Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Ростовские компании распробовали преимущества корпоративных учебных центров

эксперты Игорь Иткин генеральный директор сети фитнес-клубов «Спорт-Сити» Юрий Лунченков руководитель департамента развития технологий и персонала компании «В 2-х шагах» Иоланта Саркисян ведущий сп

Дефицит квалифицированных кадров при бурном развитии многих рынков привел к тому, что ростовские компании стали создавать собственные корпоративные учебные центры. Несмотря на дополнительные затраты, плюсов у них гораздо больше, чем минусов: компании повышают не только квалификацию сотрудников, но и их лояльность к фирме, помогают новичкам быстрее адаптироваться и оперативно «настраивают» персонал под меняющиеся задачи бизнеса.

эксперты
Игорь Иткин
генеральный директор сети фитнес-клубов «Спорт-Сити»
Юрий Лунченков
руководитель департамента развития технологий и персонала компании «В 2-х шагах»
Иоланта Саркисян
ведущий специалист по организационному развитию ОАО «ВымпелКом» в региональном управлении ЮФО
Светлана Столярчук
управляющий партнер ГК «САНТА»
Александр Тюменцев
генеральный директор компании «СоюзПромСервис»
Ирина Швец
директор компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону

Какие задачи должен решать собственный учебный центр компании?
Где найти тренера для корпоративного центра обучения?
Зачем ростовские компании обучают своих партнеров и клиентов?
«Сложно назвать хотя бы несколько иностранных компаний, у которых не было бы внутрикорпоративных центров обучения. Возрастающий дефицит кадров сегодня заставляет многие российские компании уделять этому направлению должное внимание», — отмечает директор компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону ИРИНА ШВЕЦ. Одной из причин нехватки специалистов стало отсутствие профильного обучения появившимся на рынке новым специаль- ностям. Генеральный директор сети фитнес-клубов «Спорт-Сити» ИГОРЬ ИТКИН: «Сегодня компаниям, работающим с довольно новым, уникальным для местного рынка продуктом, нужны компетентные специалисты, а постоянно отправлять сотрудников в столицу слишком затратно и по времени, и по деньгам». Поэтому выходом из создавшейся ситуации, считает г-н Иткин, становится внутрикорпоративный учебный центр. С ним согласна и управляющий партнер ГК «САНТА» СВЕТЛАНА СТОЛЯРЧУК: «Создание обучающих центров особенно актуально в последнее время для компаний, которым необходимо продавать и продвигать уникальные продукты или услуги».
Внутрикорпоративное обучение помогает новичкам адаптироваться

Одной из основных функций внутрикорпоративных образовательных центров становится адаптирование новых сотрудников на предприятии. «Иногда компании теряют ценные кадры еще на этапе испытательного срока, — отмечает Ирина Швец. — Мне известен случай, когда человеку, приглашенному на довольно высокую позицию в местную компанию, две первые недели пришлось заниматься организацией своего рабочего места. Ему не предоставили даже стола и стула! Естественно, спустя некоторое время, он решил уйти из фирмы, где настолько несерьезно относятся к новым сотрудникам». В любой компании, считает г-жа Швец, HR-служба должна организовывать обучение новых специалистов, чтобы помочь им приспособиться к новым условиям. Хотя бы вводные курсы о корпоративной культуре компании, ее истории, особенностях, планах, миссии».

Светлана Столярчук вспоминает, что несколько лет назад компания «САНТА», занимающаяся продажами входных дверей, обучала новых сотрудников по системе наставничества. «Но когда компания стала развиваться быстрее, мы со специалистом по работе с персоналом и консультантом по товару и психологии продаж создали отдел по обучению. В итоге процесс «приживания» новых сотрудников стал проходить легче и быстрее, а знания постоянных работников предприятия поднялись на новый качественный уровень». Адаптация новых сотрудников стала одной из главных функций учебного центра и в компании «В 2-х шагах». По словам руководителя департамента развития технологий и персонала компании «В 2-х шагах» ЮРИЯ ЛУНЧЕНКОВА, регламентированный обучающий курс существенно облегчает первые несколько месяцев работы нового сотрудника, тем самым снижая риск его ухода из организации. «Корпоративное обучение позволяет сохранять и передавать стандарты управления, общения, истории и традиции», — говорит он.

