Поверить в будущее города
Ни один масштабный проект не может быть по-настоящему реализован лишь на основе сухих цифр и логических доводов. В обязательном порядке нужна эмоциональная составляющая. Если мы собираемся обменять
Ни один масштабный проект не может быть по-настоящему реализован лишь на основе сухих цифр и логических доводов. В обязательном порядке нужна эмоциональная составляющая. Если мы собираемся обменяться мнениями по поводу своего видения будущего Ростова к 2020 году, то нам предстоит ответить на ряд непростых вопросов. Станет ли Ростов одной из двадцати российских городских агломераций, о необходимости и неизбежности которых в последнее время так много пишут журналисты и эксперты, говорят политики и чиновники, спорят архитекторы и экономисты? Останется ли Ростов центром Южного федерального округа? Да и будут ли в России через десять лет федеральные округа? Будет ли Ростов по-прежнему столицей Юга России? Или этот неформальный, но от этого не менее желанный и полезный статус прейдет к Краснодару?
Ответы на эти вопросы зависят не только и не столько от количества квадратных метров вводимого жилья или количества нулей в стоимости инвестпроектов. В первую очередь, они зависят от настроя нас самих, от того, считаем ли мы это важным не только для «всего Ростова», а для всех нас, от того, готовы ли что-то делать для этого.
И ведь для соучастия не обязательно сразу начинать со сворачивания гор. Можно начинать как раз-таки с эмоций и ощущений. Хочу привести простой пример— взять ту же самую идею ростовской агломерации, о которой говорят уже так много и так однообразно, что особого интереса она уже не вызывает, впрочем, как и понимания со стороны многих общественных групп. Почему бы вместо разговоров и огромных статей не заняться визуализацией этой городской агломерации, чтобы она, наконец, из архитектурных проектов перешла в нашу реальную жизнь. К примеру, установить рекламные щиты на автомобильных дорогах в местах ее предполагаемых границ. И в этом случае каждый из миллионов проезжающих по нашим трассам понимал и постепенно привыкал бы к тому, что он въезжает в Ростовскую городскую агломерацию.
Кстати, и само название агломерации— очень важный и даже конфликтный вопрос. Из разговоров с представителями городских элит Новочеркасска, Таганрога, или Азова выяснилось, что не все они в восторге, что их города войдут именно в Ростовскую агломерацию. Может, лучше назвать ее Донской. Или даже Южной. В этом случае будет понятно, что никакой другой городской агломерации на юге России нет и не будет. Кстати, в этом случае не будет никакого формального противоречия для присоединения в будущем к нашей агломерации, например, Ейска. Об этом мне сказали в апреле на одном из круглых столов, когда речь зашла про образование масштабного общероссийского центра для серфинга— от Азова до Ейска.
Десять-пятнадцать лет назад мой московский коллега, с которым мы в то время работали на выборах в Приморском крае, сказал, что в России есть десяток «непровинциальных» городов. Главное их отличие— не площадь или численность населения, не размер бюджета или число крупных предприятий и даже не количество театров и музеев на душу населения. Дело, прежде всего, в жителях, которые не ощущают себя провинциалами. И для меня было вовсе не странным, что именно эти города в дальнейшем стали центрами федеральных округов. В том числе и Ростов-на-Дону. Мы прекрасно понимаем, что в Москве или Петербурге по-прежнему больше возможностей для больших проектов и быстрых карьер, там больше зарплаты и бонусы. Многие из нас даже уезжали туда, но через какое-то время возвращались обратно. Причем не потому, что потерпели неудачу, а просто наши проекты переросли столичные возможности. В том числе и потому, что в Москве, может быть, и лучше работать, но жить все же лучше в Ростове. И надо осознать, что будущее этого города будет таким, каким мы не просто его придумаем, но в которое мы поверим. Просто потому что без этой веры будущего не будет не только у города, но и у каждого из нас.