Рестораторы привлекают клиентов с помощью выездного обслуживания
эксперты Наталья Головатченко менеджер ресторана самообслуживания «ВертолЭкспо» Екатерина Ким менеджер кафе «Джонка» Марина Кутузова генеральный директор агентства «Поляна-Catering» Станислав Руде
Наталья Головатченко
менеджер ресторана самообслуживания «ВертолЭкспо»
Екатерина Ким
менеджер кафе «Джонка»
Марина Кутузова
генеральный директор агентства «Поляна-Catering»
Станислав Руденко
коммерческий директор ресторана «Сим-Сим»
Оксана Сливенко
администратор кафе выездного обслуживания «Пингвин»
Зачем ресторанам выездной сервис?
Станет ли кейтеринг самостоятельным бизнесом?
Как направление ресторанного бизнеса кейтеринг появился в Ростове-на-Дону чуть более трех лет назад. Сфера деятельности кейтерье обширна: от ежедневной доставки горячих обедов в офисы до обслуживания частных вечеринок, фуршетов и корпоративных банкетов. Ростовские рестораторы начинают применять этот формат работы, надеясь привлечь дополнительных клиентов.
По оценке экспертов, из почти тысячи заведений общепита, работающих в Ростове-на-Дону, услуги кейтеринга предоставляют не более 150 рестораций. «Этим направлением ресторанного бизнеса занимаются в основном рестораны и кафе, а также предприятия общепита на основе гостиниц. В последнее время стали появляться специализированные кейтеринг-агентства. Растет число компаний, являющихся, по сути, посредниками между клиентом и ресторатором и не имеющих своей производственной базы», – рассказала МАРИНА КУТУЗОВА, генеральный директор кейтеринг-агентства «Поляна-Catering».
Входной билет на рынок кейтеринга, по оценке НАТАЛЬИ ГОЛОВАТЧЕНКО, менеджера ресторана самообслуживания «ВертолЭкспо», будет стоить компании примерно $7 тыс. А Марина Кутузова пояснила: «Стоимость вхождения на этот рынок зависит от многих факторов. Минимальной цена будет, если компания не будет заниматься производством пищи. Если же планируют организовать производство с полным циклом услуг, то цена вхождения возрастет в разы».
Наталья Головатченко подходит к организации кейтеринг-агентства проще: «Для того чтобы заниматься выездным ресторанным обслуживанием, нужно заключить договор с рестораном, который будет готовить еду, нанять необходимый персонал и приобрести специальное оборудование для транспортировки и сервировки пищи». А СТАНИСЛАВ РУДЕНКО, коммерческий директор ресторана «Сим-Сим», уверен, что новым игрокам и приобретать оборудование для сервировки не надо: тарелки, фужеры и столовые приборы можно взять напрокат.
Большинство рестораций работает в среднем ценовом сегменте. «У нас средняя стоимость заказа составляет 90-180 руб. на одного человека», – говорит ОКСАНА СЛИВЕНКО, администратор кафе выездного обслуживания «Пингвин». Рестораторы уверяют, что сегмент кейтеринга представлен значительным количеством игроков, среди которых есть не только кафе и рестораны, но и специализирующиеся на доставке обедов компании. Станислав Руденко: «Таких компаний в Ростове не меньше десяти. Их сервис достаточно прост: они принимают заказ от клиента, готовят пищу и доставляют ее заказчику. Как правило, они предлагают ограниченный выбор блюд, не оказывают услуг сервировки и привозят готовую еду в пластиковой одноразовой посуде».
Кейтерье, работающих в сегменте «премиум», в Ростове немного. «В основном это известные в городе рестораны. Они обладают достаточными производственными мощностями, оборудованием и персоналом, чтобы одновременно работать и на собственный зал, и на выезде у клиента», – считает Станислав Руденко.
Ростовские рестораторы говорят, что в настоящее время есть устойчивый спрос на доставку горячих обедов в офис. «Основной заказчик – это компании малого и среднего бизнеса с количеством сотрудников от десяти человек. Они ориентируются исключительно на доставку обедов, дополнительные услуги им, как правило, не нужны», – рассказывает ЕКАТЕРИНА КИМ, менеджер кафе «Джонка».
Но, по мнению экспертов, кейтеринг подразумевает не только доставку и сервировку обедов. «Это понятие шире и включает в себя организацию праздников, банкетов, фуршетов, сервировку стола, декорирование и обслуживание мероприятия официантами. Пока на эти услуги спрос невелик: ростовские предприниматели не готовы заказывать их, считая дорогими», – говорит Наталья Головатченко.
Главный аргумент, которым рестораторы объясняют свой интерес к новой форме ресторанных услуг, заключается в том, что это очень удобный и малозатратный способ продвижения своего заведения на рынке, который помогает увеличить количество лояльных клиентов. Наталья Головатченко: «Кейтеринг ресторану играет на руку. Если клиенту понравится питание, сервис, стоимость, то он в дальнейшем будет ходить именно в этот ресторан».
