Ростовские разработчики ПО переходят на серийное производство софта
эксперты Ирина Вереникина директор компании «Информа» Алексей Добровольский руководитель направления разработки программного обеспечения компании «КРОК» Павел Долгополый заместитель директора комп
Ирина Вереникина
директор компании «Информа»
Алексей Добровольский
руководитель направления разработки программного обеспечения компании «КРОК»
Павел Долгополый
заместитель директора компании «Интеллект-Информ»
Андрей Иванов
директор группы компаний «БИС»
Вадим Морозов
технический директор научно-производственного предприятия «АСЕ»
Михаил Филиппенко
коммерческий директор компании Fast Reports Inc
Что мешает перейти с одноразовых заказов к тиражированию программ?
Зачем ростовским разработчикам технопарк?
Одной из первых выпускать тиражное ПО в Ростове стала компания Fast Report Inc. Группа ее программистов в 1999 г. разработала набор инструментов для автоматизации документальной отчетности на предприятиях. Сегодня их продукт – генератор отчетов Fast Reports Studio – популярен не только на российском рынке, но и в Европе. Другие ростовские компании пытаются повторить успех Fast Report Inc., возлагая надежды на создание узкоспециализированных продуктов.
Участники ростовского рынка разработки прикладного ПО выделяют в Ростове несколько типов компаний, производящих софт. «Порядка 10-15 игроков производят тиражный софт, около пяти компаний работают на аутсорсинге для крупных разработчиков, еще несколько десятков занимаются конфигурированием «1С», – считает МИХАИЛ ФИЛИППЕНКО, коммерческий директор компании Fast Reports Inc.
Эксперты говорят о больших перспективах развития этого рынка, отмечая при этом, что от местных программистов потребуются серьезные интеллектуальные и материальные затраты. «Создание и внедрение сложного корпоративного ПО у нас находится в зачаточном состоянии. Спрос на него многократно превышает предложение, но для того чтобы его удовлетворить, разработчики должны довести свои разработки до приемлемого уровня по функционалу и качеству», – уверен АНДРЕЙ ИВАНОВ, директор группы компаний «БИС».
Многие компании стремятся делать узкоспециализированные программные продукты. Однако говорить о системном подходе не приходится: в большинстве случаев программные продукты разрабатывают, исходя из потребностей заказчиков или их клиентов. «К примеру, когда мой компаньон АНДРЕЙ ТАРАХТЕЛЮК приобрел автомобиль, первый же визит в автосервис его разочаровал: там совершенно не было никакого оборудования для диагностики и ремонта инжекторных двигателей. И мы разработали набор специализированного ПО для автосервиса», – рассказывает ВАДИМ МОРОЗОВ, технический директор НПП «АСЕ».
Преобладание «штучного» софта на местном рынке эксперты связывают с отсутствием инвесторов, вкладывающих средства в разработку серийных продуктов. Михаил Филиппенко говорит, что софт под заказ не требует собственных инвестиций: «В этом случае спрос известен, заказчик готов оплачивать разработку. Главное – найти этого заказчика, согласовать с ним бюджет – и можно приступать к работе».
Эксперты говорят, что в последнее время компании стремятся переходить от единичных разработок к созданию серийного ПО. ИРИНА ВЕРЕНИКИНА, директор компании «Информа»: «Разработчикам софта выгоднее продавать коробки с универсальным решением для определенного бизнеса. А адаптация программного обеспечения под каждого клиента – очень трудоемкий и дорогой процесс».
По мнению экспертов, многие продукты ростовских разработчиков превратились в серийные после удачного внедрения на предприятии, заказавшем разработчикам индивидуальное ПО для решения собственных задач. «К примеру, необходимость работы по кредитам с Национальным Бюро кредитных историй сподвигло ОАО АКБ «ЮТБ» заказать программный комплекс, позволяющий конвертировать и передавать данные в формате TUTDF. Мы выполнили этот заказ, и теперь в портфеле компании есть программа «Экспортер кредитных историй», которую мы предлагаем и другим банковским учреждениям», – рассказывает ПАВЕЛ ДОЛГОПОЛЫЙ, заместитель директора компании «Интеллект-Информ».