Однако адаптация и обучение «новобранцев» — это, как заявляют собеседники «ДК», лишь одна из многочисленных функций корпоративных учебных центров. Эксперты выделяют еще одну важную задачу, которую решает внутрикорпоративный центр обучения: он существенно облегчает профессиональную оценку персонала и выполняет функции внутреннего ассессмент-центра. Ведь, разрабатывая программы обучения, компании попутно создают и системы контроля качества, оценки результатов обучения. «Наши обучающие программы состоят из теоретических и практических блоков, а также работы с наставником. В каждом отделе есть человек, который знает свой участок лучше других, он и обучает новичков, — рассказывает Юрий Лунченков. — По итогам обучения мы проводим аттестацию: тестируем степень усвоения теоретических знаний и проверяем умение применить их на практике».

Также эксперты считают, что корпоративные обучающие центры позволяют компании оперативно реагировать на изменения рынка и в соответствии с ними корректировать тактику продаж и работы с клиентом. «Практически каждый день нужно принимать и применять что-то новое. Это касается и сферы продаж, и обслуживания, и личной эффективности. Держать руку на пульсе помогает обучающий центр, в нашем случае — «Билайн Университет», — отмечает ведущий специалист по организационному развитию ОАО «ВымпелКом» в региональном управлении ЮФО ИОЛАНТА САРКИСЯН. Светлана Столярчук добавляет, что именно внутрикорпоративный центр обучения и развития помогает без лишних затрат внедрить новые программы продаж для сотрудников всех предприятий, входящих в группу компаний «САНТА».

Эксперты выделяют еще одно преимущество внутрикорпоративного обучения: повышение лояльности и мотивации сотрудников. «Нематериальная мотивация может быть не менее сильной, чем материальная, — полагает г-н Лунченков. — В одной компании люди работают, потому что там очень хорошо платят, а в другой — потому что там ими занимаются. Сотрудники видят, что компания в них заинтересована: помогает повысить квалификацию, дает возможность профессионально расти». С ним согласна Иоланта Саркисян: «Компания получает не только лояльного сотрудника. Растет его профессионализм и одновременно — личная эффективность, следовательно улучшается качество сервиса и объемы продаж», — добавила она.

Компании обучают не только сотрудников, но и клиентов

По словам Иоланты Саркисян, открывая «Билайн Университет», компания столкнулась с проблемой поиска тренеров: «Взгляд на тренерство в России еще не устоялся, поэтому довольно сложно найти человека, который мыслит теми же категориями, что и работодатель, находится с ним в едином семантическом поле. К тому же количество кандидатов довольно ограничено: успешных профессионалов по обучению персонала немного, и они крайне редко ищут работу». В основном, преподавателями в учебных центрах становятся штатные сотрудники компаний. ««Готовых» тренеров найти всегда непросто, а объём обучения в «Вымпелкоме» очень большой, — комментирует г-жа Саркисян. — Поэтому более 90% тренеров — это лучшие сотрудники различных подразделений ОАО «Вымпелком», которые часть своего времени (до 50%) уделяют тренерской роли, не являясь при этом сотрудниками «Билайн Университета». Каждый из них проходит многоэтапную программу обучения и развития, имеет своего куратора. Развитие тренеров для руководства компании очень важно, ведь они служат для менее опытных сотрудников ролевой моделью, доносят стратегию компании и являются проводниками изменений».

Эксперты отмечают, что заработная плата тренера в обучающем центре зависит от региона, опыта работы и многих других аспектов. Многие эксперты отмечают, что зачастую в Ростове возможности штатных тренеров ограничены набором самых необходимых курсов по продажам и командообразованию. Поэтому, чтобы повышать квалификацию узких специалистов или топ-менеджмента, компании привлекают сторонние тренинг-центры. И тут снова помогает собственный центр обучения. «Для финансистов, бухгалтеров, кадровиков, юристов и управленческого состава мы используем внешние каналы обучения, — рассказала Светлана Столярчук. — Держать в компании такое количест- во тренеров-профессионалов нецелесообразно. А вот определить потребности в таком обучении нам также помогают специалисты нашего учебного центра. Они собирают информацию, отзывы обо всех интересных учебных программах и рекомендуют их руководству. Все это компания предоставляет для персонала бесплатно, что естественно ведет не только к повышению профессионального уровня сотрудников, но и является дополнительным мотивирующим фактором».

Основные занятия в учебном центре компании «Сити-фитнес», рассказывает Игорь Иткин, проводят собственные специалисты сети. Сторонних специалистов приглашают примерно раз в квартал. «Мы сотрудничаем с академией «Планета фитнеса», которая предоставляет своих специалистов. При этом мы оплачиваем их услуги и пребывание здесь», — сообщил он.

Ежегодно компания «САНТА» тратит на обучение сотрудников среднего звена и линейного персонала по внешним программам порядка 400 тыс. руб. Компания «Билайн» — 6% от ежегодной выручки. Игорь Иткин затруднился назвать затраты на обучающий центр, сообщив, что, как правило, они компенсируются за счет проведения отрытых платных тренингов для менеджеров и сотрудников других фитнес-центров.

