Спрос на инновации породит цивилизованная конкуренция
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Когда говорят о развитии инноваций в России, чаще всего имеют в виду создание необходимой среды и спроса на инновацио
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Когда говорят о развитии инноваций в России, чаще всего имеют в виду создание необходимой среды и спроса на инновационные решения. И это, конечно, верно: надо использовать все возможности, чтобы такая среда возникла. Но часто забывают о том, что есть и другие возможности, стимулирующие инновации.
Начну с приватизации. Необходимость ускоренной приватизации, о которой, в частности, говорил президент Медведев на Санкт-Петербургском экономическом форуме, объясняют прежде всего фискальными причинами (и мы в РСПП разделяем эту позицию— чем больше приватизируют избыточной государственной собственности, тем больше шансов, что социальные проблемы будут решаться не за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес, а за счет оптимизации присутствия государства в экономике). Но не менее важно и создание нормальной конкурентной среды.
Мы прекрасно понимаем, что многие госкомпании, работающие в конкурентном секторе, вольно или невольно пользуются преференциями— государство, как говорится, своих в обиду не дает. Выход государства из компаний в тех отраслях, где должна существовать конкурентная среда,— это и есть формирование дополнительного спроса на инновации, для того чтобы предприятия имели шансы в конкуренции. Конкуренции во всех видах, в том числе и за счет либерализации доступа транснациональных компаний к отраслям, которые принято называть стратегическими. Это означает, что мы можем простимулировать спрос на инновации в базовых отраслях, в частности в ТЭК, в котором сейчас доступ к самым сложным месторождениям, например офшорным, для транснациональных компаний по большей части закрыт.
Опрос российских бизнесменов, проведенный недавно РСПП, показывает, что порядка 40% из них ждут инновационного прорыва именно от транснациональных компаний. Пример создания нового электровоза Группой Синара совместно с Siemens свидетельствует, что можно ускорить процесс разработки инновационного продукта в разы. Можно, конечно, создавать и самим, но на это понадобятся годы, а за это время конкуренты уйдут еще дальше.
Второе место по инновационной перспективности для России, согласно данным нашего опроса, предприниматели отдают зарубежным исследовательским организациям. И третье место, что весьма, на мой взгляд, интересно,— иностранному малому и среднему инновационному бизнесу. Это то, чего мы ждем от российского МСБ, но, оказывается, сами отечественные предприниматели считают, что драйвером инноваций у нас могут стать преимущественно зарубежные малые и средние компании.
А что касается российских научно-исследовательских учреждений, то от них прорыва ждут менее 20% принявших участие в опросе. Сегодня около 30% опрошенных нами бизнесменов осуществляют совместные НИОКР с западными компаниями, а 24% дают заказ на НИОКР зарубежным разработчикам. Правда, нередко привлекаемые западные центры research & development— это на самом деле вынесенные за пределы РФ исследовательские подразделения российских компаний, потому что они считают, будто полученные из-за рубежа разработки потом легче будет использовать. На мой взгляд, это, с одной стороны, негативный симптом, а с другой — признак того, что отечественный бизнес все равно ищет наиболее эффективные способы привлечения инвестиций.
Наши опросы показывают, что меры стимулирования государством инноваций, в частности специальные налоговые льготы, компаниями практически не используются. Классический пример: повышенный коэффициент 1,5 для затрат на НИОКР применяется, согласно нашему опросу, лишь единичными предприятиями.
Более востребованными у бизнеса оказываются универсальные инвестиционно модернизационные льготы. То есть льготы, направленные на технологическое обновление, в котором неизбежно содержится и инновационный компонент, нужны компаниям больше. А специальные меры стимулирования инноваций, такие как повышенный коэффициент для НИОКР, необходимы лишь для немногих пилотных проектов (призванных продемонстрировать, что инновационные прорывы возможны и у нас), но массового отклика в бизнесе не находят.
Колонка написана на основе выступления на «ИННОПРОМе-2011»