Спортивный интерес Юга: перспективы и проблемные зоны
Правительство РФ благосклонно к Югу — Олимпиада, чемпионат мира притягивают инвестиции, что даст толчок для глобального развития ЮФО, которого бы не произошло без этих событий.
Чем славится Южный федеральный округ? Во-первых, это транспортно-географическое положение. Здесь и Волго-Каспийский путь из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, и Транссибирско-Черноморский путь, связывающий страны Азиатско-Тихоокеанского региона со странами Средиземноморского бассейна. Во-вторых, в ЮФО наиболее благоприятные для проживания, отдыха и сельского хозяйства природно-климатические условия. В-третьих, мощный промышленно-производственный потенциал в агропромышленной отрасли, сельхозмашиностроении, металлургии, химии и нефтехимии, пищепроме. Четвертое и самое актуальное — это спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края и Ростовской и Волгоградской областей.
Наличие последнего фактора случилось благодаря проведению зимних Олимпийских игр в 2014 году в г. Сочи, а также отборочных матчей чемпионата мира по футболу в Волгограде, Сочи и Ростове в 2018 году. Именно эти события мирового масштаба дали толчок развитию инфраструктуры в названных городах и их окрестностях.
Стратегия, тактика и практика
Сначала 2007 год, а потом и 2012 год подарили ЮФО несколько счастливых билетов. Шесть лет назад Сочи был объявлен хозяином Олимпиады-2014, а в прошлом году были принято решение проводить отборочные матчи ЧМ-2018 по футболу в Сочи, Ростове и Волгограде.
«Уже много лет подряд мы теряем иностранных туристов, — сетует Алексан Мкртчян, директор туристической компании «Розовый слон». — И я сомневаюсь, что после этих мероприятий мирового масштаба турпоток на наши курорты сильно увеличится. Из иностранцев к нам приезжают только пожилые люди, пассажиры круизных лайнеров, и это скорее экскурсионный туризм, нежели курортный. За границей отдых на побережьях дешевле, а сервис в разы лучше».
Также он отмечает, что основной ресурс, на который может рассчитывать Черноморское побережье, — это русские туристы, кто не может позволить себе качественный отдых заграницей, и невыездники — те, кто просрочил кредиты, военные и т. д.
Несмотря на негативные прогнозы ряда аналитиков, вклад в развитие инфраструктуры городов-«счастливчиков» невозможно переоценить. Строительство стадионов, тренировочных площадок, дорог и гостиниц, реконструкция медучреждений, электросетей и очистных сооружений — без событийных условий столь масштабные изменения в городах происходят не одно десятилетие.
«Если бы не Олимпиада и чемпионат мира по футболу, — продолжает Алексан Мкртчян, — вряд ли мы бы получили ту инфраструктуру, которая строится сейчас в регионах ЮФО».
Так, например, в августе было принято окончательное решение о строительстве в Ростовской области аэропортового комплекса «Южный», за который также боролись соседи региона — Краснодарский край и Республика Калмыкия. По словам Евгения Чудновского, гендиректора холдинга «Аэропорты регионов» (инвестор строительства аэропортового комплекса «Южный»), в будущем хаб будет обслуживать не только пассажиров Ростовской области и ЮФО, но и возьмет на себя порядка 20% потока авиаперевозок России.
Еще один крупный инфраструктурный проект на Юге — строительство газопровода «Южный поток» для газоснабжения Южной и Центральной Европы. Кубань и Ростовская область вошли в список из 8 регионов страны, по территории которых пройдет сухопутная часть этого газопровода.
На такую глобальную стройку еще два года назад не рассчитывало даже Правительство РФ. В сентябре 2011 года оно утвердило Стратегию социально-экономического развития ЮФО до 2020 года, в которой прописана подготовка и проведение Олимпийских игр в Сочи, но не учтен ЧМ-2018 и Южный хаб. А значит итоговые показатели экономического и социального развития ЮФО к 2020 году, которых власть планировала достигнуть, должны быть выше прогнозируемых.
Так, в стратегии представлены долгосрочный прогноз и два сценария социально-экономического развития до 2020 года. Первый сценарий — консервативный, согласно ему рост ВРП к 2020 году по отношению к 2009 году увеличится на 68%. Второй — инновационный, с ожидаемым ростом ВРП за тот же период на 94%. Доходы населения должны вырасти на 56,9% при консервативном сценарии или более чем вдвое (на 101,1%) — при инновационном. Ожидаемый рост производительности труда — 71,4% и 97,8% соответственно, рост инвестиций — 60,3% и 141,5%.