Некоторые собеседники «ДК» считают эффективными открытые семинары и конференции, куда приглашаются не только собственные сотрудники, но и работники из сторонних, а зачастую конкурирующих организаций. «Мы с самого начала решили не только обучать своих сотрудников, но и проводить открытые мероприятия — это отличная возможность поиска и привлечения кадров, — объясняет Игорь Иткин. — В итоге, одновременно удается повышать профессионализм и мотивацию своих специалистов и продвигать бренд компании среди наших потенциальных сотрудников». По его словам, основная трудность, с которой столкнулась компания при «выводе» услуг обучающего центра на внешний рынок — недоверие сторонних специалистов, которые привыкли ездить за обучением в столицу. «Работники фитнес-сферы привыкли, что все конференции проводятся в Москве».

Эксперты отмечают, что есть некоторые рынки, на которых обученный партнер или клиент приносит гораздо большую прибыль, нежели грамотный продавец. Именно поэтому все чаще в Ростове компании создают собственные тренинг-центры по обучению партнеров по бизнесу либо же потребителей своих товаров и услуг. Так, ГК «САНТА» консультирует персонал своих дилеров. «Мы вместе стараемся формировать культуру потребления нашего товара, — говорит Светлана Столярчук. — Объясняем концепции развития заводов-изготовителей, технологические преимущества того или другого товара на нашем рынке». «Билайн Университет» также поддерживает проект обучения партнеров — дилеров. «Продавцы салонов сотовой связи проходили у нас обучение навыкам продаж и изучали услуги «Билайн», а их руководители — навыки эффективного управления людьми. Выгоды очевидны. Конечно, после обучения дилеры будут активнее продавать услуги всех операторов, а не только «Билайн». Но это лучше, чем если все услуги будут продаваться одинаково плохо», — отмечает Иоланта Саркисян.

Компания «СоюзПромСервис» разрабатывала свои программы обучения специально для потенциальных клиентов и за год работы смогла в 4 раза увеличить свои продажи, число крупных клиентов. Общение с клиентами помогло выяснить их потребности, в результате чего — скорректировать свой ассортимент. «Мы занимаемся поставками профессиональной химии и уборочного инвентаря для различных предприя-тий, — объясняет генеральный директор компании «СоюзПромСервис» АЛЕКСАНДР ТЮМЕНЦЕВ. — Целенаправленно обучая персонал клининговых компаний, сотрудников девелоперских фирм, торговых и офисных центров пользоваться своей продукцией, мы сократили временные затраты отдела продаж, расширили ассортимент и установили хорошую обратную связь со своими клиентами».

Корпоративные центры будут отходить от краткосрочного обучения

Опрошенные «ДК» эксперты считают, что количество компаний, организующих на своей базе внутрикорпоративные цент- ры обучения, будет расти. В ближайшие годы обучением персонала всерьез займутся представители малого и среднего бизнеса, которые уже сейчас начинают активно перенимать опыт у крупных компаний. «К этому их подтолкнет потребность в воспитании у своих сотрудников правильного отношения к потребителям, вежливом и грамотном обслуживании, профессиональных консультациях, — уверена Светлана Столярчук. — В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке появление высокообразованного, обученного персонала станет дополнительным преимуществом компании, что обязательно скажется на повышении ее прибыльности, а значит расширении возможностей бизнеса. А профессиональная самореализация, возможность работать на все более качественном уровне снизят текучку кадров».

С ней согласен и Юрий Лунченков: «Уровень развития и доступности технологических достижений настолько высок, что уже только за их счет выиграть в конкурентной борьбе компаниям невозможно. Основная ставка сегодня делается на человеческий ресурс с его творческим и физическим потенциалом. Поэтому эффективное управление персоналом становится залогом долговечности и успешности любой организации».

Как предполагают эксперты, многие компании, которые сегодня открыли собст- венные учебные центры, в скором времени будут искать новые формы обучения и развития. «Основной задачей станет управление внутрикорпоративными знания- ми, организация взаимного обучения. На смену тренингам придет коучинг, обучение станет действием», — прогнозирует Иоланта Саркисян.

Игорь Иткин и вовсе считает, что корпоративный тренинг-центр при его компании в ближайшие годы дорастет до полноценного учебного заведения. «В ближайшие годы мы планируем развить наш учебный центр в отдельное направление бизнеса и создать ростовскую академию фитнеса, с определенным сроком обучения и получением дипломов».

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • Число блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два разаЧисло блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.