Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
79,72
93,56

Сервисные компании переходят на аутсорсинг

По оценкам аналитической компании CNews Analytics, рынок IT-услуг в России в среднем увеличивается на 20-25% в год. Выросли и требования потребителей: теперь их не интересует простая установка

Сегмент IT-сервиса в России растет высокими темпами. Специализированные компании, оказывающие услуги ремонта, сопровождения и консалтинга в этой области, появляются и в Ростове. Сейчас этот рынок делят специализированные отделы дистрибьюторов техники и ПО, а также частные предприниматели.

По оценкам аналитической компании CNews Analytics, рынок IT-услуг в России в среднем увеличивается на 20-25% в год. Выросли и требования потребителей: теперь их не интересует простая установка программы, им нужен более комплексный подход  интеграторов все чаще используют в качестве специалистов, проводящих системную реструктуризацию бизнес-процессов. Развивается и аутсорсинг: в сервисных компаниях начинают видеть уже не «разовых внедренцев», а партнеров по бизнесу, которым предприятие делегирует мониторинг эффективности своих непрофильных видов деятельности.

Дистрибьюторы техники и ПО уходят в сервис

Эксперты считают, что многие IT-компании с полным правом называют себя сервисными, потому что в структуре их доходов в последнее время преобладают дополнительные услуги. «Рентабельность торговли электроникой крайне низка и колеблется от 5% до 16%. А в сервисе она выше  30-40%, иногда доходит и до 100%»,  рассказывает ЕКАТЕРИНА КРЮКОВА, PR-менеджер компании «Белый ветер».

По мнению АЛЕКСАНДРА ПОПОВА, директора «Сервисного центра КМ», в послед­нее время продавцы техники берут на себя повышенные обязательства. В частности, сейчас практически все дистрибьюторы, кроме авторизации производителя, должны иметь собственные центры поддержки оборудования. «В Ростове, насколько мне известно, нет крупных специализированных сервисных компаний. И сервисные центры, как правило, являются частью бизнеса дистрибьюторов техники и программного обеспечения»,  говорит г-н Попов.

По мнению игроков, рынок сервисных услуг в IT прошел первую стадию формирования. За последние полтора года в Ростове появилось много компаний, специализирующихся на ремонте и обслуживании техники. Наиболее заметными эксперты называют «Южную сервисную компанию», «Спас-инфо», «Олимп-Сервис» и «Сервисный центр КМ». Но, как говорит Александр Попов, даже основных игроков еще нельзя считать крупными, потому что у них достаточно мало сертифицированных специалистов и небольшой опыт работы на этом рынке.

Менеджер проектов компании «ЮБиТек» ЕВГЕНИЙ ЖИЛИН утверждает, что, помимо отделов при дистрибьюторах и по­явившихся специализированных компаний, услуги по техническому обслуживанию и консалтингу оказывает большое число част­ных предпринимателей и непрофильных фирм: «Любую компанию, которая оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту вычислительной техники, периферии, копировальной и видеотехники, уст­ройств связи и осуществляет поддерж­ку программных продуктов, в частности, «1С», можно отнести к сервисным».

Наиболее востребованным видом IT-услуг эксперты называют техническое обслуживание инфраструктуры компаний-заказчиков. По мнению генерального директора «Крок Юг» ВАЛЕРИЯ ШИШКИНА, это связано с тем, что компьютерные парки компаний увеличиваются, и владельцам IT-инфраструктуры все больше требуются периодический ремонт и настройка оборудования. Но постепенно развиваются и другие виды сервисов, отмечают эксперты. Сейчас на рынке растет спрос на услуги по системной интеграции, консультированию, обслуживанию программного обеспечения.

Сервисные компании консультируют даже в телефонном режиме

Основным методом работы с клиентами у компаний, занимающихся сервисным обслуживанием IT-инфраструктуры, является абонентское обслуживание  выполнение заранее оговоренного объема профилактических работ. До недавнего времени организации обращались к помощи знакомых и полузнакомых студентов и выпускников технических факультетов. Сейчас, как отмечают эксперты, спрос на качественное сопровождение компьютерной техники растет, и первыми на него отреагировали малые IT-фирмы.

