Стоимость программ MBA будет снижаться
В прошлом году Министерство образования и науки РФ ужесточило требования к долгосрочным программам МВА (Master of Business Administration) и DBA (Doctor of Business Administration): количество часо
Почему дипломы столичных бизнес-школ считаются престижнее региональных?
Когда управленцу стоит приступать к обучению по MBA?
В прошлом году Министерство образования и науки РФ ужесточило требования к долгосрочным программам МВА (Master of Business Administration) и DBA (Doctor of Business Administration): количество часов увеличилось, английский язык стал обязательным предметом, по окончании курса был введен госэкзамен. Однако ни новые правила, ни финансовый кризис значительно не повлияли на уровень спроса в этом сегменте. Участники рынка связывают эту тенденцию с тем, что, отказавшись от затрат на корпоративное обучение, руководители и владельцы компаний продолжают вкладывать деньги в личное профессиональное образование.
На текущий момент программы МВА в Ростове реализуют ростовские вузы и столичные бизнес-школы. «Первые представлены Институтом экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ и РГЭУ «РИНХ». Среди представителей второй группы можно выделить «Русскую школу Управления» с проектом Мини-МВА, «ЛИНК». При этом надо учитывать, что столичные игроки предлагают формат дистанционного обучения», — рассказывает ИННА ЛИТВИНЕНКО, руководитель отдела инновационных образовательных программ Южной региональной школы инновационного бизнеса. По данным АЛЕКСЕЯ АРХИПОВА, директора института экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, всего программам MBA в Ростове, Москве, Питере и за границей обучились порядка 600 ростовчан. По подсчетам ЮРИЯ ТАЗОВА, президента Российской Лиги МВА, директора по маркетингу Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства (ВШМБ АНХ), около 130 выпускников МВА подготовил Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, несколько человек получили эту степень по дистанционной форме обучения в «ЛИНК». Еще около ста с лишним ростовчан обучаются на модульных программах в московских бизнес-школах. Эксперты отметили, что пока большинство ростовских топ-менеджеров предпочитают обучаться программам MBA в Москве или Санкт-Петербурге. Это косвенно подтверждает и общероссийская статистика: по данным Российской Ассоциации Бизнес-Образования, до 90% всех дипломов МВА в нашей стране имеют московское или питерское «происхождение».
«В Москве и Питере совершенно иная конкурентная ситуация, которая заставляет бизнес-школы непрерывно развиваться, обновляться, ориентироваться на лучшую отраслевую практику», — объясняет ДМИТРИЙ ПАВЛОВ, директор по развитию и внешним связям ИМИСП (Санкт-Петербургский Международный институт менеджмента). По словам г-на Павлова, еще одним аргументом в пользу столичного образования является его престижность. «В бизнес-образовании во всем мире большую роль играет бренд. Закончить московскую или питерскую бизнес-школу — согласитесь, по определению, звучит более престижно», — сказал он. Г-н Тазов дополняет высказывание коллеги: «Сегодня Москва и Питер — признанные экономические флагманы, а следовательно, здесь больше всего успешных практиков, которые составляют костяк преподавательского состава на программах МВА». С экспертами согласилась ЕЛЕНА БЕШКИНСКАЯ, первый проректор по стратегическому развитию московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис»: «Когда слушатели выбирают бизнес-школу, они прежде всего ориентируются на такие принципы, как наличие нужной им специализации, на преподавательский состав, рейтинг бизнес-школы, на возможность получения сразу двух дипломов».
Осознавая, что успех школы во многом зависит от престижности бренда, Южная региональная школа инновационного бизнеса при ИУБиП в этом году открыла курс МВА совместно со Швейцарской бизнес-школой (Swiss Business School — SBS). «Мы совместно будем готовить специалистов MBA по направлениям: Международные финансы и банковское дело; Международный менеджмент; Маркетинг», — говорит г-жа Литвиненко.
