Удачное соседство превращает конкурента в партнера
По подсчетам социологов, самый активный покупатель представитель среднего класса часто сталкивается с нехваткой времени: он может себе позволить отвести на шопинг в среднем два часа в будни или чет
По подсчетам социологов, самый активный покупатель представитель среднего класса часто сталкивается с нехваткой времени: он может себе позволить отвести на шопинг в среднем два часа в будни или четыре шесть часов в выходные. Покупка товаров, которые используются длительное время, почти никогда не бывает спонтанной: тут нужен тщательный выбор, сравнение брендов, сервиса, цен, качества и цвета. При этом сравнивать товары одной группы, но разных марок на специализированных улицах, где сосредоточено максимальное количество магазинов нужного профиля, людям гораздо удобнее, чем рыскать по разным частям города.
Вице-президент ГК «Джамилько» ОЛЬГА МАМОНОВА говорит, что в Европе принцип торговых коридоров или улиц одного товара, внутри которых вынуждены соседствовать прямые конкуренты, формировался столетиями: «В Европе есть знаменитые люксовые кварталы. К примеру, в Париже Авеню Монтень, в Милане Монте-Наполеоне. Они происходят от кварталов частных семейных магазинов-ателье или мастерских, первые из которых появились здесь больше двухсот лет назад. Сегодня никому и в голову не придет открывать на этих улицах магазины масс-маркета. Жесткая конкуренция между домами сформировала среду, где выжить могут только сильнейшие среди равных».
АЛЕНА ГОНЧАРОВА, директор консалтинговой компании «АМТ» утверждает, что в чистом виде специализированных кварталов в Ростове почти нет: «На той же ул. Большой Садовой есть сразу несколько сегментов и одежда, и обувь, и магазины косметики и парфюмерии. Но есть объединяющий признак: это товары, которые можно унести в руках. А на ул. Красноармейской сложились несколько пулов из магазинов мебели, товаров для строительства и ремонта, бытовой техники. У них тоже есть объединяющий признак, который условно можно назвать «все в дом». Как утверждают эксперты, чаще происходит смешение двух маркетинговых тактик: shopping street и кросс-маркетинга, когда клиенты одной компании становятся одновременно потенциальными потребителями товаров и услуг другой, повышается узнаваемость одного бренда за счет рекламы другого. Так, например, автосалоны обрастают автосервисами, магазинами автокосметики и запчастей.
Но большинство экспертов уверенно называют в Ростове несколько территориальных специализаций. Например, любой ростовчанин знает, что Малиновского, Доваторов и Вавилова автомобильные улицы, что мебель и материалы для строительства и ремонта можно выбрать и купить, проехав по Шолохова Красноармейской или по ул. Текучева. А обувь на любой вкус и кошелек проще всего найти, пройдясь от Центрального рынка по Буденновскому и свернув дальше на ул. Большую Садовую к Кировскому.
По мнению экспертов, в основе формирования большинства ростовских торговых кварталов лежат исторические корни и интуитивный маркетинг. Автосалоны постепенно подтягивались к авторынку «Фортуна», мебельщики к «Дому мебели» на Красноармейской, существующему там еще с советских времен, а обувщики к «Дому обуви» на Буденновском.
По мнению главного архитектора области и председателя областного Архитектурно-градостроительного совета ЮРИЯ КОЛОМОЕЦА, со временем в такие исторически и почти стихийно сложившиеся кварталы подтягиваются и именитые крупные игроки: «Не последнюю роль в выборе места для такого гиганта, как «Икеа», сыграл тот факт, что рядом расположен рынок строительных материалов «Классик» и смешанный «Аксай-Сельмаш», ставший местом притяжения не только ростовчан, но и жителей близлежащих городов и сел. На «автомобильной» улице предпочел построить свои новые суперсовременные автосалоны такой крупный автодилер, как «Орбита». И даже премиумная «Армада» расположена, хотя и очень обособленно, недалеко от авторынка «Алмаз».
Маркетологи автодилеров подчеркивают, что соседство разных автосалонов признано преимущественным ходом в очень многих городах и победило другие форматы. ТАРАС ДОМРАЧЕВ, начальник отдела маркетинга компании «Армада»: «В Москве пытались было строить огромные мультибрендовые автосалоны, почти супермаркеты автомобилей, но они, что называется, «не пошли». Рентабельность и целесообразность подобных организаций носит весьма ограниченный во времени характер и они стали синонимом неэффективности и неконкурентоспособности. Другое дело несколько обособленных автоцентров». А ЕВГЕНИЯ НАЗАРЕНКО, начальник отдела маркетинга компании «Орбита» считает, что покупателю нужен выбор, даже если он уже определился с маркой автомобиля: «Конечно же, он не устоит перед искушением посмотреть на другие марки, раз они представлены в расположенных рядом салонах. И если атмосфера, подчеркивающая философию и индивидуальность марки, придется ему больше по душе, он вполне может изменить свое первоначальное решение».
