Ректор ДГТУ Бесарион Месхи: «В бизнес пошли не от хорошей жизни и правильно сделали»
Бурная деятельность Донского государственного технического университета уже давно обращает на себя внимание ростовчан.
Студенты поют хором на площадях, проводят флэшмобы, снимаются в кино, запускают аэростаты; вуз открыл Детский университет, футбольную академию, обзавелся конно-спортивным клубом. ДГТУ регулярно участвует в муниципальных и прочих конкурсах, по результатам которых проводит исследования и организовывает на своей территории мероприятия. Недавно стало известно, что университет выиграл муниципальный конкурс и теперь будет управлять Центром поддержки предпринимательства «Новый Ростов» и коворкингом «Под крышей». «Деловой квартал» встретился с ректором ДГТУ Бесарионом Месхи, чтобы спросить, куда движется опорный вуз.
- Бесарион Чохоевич, сразу возникает вопрос: а есть ли у ДГТУ необходимый опыт, чтобы оказывать информационную и консультативную помощь малому бизнесу Ростова?
- У ДГТУ более двадцати малых предприятий. И опыта за эти годы наработано предостаточно, и сотрудники квалифицированные есть. Но я сразу хочу сказать, что никого из «Нового Ростова» увольнять не собираюсь. После объявления результатов конкурса я встретился с сотрудниками и сказал: все, кто хочет работать, останутся на своих местах, но «мертвых душ» держать не буду. Я люблю результативных людей.
В Интернете выдвигают разные теории, но нам этот проект интересен, потому что ДГТУ – площадка, на которой обсуждается будущее региона, и такие центры, как «Новый Ростов», должны стать непосредственными участниками диалога. А в перспективе – драйверами инновационного развития. Победа в конкурсе – это позиция университета в области, ответ на вопрос, мы ведущий вуз в регионе или нет.
- То есть это был не вопрос денег? Все-таки 27 миллионов рублей...
- Денег? Я вам сейчас объясню, вот мои расчеты. Итак, 27 миллионов рублей. 4,18 млн рублей – заплатить НДС. Одиннадцать миллионов – аренда. 4,3 млн нужно потратить на организацию мероприятий согласно контракту. Пять с половиной миллионов – это зарплата и т.д. Что там остается? Пятьсот тысяч? Но в этом списке нет еще средств на уборку помещений, на расходные материалы.
Я даю слово: мы проведем в разы больше консультаций и мероприятий. У нас есть эксперты из разных сфер, я уже определил несколько человек, которые будут там работать. Пока что у меня нет управленца, который будет руководить центром. Может быть, и со стороны кого-то назначу, не знаю. Скоро решим.
- Все равно невозможно отделаться от ощущения, что ДГТУ сейчас – это не столько вуз, сколько огромное, мощное предприятие, которое может зайти абсолютно в любую сферу деятельности частного бизнеса: вы занимаетесь строительством, открыли концертную площадку и зашли на поле гастрольного бизнеса... При этом очевидно, что силы неравны: ведь у вас есть финансирование из бюджета.
- Бюджетные деньги, которые получает ДГТУ, – целевые, они могут быть потрачены только по назначению. За этим строго следит казначейство. Эти средства идут на зарплату преподавателям, содержание материально-технической базы университета, уплату налогов. Да, мы участвуем в конкурсах на выполнение государственных и муниципальных заказов. Что в этом плохого? Деньги, которые идут на обеспечение конкурса, потом возвращаются. Для чего мы это делаем? Я уже объяснял много раз: ДГТУ – не просто опорный вуз региона. Это открытый университет, место притяжения передовых идей. Мы участвуем не только в научных проектах, но и в развитии гражданского общества, предпринимательства – всего, из чего складывается жизнь социума. Открывая для себя новые направления, мы увеличиваем материально-техническую базу университета и даем еще больше возможностей нашим студентам.
- Значит, средств, которые на обеспечение деятельности университета выделяет государство, вам недостаточно?
