Ростовские автодилеры готовятся к спаду продаж
По данным аналитического агентства «Автостат», Ростов — один из лидеров по количеству отечественных автомобилей. Представители отечественного автопрома занимают около 60% рынка города и порядка 8
Евгений Интюхов
директор автоцентра «Авангард»
Александр Кубасов
директор по развитию бизнеса ГК «Гедон»
Алексей Бопко
генеральный директор ООО «Автоцентр-Центральный»
Александр Письменов
директор по продажам «Панавто-Юг»
Евгений Сачков
генеральный директор автосалона «Авто-Ревю II»
Роман Смотров
коммерческий директор компании «Темп-Авто»
Владимир Соколов
генеральный директор «Sokol-Motors»
Сергей Удалов
заместитель директора аналитического агентства «Автостат»
Виктор Чернявский
директор по продажам компании «Донмоторс»
Мария Хачикян
исполнительный директор группы компаний «Форвард»
Александр Шигимага
генеральный директор «ААА-Моторс»
Как будет меняться цена на автомобили?
За счет чего дилеры будут переживать кризис?
По данным аналитического агентства «Автостат», Ростов — один из лидеров по количеству отечественных автомобилей. Представители отечественного автопрома занимают около 60% рынка города и порядка 80% области. «На юге финансовое состояние жителей региона совпадает с достаточно благоприятными для «Жигулей» условиями климата — сухого и теплого. Неудивительно, что лидерами по количеству российских моделей оказались Ростов-на-Дону, Волгоград и Краснодар», — объясняет заместитель директора аналитического агентства «Автостат» СЕРГЕЙ УДАЛОВ. Однако в последнее время, замечает он, прирост парка идет в основном за счет новых иномарок: покупатель все чаще стал останавливать свой выбор на продукции зарубежных брендов. Если в 2005 г. на долю отечественных марок приходилось более половины всех проданных за год авто, то в текущем, по прогнозам специалистов, этот показатель не превысит и 20%. Как будет развиваться ситуация в следующем году, наверняка не может сказать ни один эксперт.
На сегодняшний день, по подсчетам опрошенных «ДК» игроков рынка, в Ростове — около 20 официальных дилеров, занимающихся продажей продукции отечественных машин и 36 — зарубежных. Однако общее количество дилеров не превышает пяти десятков, поскольку некоторые игроки продают как иномарки, так и отечественные авто.
В 2007 году, по данным «Автостата», в Ростове-на-Дону было зарегистрировано почти 30,8 тыс. новых автомобилей, из которых 23,7 тыс. — иномарки. Однако продано зарубежных автомобилей было куда больше — почти 48 тыс. «Дело в том, что не все проданные машины остаются в Ростове. Довольно большая их часть, особенно это касается собранных в Таганроге Hyundai, уходит «транзитом» к своим покупателям в другие регионы Российской Федерации», — рассказывает г-н Удалов. В денежном выражении в 2007 г. рынок продаж автомобилей в донской столице достиг $725,2 млн.
В этом году, уверены участники рынка, иномарок будет продано больше на 40–50% (только за шесть месяцев текущего года дилеры зарубежных авто продали почти 30 тыс. машин). А вот дилеры отечественных авто похвастать ростом продаж не могут. Одним из ключевых конкурентных преимуществ отечественного автопрома в борьбе с иномарками среднего ценового сегмента игроки рынка считают развитое и доступное в любом уголке страны техническое обслуживание. «Прошел тот период, когда большинство граждан чинили свои авто в гаражах и не обращали внимания на гарантию. Теперь они приезжают в наши сервисные центры, поскольку официальные дилеры «АвтоВаза» по Закону РФ о защите прав потребителей обязаны предоставлять сервисное обслуживание всем, купившим у них автомобиль», — говорит исполнительный директор группы компаний «Форвард» МАРИЯ ХАЧИКЯН. Гендиректор «Авто-Ревю II» ЕВГЕНИЙ САЧКОВ выделил еще одно преимущество системы техобслуживания продукции «АвтоВАЗа»: «Сразу при покупке машину вносят в общероссийскую базу данных, и владелец может обслуживать ее в любой ВАЗовской «точке» страны». Однако по мере развития сборочных предприятий иностранных автогигантов в РФ и роста количества сервисных центров для иномарок, это преимущество тает. Год от года рынок замедляется, ростовчане пересаживаются с ВАЗов и ГАЗов на иномарки: в текущем году отечественных автомобилей будет продано всего на 15–17% больше.