«Горизонтами планирования стратегии являются 2013 и 2020 годы. Индикативные показатели эффективности реализации направлений стратегии в основном рассчитаны по итогам этих лет в сравнении с 2009 годом. В этой связи оценить достижение указанных показателей в августе 2013 г. не представляется возможным», — ответили в аппарате полномочного представителя президента РФ в ЮФО.
Значит, уже в начале 2014 года, после получения итоговых цифр за 2013 год, можно будет увидеть соотношение фактических социально-экономических показателей развития округа к прогнозируемым в стратегии.
Ресурсы и производство
Туристическую отрасль, помимо Краснодарского края, планируют развивать и другие регионы ЮФО. Так, недавно губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил создать межрегиональные туристические маршруты. По его мнению, это способствовало бы продвижению южного бренда в целом, по аналогии с Золотым кольцом России. Речь идет о том, чтобы создать новый межрегиональный маршрут «Южное кольцо России» и показать отдыхающим самобытность, традиции и обычаи народов, населяющих юг страны. Маршрут предложили проложить по Астраханской, Волгоградской, Ростовской областям и Республике Калмыкия. Пока эта инициатива остается в рамках обсуждения.
В свою очередь Ростовская область делает ставку на деловой и познавательный туризм. По мнению Татьяны Нечепаевой, гендиректора турфирмы «Рейна-Тур НТВ», для этого необходима инфраструктура — дороги, указатели, информационные пункты. Все это планируется создать и модернизировать в регионе к 2018 году.
Эксперты отмечают, что один из главных рисков развития туризма на юге страны связан с близостью зон потенциальных конфликтов в Кавказском макрорегионе. Однако, как отмечает Алексан Мкртчян, это же и наше преимущество:
«Оставшиеся после Олимпийских игр в Сочи горнолыжные объекты будут пользоваться популярностью среди российских туристов из-за более благополучной обстановки, нежели привычные зимние курорты Северо-Кавказского региона».
Однако, несмотря на спортивно-рекреационную направленность сегодняшней политики ЮФО, локомотивами экономики округа остаются агропромышленный комплекс, нефтегазовый сектор, угольная промышленность, машиностроение и металлургия. Эти отрасли получают немалую долю инвестиций. Так, в прошлом году в РО состоялся запуск ряда новых производств: ООО «Ситилайф Росс» завершило реконструкцию Шахтинской газотурбинной электростанции, был запущен стекольный завод Guardian и завод по производству быстровозводимых железобетонных зданий «ИрДон». В Краснодарском крае окончено строительство терминала по перевалке нефтепродуктов (г. Новороссийск), завершено строительство Адлерской тепловой электростанции и др.
В свою очередь, быстрорастущий инвестиционный спрос и стабильно развивающийся строительный комплекс округа требуют дальнейшего наращивания производства строительных материалов. Из-за недостатка последнего фактора соседние регионы и иностранные компании видят потенциал в поставках своих товаров на территорию ЮФО. Например, в прошлом месяце международный холдинг «Евроцемент груп» объявил о том, что увеличивает мощности своего завода в Воронежской области, чтобы обслуживать южные регионы страны, потребности которых компания раньше обеспечивала заводами в Белгородской области и на Северном Кавказе.
«Поставки цемента планируется производить в Южный федеральный округ, в том числе в Ростовскую область, где общий объем потребления — 2,8 млн т цемента в год, — пояснили в пресс-службе компании. — Здесь долю рынка «Евроцемент груп» предполагается увеличить с 33 до 50%. В Краснодарском крае, где объем потребления — 5,2 млн т, доля должна вырасти с 20 до 40%. Также планируется сохранить объемы отгрузки и в Волгоградской области (1 млн т, 5%)».
И это несмотря на то, что в ЮФО производится около 18% общероссийского объема цемента.
