Почему мы много говорим, но мало делаем
Я заплатил налоги с бизнеса. Пусть не в полном объеме, но заплатил. Уважаемые власти города, обеспечьте на эти деньги приемлемые городские условия и не лезьте ко мне — эти установки уже не работают.
Город нуждается не только в наших налогах, хотя они тоже очень важны. Он остро нуждается в нашей активности.
За последний год в Ростове создано 5 оппозиционных общественных движений, активно критикующих мэра, губернатора и президента. Критикуют на круглых столах, в социальных сетях. Приводят положительные примеры преобразования пространства в различных городах как за рубежом, так и в других областях страны, но почему‑то не замечают, что и сам Ростов изменился в лучшую сторону. Объективно нужно признать, что город только за одно это лето кардинально похорошел: новые дороги, светофоры, парковки, а также ремонты во дворах и парках — это видит каждый горожанин. Но вся эта работа была проведена, к сожалению, без участия ростовских общественников.
Вспомните, даже аллея блогеров, многие из которых являются активными общественными деятелями, была высажена без участия самих блогеров. Про акцию много говорили, в сети развернулась широкая дискуссия, но в реале взять лопату и посадить дерево решились лишь единицы on‑line‑активистов.
У властей имеются большие претензии к вялым ростовским общественникам — демагогам. Ни одной инициативы, полезной для региона, они так и не реализовали. Например, в Екатеринбурге работает общественный фонд «Город без наркотиков», который совместно с полицией обезвреживает около ста притонов каждый месяц. В Москве активисты снимают десятки мигалок с депутатских машин. Программы «СтопХам» и добровольные пожарные дружины — все это не про нас, не про Ростов. Присутствуя на одном из совещаний в администрации города, посвященном пробкам, в качестве представителя общественности, я позорно краснел. На нас рассчитывают, а мы бездействуем.
Половина всех проблем в мире, касательных организации жизни города, берут на себя общественные организации, которые ни у кого не спрашивают разрешения. Группы активных людей бесплатно работают в свободное время на благо своего городка, решая наболевшее. Даже в советские времена глобальные социальные задачи держались на общественниках. Вспомните ДОСААФ, ОСВОД. Ботанические сады и Третьяковские галереи были основаны не государством.
Часто слышу от активистов, что на реальные дела нет денег, поэтому дальше разговоров работа не идет. Деньги не проблема. Под качественный план действий, написанный хоть на салфетке, но важный для города, деньги придут. В любом количестве. Только за год наблюдений ни одного плана, ни одной программы, решающей конкретную городскую проблему, от общественников мы так и не увидели. Для чего они объединялись? Одни хотят получить должность на госслужбе, чтобы залатать дыру в своем кармане. Другие находят в объединениях дискуссионный клуб на тему «Все чиновники жулики и воры».
Лично мое мнение, что причина вялой общественной деятельности в Ростове — отсутствие внятного менеджмента. Активисты, искренне радеющие за территорию, которые кричат о мусорках и слабом озеленении, не в состоянии самоорганизоваться и управлять своим движением. Даже при наличии спонсорских денег, в которых бизнес, как правило, не отказывает. Важно понимать, что существующие городские проблемы, не охваченные властями, можно легко решить. Для этого нужно, чтобы бизнес снабжал общественные инициативы не столько финансами, сколько менеджментом. Отмониторил насущные потребности и взял одну себе в качестве проекта. Занялся его планированием и управлением изменениями. А к этой работе охотно присоединятся массы волонтеров, активистов и спонсоров, если они понадобятся. Речь может идти не о вселенских задачах, а о подъемных малых делах. Купить и расставить урны в своем районе. Заказать, высадить тысячу саженцев. Заасфальтировать часть общей дороги в садовом товариществе, парковку перед офисом.
Зачем все это бизнесу? Общественная работа — самый быстрый и дешевый способ для владельца бизнеса почувствовать себя уважаемым гражданином своего города. Вдобавок к этому, в коммерческой компании, реализующей подобные инициативы, коллектив ощущает себя причастным к заботе о своем регионе, начинает любить своего руководителя и трудится на него с удовольствием.