В денежном выражении рост всего автомобильного рынка Ростова составит, по разным оценкам, 60–70%. Дилеры объясняют это увеличившимся спросом на иномарки среднего и премиум-сегмента. «Мы, например, за шесть месяцев этого года продали примерно столько же машин, сколько за весь 2007 г.», — замечает директор по продажам компании «Панавто-Юг» АЛЕКСАНДР ПИСЬМЕНОВ. Рост спроса на дорогие авто подтверждает и ситуация на рынке — за последние год-полтора в Ростове появились в продаже новые премиум-марки: Maserati, Infiniti, Lexus, Seat, Alfa Romeo, Saab.
Причины роста и изменения структуры спроса на иномарки, по мнению дилеров, просты и банальны. Прежде всего, это повышение уровня жизни населения и развитие банками кредитных программ. Косвенная причина — рост цен на недвижимость. «В отличие от недвижимости, «железо» значительно дешевле. И люди вкладывают свободные средства в то, что доступно», — рассуждает директор по развитию бизнеса ГК «Гедон» АЛЕКСАНДР КУБАСОВ.
Большие надежды в начале года дилеры возлагали на продукцию китайского автопрома, спрос на которую в 2007 г. был весьма высок. Быстро уловив эту тенденцию, ростовские дилеры, в том числе и отечественных авто, принялись один за другим дополнять свою продуктовую линейку такой маркой, как, к примеру, Chery: «У китайцев выгодные условия заключения дилерского договора, благодаря которым можно продавать достаточно большое количество машин», — отмечал в начале года коммерческий директор компании «Темп-Авто» РОМАН СМОТРОВ.
По словам Марии Хачикян, «Лада Форвард» одной из первых начала продавать китайские машины, отметив растущий спрос на них. Продажи Chery шли настолько хорошо, что один из ведущих ростовских официальных дилеров «АвтоВАЗа» решил в начале 2008 г. провести ребрендинг, убрав из названия слово «Лада», которое вводило в заблуждение потенциальных потребителей. Теперь компания называется просто «Форвард». Одновременно с ребрендингом в «Форварде» были созданы отдельные структурные подразделения для продажи автомобилей «Лада» и Chery.
Однако китайский автопром не оправдал возложенных на него надежд: в целом по России продажи китайских машин снизились до уровня 2006 г. «К сожалению, в начале года случился неприятный для рынка и для нас инцидент: с апреля «Автотор» отказался от сборки китайских автомобилей и, по большому счету, нам нечего было продавать до тех пор, пока наши китайские партнеры не достигли договоренности с другими сборочными производствами», — объясняет замедление роста продаж «китайцев» Мария Хачикян. Сергей Удалов добавляет, что серьезным препятствием для китайских автомобилей стало внедрение более жестких правил сертификации. «А постановление Правительства повысить ставку ввозной таможенной пошлины на готовые кузова в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 5 тыс. евро за одну единицу, делает сборку китайских автомобилей в России абсолютно невыгодной. По полному циклу, со сваркой и окраской кузовов, выпускаются только автомобили Chery на Таганрогском автозаводе, который продает их под собственным брендом Vortex Estina», — замечает г-н Удалов.
Среди причин непопулярности «китайцев» эксперты называют еще и ненадежность этих машин, низкий уровень безопасности при вождении и, главное, — неразвитость сервиса. Впрочем, некоторые дилеры в китайцев верят. «Просто до сих пор не было нормально налаженных отношений с импортерами. Отсюда и проблемы с запчастями и гарантией, — говорит г-н Кубасов. — Сейчас крупный московский игрок — «Рольф» (ООО «Рэд Драгон») — серьезно занялся поставками и продажей в России китайских автомобилей. Учитывая их опыт («Рольф» работает с Mitsubishi и Hyundai — прим. ред.), думаю, работа наладится. Мы сейчас являемся их дилерами в четырех городах по Geely. Пока продажи идут тяжело, но, думаю, это, скорее, вопрос известности марки, а не качества автомобиля. Люди должны хотя бы год отъездить, и тогда начнет работать «сарафанное радио». Подождем с оценками до следующей осени».
Сложившуюся ситуацию дилеры отечест- венных авто расценивают неоднозначно: с одной стороны, они не получили планируемую прибыль с «китайцев», с другой — китайские машины еще несколько лет не смогут составить реальную конкуренцию отечественным авто.