Как считает Вадим Морозов, переводить заказное программное обеспечение в серию достаточно проблематично: «Бывает, заказчик получил все авторские права на ПО, и только он может распоряжаться им. И если компания предполагает в дальнейшем выпускать разработанное ПО серийно, то придется значительно перерабатывать этот продукт».
По мнению Михаила Филиппенко, заказные разработки и тиражный софт предполагают совершенно разные бизнес-модели: «Тиражное производство требует тщательного исследования рынка, больших инвестиций, определения лицензионной политики. С заказным ПО все проще: клиент ставит задачу, а разработчик делает нужный продукт».
Эксперты говорят, что для ростовских программистов наиболее выгодный способ продвижения собственных серийных продуктов – работа с заказчиком через интернет. «Это достаточно дешево и эффективно. Затраты при этом минимальны: потребуется страничка в сети с описанием продукта и демо-версией, а также электронная рассылка целевым клиентам с описанием предложения и ссылкой на страничку», – считает Михаил Филиппенко.
Для создания «коробочных» версий разработчику нужны большие вложения: на построение сети дистрибуции, содержание склада и сотрудников, которые управляют распространением и продвижением продукта. «Важно понимать, что в отличие от разработки ПО на заказ, в стоимости коробочного продукта затраты на разработку составляют менее 20%, а все остальное – это вложения в маркетинг, техническую поддержку и дистрибуцию», – говорит АЛЕКСЕЙ ДОБРОВОЛЬСКИЙ, руководитель направления разработки программного обеспечения компании «КРОК».
По мнению Михаила Филиппенко, компании, которые пытаются сделать из заказного продукта тиражный, сталкиваются с проблемой внедрения: «Иной раз продукт просто невозможно поставить на поток, если нет службы поддержки и доводки под конкретное предприятие. При этом постепенно эта служба потребует все больших расходов на поддержание продукта. Ведь если с увеличением количества продаваемых копий программы первоначальные затраты постепенно окупаются, то затраты на специалистов, обслуживающих этот продукт, остаются постоянными. В итоге, такая ситуация может привести к коллапсу компании-разработчика».
В софтверных компаниях говорят, что для создания высококачественного продукта им не хватает квалифицированных кадров. «К сожалению, уровень специалистов, которых готовят ростовские вузы, недостаточен для того, чтобы программист сразу включился в процесс разработки. Приходится уже в рамках компаний обучать его конкретной специфике в течение двух-трех лет. Только после этого сотрудник сможет включиться в коллектив разработчиков ПО», – считает Вадим Морозов.
Многие участники рынка отмечают, что выбранный ростовскими компаниями путь – специализация на разработке ПО для конкретных секторов экономики – делает софт более востребованным, а бизнес – более стабильным. «Рынок сейчас кристаллизуется. В Ростове выделяются отдельные сильные игроки, способные предложить качественные уникальные продукты и выпускать их серийно», – считает Михаил Филиппенко.
Эксперты говорят, что усилению позиции ростовского рынка разработки ПО может способствовать приход в город крупных игроков. «В Москве заработная плата программиста в два раза выше, чем в Ростове, к тому же у нас хорошая школа программистов. Поэтому понятно, почему фирма «1С», к примеру, хочет открыть в нашем регионе свой Центр разработки», – говорит Михаил Филиппенко.
А Вадим Морозов отмечает, что развитие рынка ПО можно стимулировать созданием собственного технопарка программных продуктов: «Все компании находились бы рядом, обменивались идеями, совместно решали какие-то проблемы, одинаковые для всех софтверных компаний. Даже перетекание персонала между компаниями так же давало бы свой положительный эффект – обмен опытом и знаниями. В общем, ростовскому рынку разработки программного обеспечения нужно все то, что позволило стремительно расти американской IT-индустрии».