«Мы практикуем абонентское обслуживание клиентов, когда наш инженер с определенной периодичностью выезжает к заказчику, и выполняет работы по установке, настройке техники, прокладке сети или просто осуществляет текущий ремонт. Клиент за эту услугу ежемесячно вносит определенную оплату»,  рассказывает Александр Попов.

Компании, которые оказывают услуги сервиса, практикуют и разовое выездное обслуживание. «Сегодня оно очень необходимо: выезд специалиста рассматривается как быстрое реагирование на проблему клиента, обеспечение безостановочного функционирования IT-инфраструктуры заказчика»,  говорит Евгений Жилин. Кроме того, считают эксперты, такие услуги помогают привлекать новых клиентов и затем переводить их на абонемент.

В последнее время набирает популярность телефонное консультирование. «Подавляющее большинство проблем с компьютерным оборудованием не требует наличия в штате компании квалифицированного специалиста. Такие проблемы можно решить либо простой консультацией по телефону, либо удаленно, с использованием специализированных программных средств»,  говорит АЛЕКСАНДР ПОСТНИКОВ, руководитель компании IT-Express.

На аутсорсинг пока отдают только обслуживание специального ПО

Абонентское обслуживание постепенно превращается в аутсорсинг. За заказчиком закрепляют одного специалиста или, при необходимости, нескольких, которые знают особенности IT-инфраструктуры компании и выполняют работу не в разовом порядке, а системно. «В Москве аутсорсинг в области управления IT-инфраструктурой доказал свою эффективность и экономическую целесообразность. Работа по этой схеме  свидетельство грамотного построения бизнеса и стремления максимально формализовать и упростить собственные бизнес-процессы»,  считает Александр Постников.

Однако в Ростове такой вид взаимодействия с сервисными компаниями не очень развит: «Рынок обслуживания IT-инфраструктуры среднего и малого бизнеса только формируется, и интерес к аутсорсингу будет повышаться. Хороших специалистов найти все труднее, а те же студенты не могут решать сложные задачи»,  считает Александр Попов.

По мнению Евгения Жилина, идеальный пример аутсорсинга  это когда заказчик полностью отказывается от собственного IT-персонала и передает техническое обслуживание в ведение специалистов сторонней компании: «Думаю, время расцвета аутсорсинга не за горами. Выгода для клиентов очевидна: во-первых, все риски прописывают в договоре, и при возникновении аварийных ситуаций интегратор отвечает своими активами, репутацией. Во-вторых, заказчик становится независимым от собственных IT-сотрудников, на которых по трудовому законодательству невозможно возложить полную ответст­венность за возникшие убытки».


Однако пока поставить на поток обслуживание малых фирм в Ростове не удается. Исключение в этом плане сопровождение систем на базе «1С». ЮЛИЯ СИМОНОВА, директор компании Logic Engineering: «Обслуживание 1С чистой воды аутсорсинг. Фактически, у предприятия, установившего эту систему, есть три варианта ее дальнейшего обслуживания: нанять «серого профи», пригласить на работу специального сотрудника или заключить договор аутсорсинга. Причем около 40% клиентов выбирают второй путь». В «1С-Франчайзи» говорят, что средний и крупный бизнес давно осознал экономические выгоды аутсорсинга, а мелкие компании переходят на комплексное обслуживание только после того, как из-за некомпетентности «знакомого программиста» у них останавливаются бизнес-процессы.

Как отмечает Валерий Шишкин, местный рынок взрослеет и постепенно большинство компаний передадут управление IT-инфраструктурой специализированным фирмам: «Уже сейчас заказчик максимально просчитывает эффективность вложенных денег. Ему не нужен неработающий IT-сервис, и в недалеком будущем он будет готов платить деньги за оказание услуг по управлению IT-ресурсами на постоянной основе».

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.