Подписаться
Курс ЦБ на 16.10
78,83
91,72

Реформа СРО в строительстве не решит всех проблем

С 1 июля в России меняется система работы СРО в сфере проектирования и строительства. Эксперты считают, что все проблемы реформа не решит.

С 1 июля 2017 года вступают в силу поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся организаций-членов СРО в области строительства. «Деловой квартал» попытался разобраться, какие изменения грядут в отрасли и как эти изменения на ней отразятся.

В соответствии с нововведениями с 1 июля 2017 года для части организаций допуски СРО уйдут в историю. Поправки в Закон освобождают от вступления в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при условии, что размер обязательств по каждому из заключаемых ими договоров подряда не превышает 3 млн рублей. Т. е. все мелкие подрядчики могут больше не волноваться о наличии членства в СРО.

Также от членства в СРО освобождаются организации с долей участия государства (муниципалитета) в 50% и более.

Председатель совета директоров DATUM Group Сергей Замиховский рассказал «Деловому кварталу», как эти изменения повлияют на отрасль:

«Не могу говорить за своих коллег и за отрасль в целом, но могу высказать свою точку зрения. На мой взгляд, для крупных организаций преобразований немного: для нас отмена допусков – это всего лишь другая форма членства. Генеральным подрядчикам по-прежнему нужно платить членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд, но уже не в один «компфонд», а в два, так как большинство интересных проектов можно получить только участвуя в тендерах на госзакупках. А вот небольших компаний изменения коснутся куда больше, т.к. отмена ранее необходимого для них членства – это настоящая реформа», - отмечает Замиховский.

Одной из болевых точек в реформе СРО является ограничение конкуренции в деятельности саморегулируемых организаций посредством принуждения строительных организаций вступать только в региональные СРО. Ранее закон наделял строительные организации возможностью самостоятельно выбирать саморегулирующую организацию вне зависимости от региона.

Рассуждая о целях введения критерия региональной привязки, Сергей Замиховский предполагает, что, возможно, авторы изменений надеялись, что местные СРО будут более тщательно следить за качеством выполнения работ своих участников.

«Но, к сожалению, маловероятно, что их ожидания будут оправданы. Здесь нужно приложить гораздо больше усилий, а не просто заставить «поменять место жительства», - отмечает руководитель DATUM Group. Вполне логично, что место нахождения СРО и ее удаленность от организации-члена с учетом технических возможностей в процессе взаимодействия СРО и организаций-членов - это не тот критерий, который должен быть определяющим при выборе саморегулируемой организации...»

Сергей Замиховский считает, что введение регионального принципа может повлиять не только на количество СРО, работающих в регионах, но и на качество их работы.

«В первую очередь изменения коснутся самих СРО, так как количество организаций-членов, согласно новым требованиям, должно быть не менее 100. Наличие данного требования в совокупности с региональной привязкой создает риск «дефицита организаций-членов» с учетом освобождения от необходимости членства в СРО мелких подрядчиков, а также государственных и муниципальных предприятий. Найдутся и СРО, неспособные подтвердить наличие компенсационного фонда», - считает Замиховский.

По мнению Сергея Замиховского, на рынке Ростовской области ситуация относительно благополучна: крупных строительных компаний достаточно, а, следовательно, проблем с наличием СРО быть не должно. Однако есть регионы, для которых изменения повлекут за собой ряд трудностей.

Особого внимания заслуживает механизм использования компенсационных фондов. Компенсационный фонд — обязательный капитал любого саморегулятора, являющийся своего рода «подушкой безопасности» для ее участников. Фонд формируется из взносов компаний, которые они обязаны вносить при вступлении в СРО. Его размер зависит от предельной стоимости работ по договорам: от 100 тыс. рублей до нескольких миллионов. Эти деньги можно расходовать в исключительных случаях, например, на выплату компенсаций в случае причинения вреда по вине строительных компаний людям или организациям.

При этом выявлено множество случаев, когда средства компфонда попросту исчезали или же оказывались на счетах банков, у которых впоследствии отбирали лицензии. Например, в июне 2017 года Саморегулируемая организация в строительстве «Строительный комплекс Волгоградской области» (СРО НП «Строительный КВО») заявила о хищении средств компенсационного фонда в размере 155 млн рублей. Причем хищение средств связывают с деятельностью главы СРО.