- По моим подсчетам, для эффективной работы университета в год необходимо около двух миллиардов рублей. Полтора миллиарда мы получаем из бюджета, и это, как я уже говорил, строго подотчетные деньги. Да, на них мы можем, например, отремонтировать общежитие. Но сделать это придется по самому экономичному варианту. Между тем я, как ректор, хочу, чтобы это было лучше, красивее, чтобы можно было купить качественное оборудование в спортзал и комнату досуга. На это и уходят деньги, которые вуз зарабатывает сам.
- Сколько же ДГТУ зарабатывает и как?
- Чуть больше миллиарда. И зарабатывая эти деньги, мы улучшаем инфраструктуру не только здесь, но и в других городах, где расположены наши филиалы. В Азове, например, развивается промышленная зона, в частности, судоремонтный завод. В ближайшее время там понадобятся технологи, инженеры, сварщики и представители других профессий. Мы определяем эти направления как перспективные и создаем необходимые условия для качественной подготовки студентов.
- Принято считать, что вузы должны зарабатывать наукой, а не коммерческой деятельностью, создавать новые технологии, сотрудничать с бизнесом. ДГТУ ведь ведущий технический вуз на Юге!
- Наука действительно приносит прибыль. Сегодня это порядка 200 миллионов в год. У нас прекрасные разработки: станки, инструменты, технологии высокоскоростной обработки металлов, сплавы, машины для химической и энергетической промышленности. Мы даже спроектировали канатную дорогу для Ростова. Но покупателя нет, машиностроение в стране стоит. На то, что мы создаем, должен быть свой потребитель, тот самый частный бизнес.
Раньше государство заказывало разработки: доцент получал свои 320 рублей и плюс 75 – за науку. Но эти проекты либо оставались невостребованными, либо были вывезены за границу. А тех, кто это может создать вновь, мы еще не воспитали. Пик творческой, созидательной, изобретательной активности приходится на период от 26 до 35 лет. А когда вся страна осознала, что нам нужны инженеры и ученые-технари? Да вот недавно! Мы 20 лет потеряли и только сейчас занялись воспитанием тех, кто через какое-то время начнет совершать научные прорывы. В том числе этим сейчас занимается ДГТУ.
- Вы имеете в виду ваш Детский университет?
- Да, это уникальный проект. Он недавно получил самую высокую оценку со стороны министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Лично я этим очень горжусь.
Мы заметили, что те обучающиеся, которые до поступления в ДГТУ заканчивают наш университетский колледж, гораздо эффективнее вливаются в студенческую жизнь, им интереснее учиться. Но самое главное – за годы обучения в колледже они более точно определяются с выбором будущей профессии. И мы решили пойти дальше. Пригласили учителей, психологов, других специалистов, которые работают с детьми, чтобы они создали систему анализа способностей и предпочтений ребенка. В игровой форме в течение двух дней происходит сбор информации, ознакомившись с которой родители узнают, есть ли у их сына или дочери интерес к техническим наукам, к естествознанию или гуманитарным направлениям. Проект пользуется популярностью в донской столице. Вся ростовская элита приводит к нам своих детей, но мы берем за обучение совершенно символическую плату, которую могут себе позволить большинство родителей. За два месяца студентами Детского университета стали более тысячи ребят. Меня это очень вдохновляет.
- И все-таки куда движется ДГТУ?
- Наша стратегия – стать многопрофильным вузом. Ведь «университет» происходит от слова «универсальный». Поверьте, в бизнес мы пошли не от хорошей жизни. Бюджетного финансирования было явно недостаточно.
Со временем мы построили учебные корпуса, общежитие, конгресс-холл, спортивный комплекс с бассейном, полигон. Создали промышленный коворкинг – настоящий инженерный центр, где уже сейчас десятки изобретателей могут бесплатно работать над своими проектами. Все это на благо региона и всей страны. Я ничуть не жалею, что нам пришлось выходить в новые сферы. Наоборот – сейчас невозможно быть ведущим университетом страны, находясь в своей скорлупе. А мы хотим стать таким вузом в сфере бизнеса, в строительстве, в машиностроении... Именно для этого в ДГТУ созданы центры превосходства. Все, что мы зарабатываем, идет на развитие университета, потому что я точно знаю: без материально-технической базы настоящего вуза не будет. Если сравнить нынешний ДГТУ с тем, каким он был лет 10 назад, станет заметна большая разница. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Через пять лет вы снова не узнаете ДГТУ.