Спрос на тренинги продаж в Ростове падает
По словам менеджера по маркетингу и рекламе Центра развития бизнеса «А-5» ИРИНЫ ЮНДЫ, в исследовании участвовало 35 компаний-потребителей услуг и 22 компании-провайдера. «Мы решили проанализировать
По словам менеджера по маркетингу и рекламе Центра развития бизнеса «А-5» ИРИНЫ ЮНДЫ, в исследовании участвовало 35 компаний-потребителей услуг и 22 компании-провайдера. «Мы решили проанализировать соответствие представленных на рынке тренинговых продуктов реальным потребностям их потенциальных потребителей, — сообщила она. — Опрос проводился среди экспертов и участников рынка, а также руководителей служб обучения и развития персонала ростовских компаний». По словам г-жи Юнды, исследование показало, что на ростовском рынке сейчас работает не более 40 провайдеров тренинговых услуг, включая фрилансеров. Примечательно, что 80% рынка сформировалось в последние 3–4 года. Об ужесточении конкуренции говорит тот факт, что за последний год (июль 2007 г. — июнь 2008 г.) 20% ростовских тренинговых компаний прекратили свою деятельность.
Согласно исследованию, сами игроки рынка бизнес-образования наиболее востребованными считают краткосрочные программы по обучению, направленные на развитие навыков эффективных продаж, — они составляют 43% от всех представленных тренинговых продуктов. В то же время опрос потенциальных заказчиков таких программ показал, что в последние годы их интерес к тренингам по продажам и коммуникативным навыкам постепенно снижается, что с некоторым запозданием отражает общероссийскую тенденцию.
Согласно результатам исследования, тренинговые программы, направленные на развитие навыков конкретных специалистов (финансистов, бухгалтеров, аудиторов, HR-менеджеров, маркетологов и т.п.) предоставляют 40% игроков рынка. В 17% случаев такие программы составляют 90–100% портфеля тренинг-центров. «Высокий спрос на программы по развитию профессиональных навыков и сформировавшийся за последние годы пул лидеров говорит о том, что выход новых игроков, предоставляющих услуги по обучению финансистов, бухгалтеров и т.п., заведомо обречен на неудачу. Компаниям необходимо искать узкие, еще не охваченные ниши», — полагает Ирина Юнда.
Немалая доля в портфеле игроков ростовского рынка краткосрочных тренингов приходится на развитие управленческих, коммуникативных навыков и командообразования (team-building). «Большинство экспертов рынка считают командообразование одним из наиболее перспективных: по их прогнозам, доля этого направления в тренинговом портфеле должна в ближайшие годы составить около 20%», — отметила Ирина Юнда.
Что касается компаний-заказчиков и потенциальных клиентов, то, как выяснилось, лишь 27% из них имеют опыт обращения в тренинговые фирмы. Как показало исследование «А-5», основная задача корпоративных образовательных центров и служб обучения — развитие профессиональных навыков своих сотрудников. Также своими силами компании стараются заниматься командообразованием и повышать клиентоориентированность персонала.
Решение о сотрудничестве с тренинговым провайдером в большинстве ростовских компаний принимает гендиректор (55%), значительно реже — коммерческий директор и руководитель службы персонала. Принимая решения по выбору обучающей фирмы, руководители компаний большое значение придают сочетанию качества услуг и их стоимости. Чуть меньшее значение имеют рекомендации знакомых. Любопытно, что, согласно исследованию «А-5», имидж агентства играет совсем незначительную роль.
Отвечая на вопрос исследователей «В решении каких задач по обучению существует необходимость в компании?», 21% опрошенных назвали развитие организаторских навыков у менеджеров. «Стоит подчеркнуть, что наиболее актуально это для малого бизнеса», — отмечает Ирина Юнда. 18% респондентов отметили, что у них существует потребность в командообразовании, а 13% выделили клиентоориентированность и конфликтологию.
Что касается цен, то принимавшие участие в опросе ростовские компании, в отличие от московских, ещё не готовы платить $2 тыс. за два тренинг-дня с человека. 36% компаний выделяют бюджет на тренинговые услуги. Его годовой размер в 75% случаев не превышает 50 тыс. руб., и только 25% респондентов отметили, что интервал этого бюджета может быть от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Формируется данная сумма преимущественно (75%) оценкой затрат на решение задачи собственным силами, а четверть опрошенных ориентируется на возможность компании выделить тот или иной объем средств. «Таким образом, ростовские тренеры и тренинговые компании вынуждены предлагать преимущественно недорогие обучающие программы, чтобы обеспечить соответствие спросу. Как показывает исследование и наш собственный опыт, даже единичные уникальные тренинги класса «люкс» не находят в Ростове адекватного спроса», — резюмировала Ирина Юнда.