть, мы будем отдавать какие-то специфические услуги на аутсорсинг, например, управление зданием. Но основных специалистов включим в свой штат».

Наталья Горина тоже не доверяет наемным управленцам: «Мы попробовали пригласить профессионала со стороны, и оклад ему установили немаленький – $2 тыс. Но не получили ожидаемого результата и даже ухудшили показатели, а клиенты перестали оставлять нам лестные отзывы. Мы с ним расстались. В нашем бизнесе важно чувство сопричастности, личной заинтересованности, только тогда клиенты получат ожида­емое внимание».

А Ольга Гаценко предупреждает: «Для большинства хозяев мини-отелей гостиничный бизнес либо непрофильный, либо вообще первый и незнакомый. Этот бизнес сложный, с массой стандартов и требований. Лучший выход для хозяев – передать его профессиональной управляющей компании. Лучше начинать работать с ней с самого начала – с составления бизнес-плана». Такого же мнения придерживается и Леонид Гогорян: «Строить, проектировать, придумать дизайн я могу и сам. Я сам себе заказчик, сам плательщик, сам закупал материалы и нанимал подрядчиков. На этом можно сэкономить. Но управлять этим бизнесом должны только профессионалы. Такой бизнес должен быть выделен в отдельную структуру. Мы обязательно обратимся к престижной гостиничной управляющей компании и заключим с ней договор. Ее сотрудники будут подбирать и учить управленческий аппарат, обслуживающий персонал, следить за соблюдением стандартов и так далее».

Самое читаемое
  • Оборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отрасляхОборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отраслях
  • Новые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионахНовые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионах
  • Путин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездоПутин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездо
  • ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.