Светлана Пономарева: "Работу проекта проверяю на своих детях"
Руководитель «Детского университета ДГТУ» рассказала "Деловому Кварталу" о научном воспитании детей.
После того, как Донской государственный технический университет стал опорным вузом Ростовской области, от пристального взгляда его руководства не укрылась ни одна из сфер человеческой деятельности: бизнес, кадровая политика, гражданские инициативы, патриотизм, здоровье нации – до всего этого есть дело менеджменту университета. В конце 2016 года была открыта принципиально новая образовательная площадка для детей с 4 до 14 лет – "Детский университет", которая сразу приобрела большую популярность среди жителей нашего региона. Руководство ДГТУ не забыло и о главных участниках в жизни, воспитании детей – родителях: для них был создан социальный проект "Родительский университет".
О научном воспитании детей "Деловой квартал" поговорил с начальником управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодежи ДГТУ, кандидатом биологических наук и куратором проекта "Детский университет" Светланой Пономаревой.
- Светлана Викторовна, "университет" – это значит "поступление" и "конкурс". Как это происходит у вас?
- Конечно, никаких экзаменов нет – есть собеседование, которое проводят психологи и педагоги Детского университета, позволяющее выявить уровень осведомленности ребенка о различных сферах жизни и его предрасположенность к определенным видам деятельности.
- И что происходит дальше?
- Обучение проходит в рамках трех курсов по программам «Я познаю мир», «Я изучаю мир», «Я создаю свой мир». Все эти программы направлены на развитие личности ребёнка, раскрытие его потенциальных возможностей и способностей, обеспечение эмоционального благополучия, формирование социального опыта и жизненных компетенций. Необходимо подчеркнуть, что Детский университет был отмечен министром образования и науки РФ Васильевой О.Ю. как один из интересных гуманитарных и социально-ориентированных проектов.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке Тутова Л.Н. выступила его куратором со стороны ГД РФ.
- Для чего? Чтобы потом они гарантированно пришли поступать в ДГТУ?
- ДГТУ как опорный университет нашего региона считает необходимым выступать в качестве центра подготовки высококвалифицированных специалистов. Бесспорно, мы с радостью ждем всех подопечных Детского университета для получения своей будущей профессии именно в Донском государственном техническом университете.
-Вы 15 лет занимаетесь вопросами обучения и поддержки талантливой молодежи, Вашему опыту можно доверять. Скажите, нынешние дети сильно отличаются от прежних?
- Существует особенности каждого поколения. Современные дети проявляют свои интересы во многом иначе, чем их предшественники. Они предпочитают технологические продукты и современные средства коммуникации. У них совершенно по-иному происходит восприятие и усвоение информации. Им необходима визуализация всех процессов. Наши программы учитывают эти особенности, но мы не забываем и о классическом советском образовании, духовно-нравственном развитии. Самое главное для нас – помочь каждому ребенку стать самодостаточной, профориентированной личностью, готовой трудиться на благо родного края.
- В этой связи как изменилась функция родителей?
- Функцию родителей изменить невозможно. Они должны создать благоприятную среду для роста и развития детей, дарить им любовь и внимание.
- Не кажется ли вам, что нынешние родители даже в чем-то перекладывают свои функции на школу и дошкольные организации? Дескать, нам некогда, мы деньги зарабатываем, давайте вам заплатим, и вы нашу работу выполните?
- Наверное, о чем-то таком мы и подумали, когда вместе с Детским университетом открыли Родительский университет. И теперь родители наших "студентов" занимаются параллельно.
Родительский университет призван помочь родителям получить качественные знания по четырем направлениям: педагогическому (воспитание семейных ценностей); психологическому (комфорт в семье); юридическому (права ребенка); медицинскому (здоровьесберегающие факторы в семье) согласно возрастным группам.
- И чему вы учите родителей?
- Не поверите! Иногда даже учим родителей просто-напросто играть с детьми. Так, недавно одна из "студенток", мать 14 детей, с удивлением обнаружила, насколько игра меняет их взаимоотношения. "На следующий день после домашней игры старшие дети стали ко мне совершенно по-другому относиться, – рассказал она мне. – Они словно по-новому взглянули на мою роль в семье, по-другому оценили мой авторитет. Для них я по-настоящему стала главной. Они охотнее помогают мне по дому, отношения выстроились заново". Действительно, ответы на многие вопросы родителей лежат на поверхности, мы просто не всегда умеем их разглядеть или правильно отреагировать на ту или иную ситуацию
- А своих детей вы как воспитываете?
- Я такая же занятая мама, как и многие, возвращаюсь с работы поздно. Но все свое свободное время я провожу в кругу семьи. Я стараюсь быть примером для них. Разговаривать с ними, дарить тепло и ценить радостные моменты нашего общения. Самое главное – чтобы дети и родители слышали друг друга.
- Не могу не спросить: в наше время очень важно воспитывать в детях толерантность по отношению к другим людям – другого цвета кожи, вероисповедания, физических особенностей и пр. Надо ли это делать и как?
- Конечно, надо. В ДГТУ обучается большое количество студентов из других стран, разных конфессий и вероисповедания. Мы смогли создать оптимальные социальные условия, в которых каждому комфортно проявлять свои способности и лучшие качества. Дети с особенностями здоровья не выделяются в отдельные группы. Они общаются друг с другом и вскоре перестают замечать, что кто-то не так двигается или разговаривает. Но основная нагрузка, как я думаю, в этом вопросе ложится на семью. Какая атмосфера в семье, с такими убеждениями и вырастет ребенок.
- А как контролировать эффективность обучения?
- В конце каждого семестра студенты демонстрируют результаты обучения: проекты, творческие отчеты, эссе, практические модели и др. Родители активно участвуют во всех отчетных мероприятиях и вместе с педагогами имеют возможность оценить компетентности детей в той или иной сфере. Мои дети также студенты Детского университета. И как маме, мне виден результат обучения: дети с большим желанием посещают занятия, получают новые знания.
- Вечный вопрос: как рассказать детям "про это"?
- У меня, биолога по образованию, данный вопрос не вызывает проблем. Сейчас существует большое количество различных пособий для родителей по этой теме, надо лишь правильно подобрать материал под возраст ребенка. Куда сложнее другой аспект полового воспитания – формирование правильных социальных ролей для мальчиков и девочек. Очень важно воспитать из них настоящих мужчин и женщин, а это невозможно, если в семье сами родители роли перепутали. Этой проблеме мы тоже уделяем много внимания в Родительском университете.
- О чем вы мечтаете?
- Если говорить о работе, то я мечтаю о лабораторных комплексах для нашего Детского университета. В настоящий момент университет представляет собой яркое учебное пространство, где дети сообща работают над какими-то проектами, учатся, раскрывают способности в творчестве. Но мне бы хотелось придать этому процессу большей наглядности, тем более, что такие технологии сейчас есть – лаборатории для самых маленьких. Это было бы здорово.
- А как вы относитесь к тому, что ваши ученики, раскрытые и выращенные здесь, потом покинут вуз, город и даже страну в поисках лучшего применения своих знаний или устремятся за новыми возможностями?
- Я считаю, что силой никого удерживать не надо. А чтобы лучшие из лучших не уезжали, надо их научить любить: свой вуз, свой город, свой край, свою страну.