Основная идея МВА состоит в том, чтобы любого менеджера, уже занимающего какую-либо руководящую должность, превратить в профессионального управленца. «Вот, например, вы, будучи врачом, после МВА можете стать не только главным врачом, но и председателем правления банка или директором автосервиса, или учредителем какой-нибудь торговой сети и прочее. Конечно, желательно, чтобы наш слушатель МВА пришел на учебу хотя бы с небольшим организационным опытом», — говорит г-н Тазов. ТАТЬЯНА ЕРМОЛАЕВА, заместитель директора Международного образовательного центра English First, добавила, что, помимо опыта работы на руководящей должности, от потенциальных студентов обычно требуют знаний иностранного языка на высоком уровне. Как заметил г-н Павлов, однозначного ответа на вопрос, когда обучаться на МВА, не существует. «Есть full-time программы, очные, с отрывом от производства, ориентированные на тех, кто только начинает или планирует карьеру менеджера и имеет возможность получить МВА фактически в режиме non-stop после получения первого высшего образования. Также существуют классические МВА, рассчитанные на 30-летних слушателей, сделавших определенный «задел» в карьере, но метящих на более высокие позиции. Существуют Executive MBA, рассчитанные на состоявшихся успешных людей, топ-менеджеров крупных компаний, владельцев среднего и крупного бизнеса», — объяснил Дмитрий Павлов.
Как рассказали собеседники «ДК», основу обучения на программах МВА составляют базовые курсы. На двухгодичной программе слушатель год изучает базовые курсы, а вторую половину обучения он уже должен осваивать выбранную специализацию. Наиболее популярные специализации: «Стратегический менеджмент и предпринимательство», «Управление финансами», «Маркетинг», «Внешнеэкономическая деятельность».
По мнению г-на Архипова, случайных людей среди слушателей программ MBA почти не бывает. «Практически все наши студенты — это руководители компаний или различных подразделений. У нас, к примеру, проходил обучение заместитель директора компании «Роствертол», руководитель одного из направлений завода «Эмпилс», директор представительства Volvo в Ростове и многие другие», — добавил г-н Архипов.
Однако немалую долю среди слушателей программ МВА составляют и рядовые специалисты. «В разных бизнес-школах состав групп слушателей различен. В ВШМБ, например, менеджеры высшего звена и собственники бизнеса обычно составляют свыше 55%. Значительную часть слушателей составляют менеджеры среднего звена — около 30%, остальное — специалисты», — констатирует Юрий Тазов.
Как отметили участники ростовского рынка образовательных услуг, самым главным преимуществом обучения программам МВА в Ростове является его стоимость. К примеру, в Швейцарии только плата за обучение составляет более 30 тыс. евро. В итоге, для того, чтобы обучиться в этой стране, слушателю из Ростова понадобится около $80–90 тыс. с учетом стоимости транспорт- ных услуг, проживания и питания.
В московских и питерских школах стоимость обучения начинается с 18–20 тыс. евро, а в Ростове прослушать курс MBA можно и за 5 тыс. евро. Стоит отметить, что для студентов из регионов столичные бизнес-школы зачастую делают скидки. «Понятно, что стоимость обучения для тех, кто приезжает из регионов, значительно возрастает из-за расходов на проживание и транспорт. Поэтому цены для студентов из регионов на московские программы несколько ниже — где-то на 10–20%», — говорит г-жа Бешкинская.
Как считают эксперты, в ближайшее время цены на программы MBA повышаться не будут. Напротив, в связи с экономическим кризисом многие бизнес-школы будут вынуждены снижать расценки. «Кризис, безусловно, внес свои коррективы в спрос на бизнес-обучение вообще и МВА в частности. Весенний набор 2009 г. показал, что наибольшие потери понесли дорогостоящие программы МВА и ЕМВА: в ряде бизнес-школ не смогли набрать группы. Весенний набор и в бескризисные годы всегда был скромнее осеннего в 2–2,5 раза, однако нынешняя экономическая ситуация уменьшила число слушателей в среднем еще на 30–35%», — рассказывает Юрий Тазов. По его словам, большинство потенциальных слушателей программ МВА заняло выжидательную позицию, собираясь определиться к середине года. «Если начнет сбываться пессимистичный прогноз о дальнейшем развитии кризиса, то бизнес-школам верхней ценовой группы придется подумать о корректировке цен. Предположительно сократится и число стремящихся в западные бизнес-школы — сейчас их около 1200 человек в год», — пояснил г-н Тазов.
Как отметила ВИКТОРИЯ КУЗЬМИНА, директор образовательного центра «Архимед» (Русская школа управления), сейчас, чтобы привлечь слушателей, многие бизнес школы внедряют различные системы скидок и удобных для студентов форм оплаты — рассрочки, кредит и т.д. «Недавно мы начали предоставлять слушателям внутриинститутский «кредит». Мы предоставляем студентам рассрочку, рассчитывая, что через год, когда ситуация выровняется, им удастся взять кредит в банке, либо найти организацию, которая согласится оплатить обучение», — рассказала г-жа Бешкенская.