Печатным СМИ пока забвение не грозит
Говоря о ситуации, сложившейся сегодня на издательском рынке, я бы выделил два крупнейших сегмента, на которые он разделился. Первый— это медиа для широкой аудитории, второй— специализированные изд
Говоря о ситуации, сложившейся сегодня на издательском рынке, я бы выделил два крупнейших сегмента, на которые он разделился. Первый— это медиа для широкой аудитории, второй— специализированные издания, большая часть которых обслуживает интересы бизнеса. У каждого из этих сегментов рынка свой путь развития и свои особенности. Массовые печатные издания первыми стали широко осваивать Интернет как площадку. Их онлайновые версии позволили издателям существенно увеличить аудиторию, а, следовательно, и зарабатывать хорошие деньги на новых рекламных заказах. Специализированным изданиям, как электронным, так и печатным, приходится больше внимания уделять качеству контента в силу того, что в большинстве случаев круг их целевой аудитории четко очерчен. В условиях жесткой конкуренции эти издания могут оставаться на плаву, только если хорошо знают свою аудиторию и полностью отвечают ее ожиданиям и потребностям. То же самое можно сказать и о небольших региональных газетах и журналах, у которых целевая аудитория также лимитирована территорией муниципального образования.
Несмотря на стремительное развитие онлайн- изданий, я не считаю, что из-за этого печатной прессе в ближайшее время грозит полное забвение. Она плотно занимает свою нишу в разветвленной системе СМИ. Однако я тут же оговорюсь: сложившиеся сегодня условия на медиарынке говорят о том, что заниматься выпуском только газеты или журнала— это значит лишать свой бизнес дальнейших перспектив для развития. Как издатель я считаю, что успех в издательском деле в наши дни зиждется на трех китах: выпуске печатной продукции, онлайновых изданиях и специальных мероприятиях (events). И это не гипотеза— на собственном опыте могу сказать, что во многом именно благодаря равномерному развитию этих трех медиа-направлений за последние пять лет прибыльность журнала The Banker существенно выросла. Сотрудники моей группы работают над подготовкой контента по каждому направлению, а реализует всю продукцию единый отдел продаж. Вся наша продукция адресована одной и той же аудитории, а каждое из развиваемых направлений взаимодополняет и поддерживает друг друга. Финансовые потоки от этих бизнесов складываются в итоге в один мешок, и если один из видов вырывается вперед по продажам, а доходы по другому снижаются, то на общей прибыльности издательства это не сказывается радикально. В последнее время, например, быстрыми темпами развивается event-направление медиарынка. О потенциале упомянутых электронных СМИ уже всем давно известно. Но и здесь есть свои нюансы. Так, например, издательский дом Financial Times Group (в которую входит журнал The Banker— прим. ред.) был первым, кто запустил электронную версию одной из своих газет, которую нельзя было читать бесплатно. Необходимо было стать подписчиком и внести определенную сумму. Нам удалось сделать этот проект успешным, но лишь потому, что в издании содержится уникальная информация, которую вряд ли вы найдете у конкурентов.
Таким образом, я считаю, что в будущем распределение сил на медиарынке будут определять диверсифицированность и интегрированность его участников. Уже сейчас мировые лидеры издательского дела стремятся работать по этим принципам. В России, по моим наблюдениям, ведущие игроки рынка деловой прессы движутся по тому же пути. Эти СМИ хорошо понимают задачи, которые перед ними стоят и, как мы видим, успешно с ними справляются.