Дмитрий Потапенко*: Выпуск купюр в 200 и 2000 рублей - гениальное решение властей
Известный бизнесмен Дмитрий Потапенко* в Ростове встретился с местными предпринимателями и поговорил с журналистами
Дмитрий Потапенко* - действительно талантливый предприниматель: он так легко и охотно раздает интервью, что даже из этого стал извлекать прибыль. Сейчас у него очередной тур по городам России - встречи с предпринимателями. Встречи - платные, стоимость билета - как на хороший столичный спектакль. Главный герой настаивает, что это никакие не тренинги, а обычные встречи, где обсуждаются любые вопросы.
Коренной москвич в четвертом поколении, 1970 года рождения, выпускник Московского института радиотехники и автоматики, МВА, чемпион мира по карате, в конце 80-х - начале 90-х годов Дмитрий Потапенко* трудился санитаром в морге, охранником в казино и телохранителем президента банка «Русский кредит». В 25 лет стал самым молодым вице-президентом в компании «Грюндиг» в странах СНГ и Балтии. Бывший директор торговых сетей «Пятерочка» и «Карусель», фабрики «Сходня-Мебель» и других предприятий. Сейчас он - управляющий партнер Management Development Group Inc., куда входят розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ», ресторанной сети «РесторанчикЪ» и другие предприятия.
Считается признанным экспертом в сфере организации работы торговых сетей, ценообразовании, подготовки компаний к выходу на IPO, оптимизации налогов, взаимодействия с органами власти...
Журналисты ценят Дмитрия Потапенко* за емкие и точные метафоры, которыми он описывает процессы, происходящие в экономике. Некоторыми наиболее удачными, на наш взгляд, бизнесмен поделился с "Деловым кварталом" во время своего визита в Ростов-на-Дону. Произошло это сразу после обнародования очередных поправок в антикризисный план Правительства РФ, которые отдельным экономистам показались слишком оптимистичными...
- А Вы что об этом думаете?
- Никакого плана у нашего правительства нету. В нем нет необходимости. С точки зрения правительства, все, что происходит в экономике, как развиваются события - все хорошо.
- Что значит "хорошо"?
- Да все - "хорошо". Для них главное, чтобы хорошо прошли выборы, чтобы не было никакого общеполитического шума, и они сохранили свои места. А все остальное... Какая разница, что происходит в экномике, если основаная часть экономики - это бюджетники? Поэтому сейчас делается самое главное - рисование купюры в 200 и 2000 рублей. Я, к сожалению,месяца полтора назад неудачно пошутил на предмет того, что надо купюру в "четвертной" рисовать. Была такая глупая шутка. Но власти послушали и сделали даже более правильно: нарисовали в 200 и 2000, потому что рисовать купюры более высокого достоинства - это вызывать недовольство. А то, что сделали они, на мой взгляд - это идеально с точки зрения гашения какого-либо негатива.
- О предстоящем кризисе ведущие экономисты России говорили еще в 2012 году, задолго до Крыма и санкций. Спад производства наступил уже в 2013. Т.е. почему все произошло - понятно. А делать-то что?
- Кто мы такие, чтобы что-то делать? Мы - крестьяне, которые живут в феодальном государстве. На нас с крепостных стен феодалы сливают нечистоты. Наша задача - успевать уворачиваться от тяжелых нечистот, мелкие и пищевые - фильтровать и выплевывать. Мы - крестьяне в этой схеме. Это не про нас - "предпринимать какие-то действия". Мы можем что-то предпринимать только в рамках локальных каких-то: что-то в бизнесе, в семье, в работе с клиентами - но не более того.
- А если бы Вы стали ... ммм... премьер-министром - что бы стали делать?
- Премьер министр ничего сделать не может, могут только два человека - президент и премьер министр. Это, к сожалению, парная работа. Но придется заниматься тем, что устранять министерств и ведомства целиком. Причем, начиная не снижних, а с министров. Потому что большая часть регуляторного действия в экономике и политике не нужно от слова "совсем". Когда мы говорим "системный кризис", то понятно, что только изменение системы позволит изменить систему. В первую очередь в министерствах и ведомствах. Если оно не нужно - а оно не нужно в 90% случаев ... Представьте, что в министерство попадает ядерная бомба и никто не выжил. Почувствует ли экономика какие-то изменения? Если она не почувствует изменений от того, что министерство или ведомство перестало существовать, такое министерство и ведомство должно быть сокращено.
- По-вашему, какие в первую очередь?
- Да все. Что ж это за психология рабская, что нам все время надо хоть какое-нибудь количество охранителей - "неизвестных отцов"? Посмотрите на Эстонию. Большая часть министерств там переведена в программное обеспечение. Если наши законодатели - профессионалы, то они прописали законы так, что те не нуждаются в ручной подстраховке и могут быть перенесены в программное обеспечение. Либо они не профи.
- А что делать с закрытием внешних рынков заимствований?
- В моем понимании: если мы 25 лет не развивали банковскую систему - а мы ее не развивали - то сейчас это у словно критично. Раньше думать надо было.
- Так а теперь что делать?
- Кому?
- Банкирам?
- Если вы о тех, кто ничего не делал все эти 25 лет, то им ничего делать не надо - они уже все сделали.
- Но ведь кризис уже затронул самые незащищенные слои населения, страдают пенсионеры, бюджетники....
- Да людям уже все объяснили, что во всем виноват Обама, цены на нефть и внешние враги. Люди это зажевали и кивнули головой.
- А кто виноват?
- Управлением государством российском занималась политическая верхушка нашей страны. Весь мир глобализован, никто не обязан нас людбить, целовать нас в попу и давать преференции. Поэтому, во всем, что происходит на территории РФ последние 20 лет виновато исключительно политическое и экономическое руководство страны.
- Понятно, что санкции не снимут, системных изменений не будет. А что будет тогда?
- Это будет Северная корея - версия "лайт". До концлагерей далековато, но когда гарант выходит и говорит, что возбуждено 200 тысяч уголовных дел и только 15% - по делу... Переводим в цифры: 170 тысяч уголовных дел по отжатию бизнеса, в среднем на предприятии работает 50 человек. Это означает, что через мясорубку прошло 9 млн. Хочу напомнить, что при Иоифе Виссарионыче было написано 4 млн доносов. Уже все свершилось. Не надо рассуждать о завтрашем дне - он был вчера. Вы же не видите, что бы после выступления гаранта имущество вернули тем предпринимателям, в отношении которых велись уголовные дела. Да и зачем делать концлагерь, когда можно человека оставлять на свободе, но он всегда будет находится под риском уголовного преследования.
- Так что же будет с бизнесом?
- Даже в Сомали есть бизнес, и он очень эффективен. Четыре автомата калашникова стоят по сомалийским деньгам 2 тыщи долалров, барка - еще тыщи полторы, и потом можно брать по 10 млн за захваченный корабль. С точки зрения ROI, доходности - прекрасный бизнес.
- Это наши перспективы?
- Пока еще нет. Но человеческий разум настолько быстро привыкает к любому дерьму, что завтра это будет восприниматься нормой.
- А вот если бы Вы стали волшебником - что бы изменили?
- К сожалению россиянам надо изменить себя, а это только волшебнику под силу. В целом нас всех, за исключением бухтения на кухне, все устраивает. Рабская психология. Какую жвачку вложили в голову с помощью средств массового поражения, которых ошибочно называют "средствами массовой информации", что показали по ТВ, написали в "энторнетах" - то и правда. Мы не рассуждаем, не взвешиваем, не смотрим противопложные точки зрения, не доходим до фактов и ищем симулякры.
* - выполняет функции иностранного агента