Сергей Замиховский отмечает, что фонды в целом нужны, но надо грамотно подходить к их размещению и контролю за деятельностью руководства СРО.

«Я не против компенсационных фондов - они нужны в качестве подстраховки, так как непредвиденные ситуации бывают, даже у компаний, обладающих многолетним опытом работы. Другой вопрос – недобросовестность или некомпетентность некоторых представителей СРО. По-прежнему насущна проблема с суммами, которые должны быть и какие имеются фактически. И даже несмотря на обязанность СРО хранить компфонды в банках – проблемы с наличием средств не исчезают. Зачастую в целях экономии выбираются малоизвестные банки, отсюда высокий риск их банкротства», - считает Замиховский.

При этом в случае, если организация выходит из СРО, свою долю из компенсационного фонда она сможет получить не ранее, чем через три года. И то - при соблюдении ряда условий. Важно заметить, что организация, прекратившая членство в СРО, не сможет вступать в другую саморегулирующую организацию в течение одного года с даты выхода.

Не менее значимой проблемой Замиховский считает дополнительные сложности для компаний, желающих работать с бюджетными средствами.

«Им необходимо иметь не менее 30 «союзников», которые проголосуют за создание второго компенсационного фонда. В противном случае нужно будет либо искать ближайший регион, где имеется СРО с «коллегами», либо отказываться от участия в госзакупках».

Подводя итог, Сергей Замиховский отмечает, что не смотря на кардинальные перемены, ключевых проблем закон все же не решает:

«Изменения не коснулись важных функции СРО. По большому счету, компания – подрядчик никакой методологической поддержки не получает, хотя есть множество важных моментов, которые могут решаться в рамках саморегулирования. Например - выработка c организацией отраслевых стандартов, нормативов и нормирование труда. Сегодня в изыскательских проектах, в проектировании все нормы выработки крайне устаревшие и никак не обновляются. Казалось бы, за этим должен следить Минстрой, но, к сожалению, он этим не занимается. И здесь СРО могла бы выступить тем органом, который стимулирует государство вносить необходимые изменения, отстаивая интересы участников, т.к. всем интересно получить адекватные нормы выработки на те или иные процессы. В одиночку крайне затратно и тяжело заказать исследование или научно-техническую работу, которая позволит правильно оценить и разработать нормативы, заняться научной организацией труда в отраслевом масштабе, а СРО могло бы неплохо это делать, взаимодействуя с Минстроем.

Сегодня СРО - некие «кандалы» для организаций: вступив единожды в одну организацию, уже не имеешь возможности ее поменять, не потеряв компенсационный фонд, а суммы могут быть значительными - до 30 млн. руб. Последние изменения, связанные с региональной привязкой, ограничивают и без того небогатый выбор.  На мой взгляд, важно выработать нормальный механизм выбора СРО, чтобы была возможность переноса компенсационного фонда в другое СРО. Сейчас часто компфонды растворяются вместе с недобросовестными управленцами, поэтому этот механизм в России требует дополнительного регулирования и доработки. Да и СРО должно больше ориентироваться на нужды участников, а не на собственные потребности. Например, было бы удобно, чтобы СРО занимались аттестацией сотрудников своих участников, помогало выявлять фактический уровень квалификации исполнителей. Также интересна квалифицированная помощь в осуществлении периодического контроля знаний специалистов. К сожалению, сейчас этого нет. Это только некоторые «боли» нашей отрасли. Думаю, что если бы участники могли бы более свободно менять СРО, то и СРО изменилось бы в лучшую сторону, появилась бы здоровая конкуренция, а пока это выглядит как некое подобие «крепостного права».

Самое читаемое
  • Силуанов: от снижения порога входа в «упрощенку» пострадает всего 15% малого бизнесаСилуанов: от снижения порога входа в «упрощенку» пострадает всего 15% малого бизнеса
  • Екатеринбург занял 18-е место по уровню зарплат в РоссииЕкатеринбург занял 18-е место по уровню зарплат в России
  • Счетная палата нашла, где можно взять 1,5 трлн руб., чтобы уменьшить дефицит бюджета РФСчетная палата нашла, где можно взять 1,5 трлн руб., чтобы уменьшить дефицит бюджета РФ
  • В Уральском институте кардиологии начались внеплановые проверкиВ Уральском институте кардиологии начались внеплановые проверки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.