Заместитель генерального директора сети обувных салонов «Эксквизит» АЛЕКСАНДР ЛЕПИН говорит, что появление магазинов одного-двух лидеров рынка в одном месте способствует очень быстрому формированию вокруг них специализированных кварталов: «На Ворошиловском мы застолбили место, и за два с небольшим года образовался целый городок обуви. В непосредственной близости открылись «Империя обуви», «Центробувь». То же самое можно сказать и о Северном: там вокруг нашего магазина и «Эколаса», нашего традиционного конкурента, вырос целый обувной квартал, до десятка магазинов».
Эксперты не сомневаются, что «новички» в некотором смысле паразитируют на серьезных исследованиях, которые произвел в свое время лидер. МИХАИЛ ШЛЯШКИН, генеральный директор ростовской сети магазинов «Старик Хоттабыч»: «Мы, когда оценивали место при входе на ростовский рынок, провели серьезные исследования и выбрали ул. Красноармейскую, хотя в то время никого здесь из наших конкурентов еще не было. Это магистральная улица, с возможностью проезда грузового транспорта (а наши товары часто крупногабаритные), с местом для парковки, через нее проходит движение между несколькими крупными жилыми массивами». Однако г-н Шляшкин не видит особых причин расстраиваться из-за того, что кто-то воспользовался «чужими» наработками: «Чем больше похожих магазинов на одной улице, тем больше поток потенциальных покупателей. При таком расположении магазинов одного формата с похожим ассортиментом происходит перекрестное привлечение покупателей и вырастают продажи у всех».
Эксперты говорят, что при определенной смекалке в свою пользу можно обернуть не только транспортную доступность, но и транспортные сложности. Так, например, в Ростове, в районе Нариманова, появилась улица автомоек. Там практически в каждом дворе (а это частный сектор) работает своя автомойка их не меньше пятнадцати. Владельцы этих микробизнесов неохотно дают комментарии и не хотят называть свои имена для прессы, но все в один голос говорят, что открыться им помог огромный и постоянно увеличивающийся поток транспорта на Северный в часы пик, а также пробки на соседней улице.
Удобство или неудобство передвижения потенциальных и реальных покупателей может сильно ограничивать дальнейшее развитие даже исторически сложившихся или предрасположенных к специализации улиц, считают эксперты. Например, закрытие двух или трех различных обувных магазинов на ул. Большой Садовой Александр Лепин объясняет так: «Основной пик покупательских потоков расположен на отрезке ВорошиловскийБуденновский. Тут очень удобные транспортные развязки. Человек приехал, пробежал несколько кварталов и, в случае удачной покупки, не возвращаясь, уехал домой. Немудрено, что магазинам дальше по ветке надо либо совсем уж постараться и сильно выделяться, чтобы привлекать покупателей, либо чем-то другим заниматься. Там уже торговля обувью считается гораздо менее удачной». По мнению Ольги Мамоновой, ул. Пушкинская могла бы стать кварталом элитных бутиков, если бы не одно «но»: «Она преимущественно пешеходная, а состоятельные покупатели предпочитают ездить, а не ходить пешком. Здесь же у них почти нет возможностей ни подъехать, ни оставить свою машину».
Владельцы торговых предприятий, располагающихся в профессиональных кварталах, считают избыточной концентрацию в зонах, прилегающих к оживленным магистралям и старым профильным объектам. В этой ситуации для участников рынка на первый план выходит вопрос о том, как превратить конкуренцию в синергию, как выжить и не потеряться в длинных рядах себе подобных.
По мнению экспертов, помимо преимуществ, специализированные кварталы имеют ряд негативных моментов: попадая в специализированный квартал, предприниматель получает в готовом виде только одно из четырех необходимых для успеха «Р» (Place, Рrice, Рroduct, Рromotion), и при этом возникают всевозможные противоречия и конфликты. Алена Гончарова считает, что большую выгоду получают молодые компании: «Если вы только начинаете раскручивать свой бренд, то найдете массу преимуществ от соседства с известным магазином, который давно привлекает к себе клиентов. Вам выгодно «пристроиться» в ряд к другим магазинам с похожим товаром. Если же вы лидер в своей категории, то вам лучше иметь меньше конкуренции, так как остальные «питаются» за ваш счет. Но и тем, и другим надо постоянно искать и поддерживать отличия от соседей в трех других «P» продукте, цене, продвижении. Иначе новички так и останутся в тени и без ожидаемых прибылей, а лидеры рискуют потерять уже наработанную клиентуру».