Еще в мае текущего года никто из участ- ников рынка и не думал о возможной стагнации. Наоборот, все предрекали стабильность в сегменте отечественных авто и бурный рост иномарок на протяжении, как минимум, нескольких лет, со всеми сопутствующими признаками — экспансия в Ростов новых игроков, открытие салонов и шоу-румов, расширение линеек брендов. Теперь все оптимистичные прогнозы кризис поставил под вопрос.
До недавнего времени спрос на авторынке увеличивали кредитные организации, которые заметно упростили выдачу займов на приобретение транспортных средств. «Сейчас повышение ставок по автокредитам — общая ситуация на рынке. По некоторым оценкам экспертов, из-за увеличения стоимости кредитов объем автокредитования сократится примерно вдвое», — говорит генеральный директор «AAA Motors» АЛЕКСАНДР ШИГИМАГА.
Из-за сокращения объемов кредитования дилеры поумерили свои аппетиты. Тем не менее, о скорой стагнации речи пока никто не ведет. Все участники рынка заняли выжидательную позицию. По их заверениям, ближайшие несколько месяцев покажут, как будет развиваться рынок в дальнейшем.
По словам г-на Кубасова, ближайшие перспективы рынка — предмет бурных споров среди игроков и аналитиков. «Одни утверждают, что рост продолжится до 2014 г. (тут впору нам скрестить пальцы) и сменится неким стабильным уровнем продаж, другие считают, что рост закончится уже в следующем году и сменится качелями «туда-сюда». Обе точки зрения, впрочем, как и все промежуточные, имеют свои «за» и «против»», — отмечает г-н Кубасов. При пессимистичном сценарии, как обещают аналитики, к январю-февралю, когда придет черед дилеров выкупать машины, заказанные клиентами сегодня, рынок может быть кардинально перекроен: эксперты не исключают возможности слияний, поглощений и передела рынка.
Оптимистично настроенные игроки, несмотря на веру в положительную динамику рынка, в ближайшие три-пять месяцев все же ожидают замедления продаж. «Пока ситуация не стабилизируется, продажи несколько упадут. Это связано также с приостановкой производства крупнейших заводов», — говорит Роман Смотров. При оптимистичном сценарии, когда экономическая ситуация начнет налаживаться уже в марте, потери автодилеров вообще будут незначительными. «Первые три месяца каждого нового года — «мертвый» сезон для автодилеров, когда машин продается значительно меньше. Дилеры были готовы к некоторому замедлению. Поэтому если в марте экономическая ситуация в стране начнет налаживаться, негативного влияния кризиса мы практически не ощутим», — добавляет г-жа Хачикян.
В случае пессимистичного развития событий, меньше других, уверены опрошенные «ДК» эксперты, кризис ощутят дилеры премиум-сегмента. «Рынок машин, продаваемых за наличный расчет, пострадает в меньшей степени. Продажи сентября-ноября аналогичны этому же периоду 2007 года. Пока снижения нет», — отмечает г-н Шигимага. Его мнение разделяет и г-н Кубасов. «Как показывает мировой опыт, кризисы обычно слабо затрагивают потребительский премиум-сегмент. Говорят, в нашем городе уже появился первый Rolls-Royce», — добавляет он.
Эксперты полагают, что в самом невыгодном положении окажутся дилеры, торгующие иномарками стоимостью до миллиона рублей. «Кризис отразится на всех ценовых сегментах автомобилей, но в среднем ценовом сегменте могут произойти наиболее значительные изменения, так как именно здесь в кредит продавалось больше всего машин. Вполне возможно, что потенциальные покупатели откажутся от D-класса в пользу C, а те, кто ориентировался на С, в конечном итоге, остановятся на автомобилях с меньшей комплектацией или возьмут марку подешевле, и не исключено, что отечественную», — полагает г-н Удалов.
Еще одна неприятная новость для автолюбителей — возможное повышение стоимости машин. В ноябре комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике объявила о грядущем повышении таможенной пошлины на новые машины с 25 до 30%. Такая мера, по словам экспертов, благоприятно скажется на отечественном автопроме, в том числе и на иностранных марках, собираемых в России. Остальные марки, говорят эксперты, подорожают на 6-7%. Впрочем, отечественные производители тоже не прочь повысить рентабельность своего бизнеса: например, АвтоВАЗ уже объявил о повышении стоимости всего модельного ряда на 2-3%.