Важное место в экономике России занимает агропромышленный комплекс ЮФО. Для ведения сельского хозяйства в округе используется 15,2% сельскохозяйственных угодий и 14,3% пашни России. На территории ЮФО находятся крупнейшие зернотрейдеры страны — компании «Юг Руси» и «Астон». Одним из важнейших событий в этом секторе экономике, повлиявшим и на Юг России, стало вступление в ВТО. Именно предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, производители сельхозтехники ощутили на себе возросшую конкуренцию. Например, производство автомобилей на Дону снизилось на 11,5% по сравнению с прошлым годом. Местные власти отмечают, что в начале года был зафиксирован прирост производства, но из-за снижения заводом «Ростсельмаш» производства зерноуборочных комбайнов на 37,2% данные изменились не в лучшую сторону.
Межрегиональные связи
Важно отметить, что в ЮФО регионы имеют между собой тесные торговые связи. Так, из Ростовской области в Волгоградскую область поставляются зерноуборочные комбайны, химические волокна, лакокрасочные материалы, прокат черных металлов, стальные трубы, а из Волгоградской области в Ростовскую — продукты питания, легковые автомобили, верхняя одежда, трикотажные и чулочно-носочные изделия. Из Краснодарского края в Ростовскую область поставляются цемент, минеральные удобрения, серная кислота, древесноволокнистые плиты, этиловый спирт из пищевого сырья, виноградные вина, сахар, плодоовощные консервы, животное и растительное масло, мука, мясо и птица. В свою очередь, Ростовская область поставляет в Краснодарский край стальные трубы, прокат черных металлов, химические волокна, сельскохозяйственные машины, автомобили, табачные изделия, растительное масло. Годовой объем продукции, вывозимой из Ростовской области в Краснодарский край, например, в 2009 году составил около 10 млрд рублей. Внутренний рынок Республики Адыгея и Республики Калмыкия в настоящее время насыщается главным образом за счет поставок из соседних регионов округа.
Несмотря на тесные экономические связи, бизнес отмечает специфику «входа» в регион ЮФО. Речь идет о необходимости предварительно «договариваться» с властями, которые держат бизнес под контролем.
«Взаимодействие бизнеса и власти уже находится на более высоком уровне, чем контроль, — считает Юрий Авдеев, управляющий филиалом ОАО «Банк ВТБ» в Ростове-на-Дону. — Поэтому правильнее говорить о сотрудничестве и партнерстве. Задача властей: создать предпосылки для развития бизнеса — предоставить субсидии, преференции и т. д. Примером тому действующие в Ростовской области областные программы «Сотня губернаторских проектов», «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства», «Поддержка экспорта» и т. д. А бизнес, в свою очередь, поддерживает и развивает экономику региона, обеспечивает население рабочими местами, тем самым снижая показатель уровня безработицы, и, в конце концов, платит налоги. Взаимодействие бизнеса и власти в регионах, безусловно, налажено. В каких-то в большей степени, в каких-то в меньшей».
Собеседники «ДК» выделяют специфику Краснодарского края, где губернатор всегда в приоритет ставит местный бизнес.
«Мы делаем достаточно масштабные и массовые проекты в городах, взаимодействуем с органами власти — согласовываем и получаем различные разрешения, находим персонал и подрядчиков, то есть в целом работаем легко и свободно, — рассказывает Наталия Самойлова, гендиректор рекламного агентства «PR Эксперт». — Везде, за исключением Кубани, поскольку политика Администрации Краснодарского края наиболее благожелательна и благосклонна к юридическим лицам, которые зарегистрированы на территории Кубани».
Аналогичную политику старается вести и Ростовская область. Недавно губернатор РО Василий Голубев заявил, что, несмотря на активное привлечение инвестиций в регион и меры по улучшению инвестиционного климата, приоритет по развитию индустриальных производств он отдает местным предпринимателям:
«Право первой ночи принадлежит ростовскому бизнесу, но если он не может, то мы открываем двери для инвесторов».
В любом случае Волгоградской и Ростовской областям, а также Краснодарскому краю обеспечен приток инвестиций на ближайшие несколько лет. Масштабный проект сейчас реализуется на территории Астраханской области — это «Программа комплексного освоения месторождений Северного Каспия» стоимостью более 21 млрд руб. Несмотря на принадлежность Адыгеи к ЮФО, республика была включена в амбициозный проект «Курорты Северного Кавказа» и получила свой крупный инвестпроект — круглогодичный горноклиматический курорт «Лаго-Наки*» стоимостью 673 млн руб. В Калмыкии портфель проектов пополнился первым на территории республики современным мясоперерабатывающим комплексом стоимостью более 3 млрд руб.
* - выполняет функции иностранного агента