Другой причиной работы в этом формате рестораторы называют желание предоставить клиентам более полный спектр услуг и занять нишу на новом рынке. Екатерина Ким рассказала, что кафе «Джонка» именно поэтому запустила свою программу по доставке блюд китайской кухни: «Мы хотели стать первым кафе азиатской кухни, работающим по программе удаленного обслуживания. Сейчас в день к нам поступает не менее пяти звонков, количество заказов увеличивается». Кроме того, по ее мнению, выездной сервис и доставка горячих блюд помогают популяризировать экзотические для местного рынка продукты. Эксперты рассказывают, что таким образом в Ростове «раскручивали» пиццу и суши.
Не менее важную роль для рестораторов играет получение дополнительной прибыли с помощью кейтеринга. «Выездное ресторанное обслуживание не ограничено какой бы то ни было площадью. Работу кейтеринг-агентства сдерживают лишь мощности производства и бюджет заказчика. Поэтому фирма может организовывать по нескольку крупных банкетов в день, а это – достаточно приличные деньги», – уверена Марина Кутузова. Она рассказала, что кейтеринговое агентство без особых проблем устроит банкет на 500 – 800 человек, а ресторан, ограниченный своими площадями, такую задачу не осилит.
Чтобы повышать спрос на кейтеринг, рестораторы рекламируют свои услуги: они используют стандартные методы рекламы, размещая макеты в газетах и раздавая листовки посетителям ресторана. Многие рестораторы открывают собственные сайты, где подробно рассказывают о своих услугах, помещают фотоотчеты с проведенных мероприятий и публикуют информацию о предоставляемых ими услугах.
Однако,уверены эксперты, традиционные методы рекламы в кейтеринге не очень эффективны. «Никто не будет есть то, что никогда не пробовал, какой бы красивой реклама ни была. А вот если тебе твои друзья или партнеры по бизнесу порекомендуют – ты им поверишь», – считает Станислав Руденко. Поэтому, чтобы получать заказы, рестораторы начинают придумывать нестандартные способы продвижения выездного обслуживания. Например, кафе «Пингвин», кроме размещения стандартной рекламы в СМИ, свои услуги продвигает через интернет и SMS-сервисы. «У нас есть собственный сайт, мы размещаем рекламу на электронных досках объявлений и в электронных справочниках. Эта реклама направлена на мобильных посетителей, которые могут тут же сделать свой заказ», – рассказывает Оксана Сливенко. А менеджеры ресторана «Сим-Сим» и кейтеринг-агентства «Поляна-Сatering» ищут клиентов по телефону и при помощи личного посещения потенциальных заказчиков.
Исходя из московского опыта эксперты прогнозируют: кейтеринг в Ростове может стать самостоятельным бизнесом через два–три года. Станислав Руденко: «В Москве я знаю несколько компаний, которые начинали свой бизнес как рестораны. В итоге пришли к тому, что выездное ресторанное обслуживание стало основой их бизнеса. Сегодня они в день могут накормить до 10 тыс. человек на выезде, в то время как их рестораны посещает меньше 100 посетителей в день».
Почву для развития кейтеринга как самостоятельного бизнеса, по мнению участников рынка, готовят сами заказчики. Марина Кутузова говорит, что они все чаще используют мероприятия с питанием в качестве нестандартного способа рекламы своих товаров и услуг: «Компании, которые сейчас заказывают услуги выездного ресторанного обслуживания, устраивают презентации своих товаров, конференции для своих партнеров и бизнес-ланчи для прессы. Они понимают, что стандартными методами продвигаться на своих рынках уже нельзя, и поэтому прибегают к фуршетам и банкетам как к одному из средств рекламы».
Повышается интерес к профессиональным ресторанным услугам по вызову и у частных клиентов. Станислав Руденко приводит примеры: «Мы достаточно часто организуем банкеты для свадеб и частных торжеств. А в последнее время к нам все чаще обращаются компании и просят организовать обед или фуршет по случаю презентации или корпоративного праздника».
Спрос на кейтеринг в Ростове растет, и рестораторы ожидают увеличения числа игроков. По мнению Екатерины Ким, новые игроки в сегменте кейтеринга, будут появляться на основе существующих ресторанов. «Кейтеринг, по определению, более доходный бизнес. И со временем может произойти диверсификация бизнеса. Рестораторы перестроят свою работу: часть из них прекратит обслуживать в собственном зале и будет развивать только выездной сервис», – уверяет Марина Кутузова.
Наталья Головатченко надеется, что рынок кейтеринга будет расти не количественно, а качественно: «Специализированные компании, которые уже сейчас работают на этом рынке, могут повысить качество своей продукции, выстроить сервисное обслуживание и конкурировать на рынке наравне с ресторанами».
Повышение спроса на свои услуги рестораторы-кейтерье ожидают в ближайшем будущем. Марина Кутузова: «В Москве кейтеринг появился лет шесть назад, и только недавно стал вполне самостоятельным бизнесом. Компании повысили доверие клиентов к своим услугам: они подтянули свой сервис до ресторанного уровня и предложили новые дополнительные услуги, которые обычным ресторанам не под силу. Я думаю, что в Ростове это направление ресторанного бизнеса будет развиваться по аналогичной схеме».
Кейтеринг – общественное питание с обслуживанием посетителей вне помещений предприятий питания, когда для его организации приглашается профессиональная компания.