Собеседники «ДК» полагают, что в условиях снижения спроса на автомобили дилеры будут вынуждены уменьшать расходную часть, стимулировать продажи и искать альтернативные способы зарабатывания денег. Эксперты сомневаются в том, что компании начнут повально отказываться от строительства новых автоцентров. «Здесь все зависит от скорости восстановления кредитной активности банковской системы. Вполне возможно, что некоторые проекты будут на неопределенный срок заморожены», — замечает директор по продажам компании «ДонМоторс» ВИКТОР ЧЕРНЯВСКИЙ. Один из тех, кто решился в непростые времена открыть новый салон — генеральный директор компании «Авангард» ЕВГЕНИЙ ИНТЮХОВ. «Экономический кризис, несомненно, повлиял на ситуацию на автомобильном рынке как мирового, так и ростовского уровня. Но это явление носит временный характер, и рынок со временем стабилизируется», — объясняет г-н Интюхов. Дилеры отечественных авто в кризисе находят и оздоровительный эффект. «Мы надеемся, что благодаря кризису с рынка уйдут многие дилеры, в том числе и «серые» чья доля на рынке сегодня составляет 15%», — говорит Мария Хачикян. Среди прочих этот рынок уже покинул генеральный директор ООО «Автоцентр-Центральный» АЛЕКСЕЙ БОПКО. По его словам, отечественные легковые машины не продавались, и он вынужден был сосредоточиться на продаже спецтехники. Остальные участ- ники рынка объясняют это как раз тем, что ООО «Автоцентр-Центральный» не был официальным дилером отечественных производителей, его маржа была меньше, и никакой помощи от производителя он не получал. «Одним из фатальных недочетов этого автосалона стало его неудобное месторасположение. А удачное место автосалона - одно из решающих конкурентных преимуществ для дилера, продающего отечественные машины», - комментирует г-н Сачков.
Снижение стоимости товара как инструмент повышения продаж дилеры использовать не собираются, поскольку, по их словам, в цену машины заложена ее себестоимость, налоги (достигающие 45%) и относительно небольшая маржа. Некоторые дилеры видят иной способ стимулировать продажи. Например, компания BMW развивает собственную систему кредитования клиентов, и в ноябре открыла в автоцентре ростовского дилера представительство собственного банка.
В условиях замедления продаж для сохранения прибыли игроки авторынка большие надежды возлагают на сервис. Его развитие, по словам Романа Смотрова, — первоочередная задача. «Кризис был ожидаем, но немного позже. Так что нормальные компании для обеспечения стабильности развивали сервис изначально. А участь тех, кто думал только о сиюминутной прибыли, была предрешена: они будут поглощены крупными игроками», — соглашается Александр Шигимага. Сергей Удалов добавляет, что сервис — это «подушка безопасности» для дилеров. «У кого больший парк на обслуживании — тот и будет в выгодном положении. Я не исключаю, что дилеры даже станут стимулировать обслуживание старых машин, например, предоставляя существенную скидку на стоимость работ (до 50%) владельцам авто с пробегом», — говорит он.
Верят дилеры и в успешность рынка trade in (обмен автомобиля с пробегом на новый той же марки, с оплатой разницы стоимости), который поможет увеличить продажи в условиях кризиса финансовой системы. Его развитию будет способствовать другое решение Правительства — о повышении таможенных пошлин на ввоз авто сроком эксплуатации от одного до трех лет и запрет на ввоз транспортных средств старше пяти лет. «Рынок импорт- ных подержанных иномарок давно находится в состоянии агонии, поскольку дилеры уже сформировали собственный рынок вторички. И сейчас автомобили с пробегом из Европы, которые, кстати, не всегда безупречны с юридической точки зрения, выглядят малопривлекательными. А после повышения таможенных пошлин, при наличии подержанных автомобилей у дилеров, конкурентные преимущества ввозимых авто просто исчезнут. Поэтому коренным образом на рынок вторички эта мера не повлияет», — отмечает генеральный директор «Sokol-Motors» ВЛАДИМИР СОКОЛОВ. Мария Хачикян уверят, что дилеры ВАЗа уже давно используют trade-in, и он является обязательным условием для получения статуса официального дилера. По словам Романа Смотрова, у trade in большие перспективы, а потому он будет развиваться достаточно быстро. А вот Александр Шигимага уверен, что рынок trade-in мог бы расти еще быстрее при соответствующем изменении законодательства в части НДС. «Для того чтобы обменять автомобиль, его нужно выкупить у клиента. При следующей продаже дилер, выкупивший подержанную машину, вынужден будет заплатить 18% НДС. Конечно, trade in — это перспективное направление, однако серьезно рассчитывать на него в период кризиса не стоит,особенно в премиум-сегменте», — уверен г-н Чернявский.