Подписаться
Курс ЦБ на 28.06
78,46
92,27

Проблема на миллиард. Страховое мошенничество уходит в онлайн

Мошеннические действия продолжают оставаться главной проблемой страхового рынка.

Андрей Бондарев, директор филиала «Ингосстраха» в Ростовской области:

— По итогам 2017 г. мошенники принесли страховщикам 14,8 млрд руб. убытков, а принимаемые контрмеры только за первое полугодие 2018 г. стоили компаниям 1 млрд руб. (по данным ЦБ РФ). Развитие интернет-сервисов, таких как е-ОСАГО, только подливает масла в огонь, открывая новые возможности обмана страховщиков. Многие сегодня уповают на изменение законодательства, которое должно помочь в борьбе с недобросовестными клиентами и посредниками. За последнее время здесь действительно одержан ряд побед, в частности, распространяется практика применения 159.5 УК РФ — уголовная ответственность за мошенничество в сфере страхования. Однако даже если закон и судебная практика будут на стороне страховщиков, полностью избавить рынок от мошенников вряд ли удастся. В таких условиях страховые компании принимают собственные меры по выявлению мошеннических схем, сотрудничают с органами внутренних дел, а также инвестируют в создание систем безопасности на базе собственных IT­-платформ.

Дела уголовные

Статистика Всероссийского союза страховщиков (ВСС) показывает, что за 2017 г. в правоохранительные органы компании рынка направили более 8 тыс. обращений, касающихся мошеннических действий, в отношении 1 600 заявлений уже возбуждены уголовные дела. Наша компания, к примеру, в 2017 г. предотвратила 2 556 попыток мошенничества на общую сумму 1,9 млрд руб., в том числе 312 крупных убытков, когда заявленные мошенниками выплаты по каждому случаю превышали 600 тыс. руб. В органы внутренних дел было направлено 155 обращений, по 92 из которых начато производство. Справедливости ради отметим, что в целом статистика на стороне страховщиков: если еще несколько лет назад уголовные дела можно было инициировать лишь по 8-12% обращений, то сейчас этот показатель увеличился до 20% и еще продолжит расти.

Более 90% мошеннических действий приходится на сектор автострахования — каско и ОСАГО. При этом нажиться на компаниях рынка пытаются не только злоумышленники со стажем, но и законопослушные граждане. Последние часто впадают в соблазн и стараются приписать несуществующие повреждения в ДТП, фальсифицировать обстоятельства аварии, заявить в угон авто, которое получило сильные повреждения. С точки зрения служб безопасности страховых компаний такие попытки выглядят «детскими»: легко выявляются и пресекаются. При этом вероятность возбуждения уголовного дела и получения горе-злоумышленником срока в рамках ст. 159.5 УК РФ более чем реальна.

Бизнес на обмане

Действительно серьезную угрозу представляют профессиональные мошенники. В России это четко организованный бизнес, который «зарабатывает» на страховщиках. На этом поле ведется постоянная борьба: мошенники используют схемы с недобросовестными автоюристами, страховые компании в ответ плотно сотрудничают с правоохранительными органами и помогают раскрывать преступления, мошенники в ответ придумывают новые схемы, которые выявляются службами безопасности и IT-системами страховщиков и т.д. Наиболее сложный для страховых компаний сектор — организованные преступные группировки в регионах, которые работают по тщательно выстроенным схемам, с привлечением большого числа участников. Доказать факт мошенничества в таких случаях непросто, однако страховым компаниям это удается все чаще и чаще.

Так, например, «Ингосстрах» в Ростову-на-Дону выявил схему, которую мошенники использовали в течение почти 10 лет. На подставных лиц оформлялись автомобили верхнего ценового сегмента, которые затем «подготавливались» к участию в фиктивном ДТП. На машины устанавливались поврежденные детали, обеспечивалось срабатывание подушек безопасности и т.д. Далее происходила инсценировка ДТП с официальным оформлением. После проведения осмотра в страховой компании подключались «независимые оценщики», которые состояли в сговоре с мошенниками и рассчитывали максимальные суммы убытка по каждому авто. Если страховая компания отказывала в выплате, в дело включались автоюристы, которые работали уже в рамках судебных процедур, добиваясь не только основной выплаты, но и дополнительных (штрафы, пени и т.д.). В настоящий момент доказано несколько десятков таких случаев, суммы ущерба по каждому исчисляются несколькими миллионами рублей. В числе пострадавших — целый ряд крупных добросовестных страховых компаний, работающих в ЮФО.

Практически аналогичная ситуация была в Великом Новгороде. Там преступную группу организовал экс-директор страховой компании. Уже задержано 4 участника, которые подозреваются в более 30 фактах мошенничества с суммами более 10 млн руб.

В Краснодарском крае проводятся следственные мероприятия в отношении 15 человек, которые в течение 2,5 лет «специализировались» на инсценировке ДТП с мотоциклами BMW. Всего ими было заявлено 26 фиктивных страховых случаев на сумму более 10 млн руб. Внутреннее расследование  показало, что таких мотоциклов в базе BMW не значится, дилерские центры факт их продажи клиентам не подтверждают, а один мотоцикл, заявленный как участник ДТП, еще находится в салоне и не выставлен на продажу.

Е-мошенничество

Развитие интернет-сервисов в страховании и появление возможности оформить полис онлайн открыло новое поле для мошеннических действий. Сегодня повышенный интерес вызывает е-ОСАГО как наиболее распространенный вид страхования. Уже выявлена такая схема: для того, чтобы сэкономить, в полис вводятся технические данные на мотоцикл, а VIN­-номер и все прочие данные — на автомобиль. В итоге получается, что е-ОСАГО оформлено на мотоцикл и стоит 1,5 тыс. руб., а информация в полисе относится к автомобилю. Если оформлять такой полис правильно, цена составит 6-8 тыс. руб. Для блокировки этой схемы уже приняты меры, но подобные прецеденты, к сожалению, будут появляться все чаще. Для противодействия им нужны мощные и хорошо защищенные IT-системы, создавать и обслуживать которые под силу сегодня только крупным игрокам рынка — компаниям, сделавшим за последние годы значительные инвестиции в digital и создавшим инфраструктуру последнего поколения.

По сути, это новый вид деятельности страховщиков — противодействие кибермошенничеству. Сейчас эта работа связана с серьезными затратами и постоянным развитием, когда нужно держать руку на пульсе, исправлять выявленные пробелы, следить за тем, что делают коллеги-конкуренты. При этом развитие IT-системы обеспечивает преимущества в долгосрочной перспективе. Это касается не только предотвращения мошеннических действий, которые все больше будут переходить в онлайн, но и предложения новых сервисов, появление которых часто служит «побочным эффектом» решения какой-либо проблемы, связанной с безопасностью. Так было, например, с появлением онлайн-инфраструктуры для работы агентов (личного кабинета, электронного документооборота, системы внесения средств на счет и т.д.).

 

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • Законы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаровЗаконы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаров
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.