Соседство конкурентов, по мнению СЕРГЕЯ ЛИТВИНЕНКО, директора строительного супермаркета «ЦСМ», это палка о двух концах: «Мы отслеживаем конкурирующие фирмы, а они нас. Вплоть до того, что засылаются разведчики, может быть, у них цена ниже, может, что-то интереснее появилось или идет какая-то акция или распродажа. Ходы конкурентов копируются. Как правило, по истечении срока акций и распродаж покупатели возвращаются к «своим» и объемы продаж восстанавливаются. Но этого ждать нельзя и надо постоянно изобретать что-то новое».
Самая большая ошибка при расположении вблизи от конкурентов, по общему мнению экспертов, похожесть. Эксперты советуют выделяться. Алена Гончарова предлагает дробить целевую аудиторию: «Спрос дифференцируется в зависимости от уровня достатка, от возраста, от месторасположения в определенном районе города. В той же обуви один покупатель, который выбирает цену, другой марку, третий удобную обувь на каждый день или супермодную дизайнерскую обувь и т. д.». Александр Лепин считает, что можно выигрывать, варьируя ценовые и ассортиментные сегменты: «Например, на Ворошиловском появление «Центра обуви» вообще никак не повлияло на нашу торговлю, там значительно ниже ценовой сегмент, поэтому он отобрал людей у вещевых рынков. Но чтобы усилить свое преимущество, мы пополнили ассортимент наиболее ходовыми, дорогими и новыми по дизайну моделями. С «Обувь-Сити» и «Империей обуви» мы тоже работаем в разных ценовых категориях. С «Эколасом» и «Аты Баты» мы пересекаемся и в ценах, и территориально, но у нас разный ассортимент, марки и модельные ряды».
Михаил Шляшкин делает упор на сервис: «Мы себя позиционируем как «магазин-специалист». Здесь человеку дадут квалифицированную консультацию, помогут все просчитать, сделают экспресс-дизайн по внутренней отделке. Поэтому даже соседство с гигантами DIY, где царит усредненный подход к покупателю, нам не страшно». А Сергей Литвиненко ставит на широту и глубину предложения: «Мы пошли по пути супермаркета. Человек может купить весь список товара, который подготовил. Причем, он в такой ситуации часто покупает исходя из того, что есть в магазине».
Александр Лепин уверен, что при правильном позиционировании и продвижении соседство с более молодыми конкурентами только на пользу: «Мы наблюдали небольшой отток в момент открытия некоторых новых магазинов в одном с нами ценовом сегменте. Но это было просто любопытство, и покупатели снова вернулись к нам, подтвердив высокую степень лояльности к местным ростовским обувным сетям. Но среди «новичков» по географии немало опытнейших ритейлеров: москвичи, краснодарцы и новороссийцы работают более агрессивно и заставляют нас подтягиваться, быть в тонусе».
Мирное соседство благотворно, согласен Михаил Шляшкин, если не перерастает в лобовую конкуренцию: «Можно рядом располагать монобрендовые и мультибрендовые магазины, можно универсальные и узкоспециализированные. А вот к расположению рядом магазинов близкого формата и сегмента очень спорно. Поставьте рядом «ОКей» и «Перекресток». Оба отличные игроки, но как вы думаете, куда уйдет часть покупателей из «Перекрестка?»
Когда конкуренты вступают в такую лобовую конкуренцию, приходится искать другие преимущества. Например, на ул. Текучева всего в паре кварталов друг от друга расположились строительные супермаркеты «Миллениум» и ЦСМ, у них один и тот же ценовой сегмент и потенциальные покупатели. Но Сергей Литвиненко, директор «ЦСМ», уверен в своем преимуществе: «Мы выигрываем у соседнего «Миллениума» в том, что находимся на первом этаже, наши витрины хорошо видны и проходящим, и проезжающим. Покупателей приятно удивляет, что есть и второй, и третий этажи».
Александр Лепин считает, что фишками могут стать бонусные и сезонные акции, различные event-мероприятия с промоутерами, BTL-мероприятия, которые выделят магазин из конкурентов здесь и сейчас.
По мнению экспертов, способов выделить свой магазин из массы похожих много и все индивидуальны: кому-то достаточно просто повесить яркую вывеску, а кому-то требуются постоянные распродажи и какие-то акции, кому-то следует предложить максимальный выбор, а кому-то сформировать узкое, но уникальное предложение, которого нет больше ни у кого. «Все методики, технологии и способы привлечения клиентов достаточно стандартны для любого рынка в целом. Но для каждого конкретного, точечного случая есть свой, иногда неповторимый набор инструментов. И тут нужно проявлять фантазию, варьировать и смешивать, а не подражать. Тогда компания сможет сохранить свое лицо», считает Алена Гончарова.