Отдых после кризиса
В Ростовской области туризм никогда не был приоритетным направлением. По разным оценкам от 40 до 70% туристов приезжают в донскую столицу с деловыми целями.
Но с 2012 г. власти планируют увеличить ежегодный турпоток на 22% — до 1 млн человек в год. Область активно позиционирует себя на внешних и внутренних рынках как место, где можно не только поработать, но и отдохнуть.
В то же время вопросы модернизации инфраструктуры, строительства дорог к показательным объектам затягиваются. Возможно, эти процессы подстегнет участие области в проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 г. На примере других городов страны — Сочи, Владивостока, Казани, где также планируется проводить масштабные международные мероприятия, вырисовывается универсальная схема оперативного решения многолетних инфраструктурных проблем городов страны. «Власти Ростовской области для подготовки Ростова‑на‑Дону к Чемпионату мира по футболу 2018 г. привлекут более 90 млрд руб., основная часть которых будет направлена на строительство транспортной инфраструктуры, стадиона и аэропорта», — сообщил министр спорта региона Валерий Вакула.
Гольф, самолет и аквапарк к ЧМ‑2018
После кризисного затишья владельцы рекреационных объектов начали активно развивать свои проекты.
«Неожиданный кризис, мягко скажем, скорректировал наши планы, — признается Марк Шульман*, генеральный директор НКП «Аэроклуб «Доступное небо», — сейчас я понимаю, нужно было развивать проект более медленными темпами. Мы хотели запуститься в 2008‑2009 гг., а получается, ожили только сейчас. На сегодняшний день инвестиции в проект составили около 100 млн. руб. Средства заемные и собственные».
Ростовский «Гольф & Кантри клуб «Дон» планирует к уже имеющимся полям на 9 лунок достроить еще столько же. «Ростовский клуб является уникальным проектом, которому нет аналогов в ЮФО, — отметил на открытии сезона-2012 в конце апреля вице‑президент управляющей компании TroonGolf (Ближний Восток и Африка) Марк Чаплески. — Игровой сезон здесь продолжительный — благодаря природным и климатическим условиям, и это позволит привлечь в клуб множество игроков со всей России». На данный момент Гольф & Кантри клуб «Дон» зарегистрировал уже порядка 75 гольфистов с гандикапом. В планах компании на этот год — удвоить их количество. «В скором времени здесь появится новый клаб‑хаус, а через два года будут открыты еще 9 лунок чемпионского поля», — обрисовал ближайшие перспективы клуба г‑н Чаплески.
Не менее активно развиваются проекты по реконструкции набережной, которая является центром притяжения и туристов, и жителей Ростова. Реализует проект ГК «Донской причал». В его рамках планируется продлить набережную по улице Береговой от Богатяновского спуска до Кизитериновской балки, построить Сити‑Холл для проведения общественных мероприятий городского и областного значения, а также детскую игровую зону, спортивно‑парковую и туристско- рекреационную зоны.
«Плотность застройки на набережной не может быть высокой из‑за оползневых явлений, — считает руководитель департамента архитектуры и градостроительства Ростова Павел Воронцов. — Однако на втором ее уровне, в районе ул. Верхнебульварной, допустимы «вставки» уникальных зданий, как, например, бизнес‑центр «5 морей». Учитывая, с одной стороны, рельеф местности, и с другой, желание инвесторов получить максимальные площади, здесь возможны единичные объекты: элитное жилье с выходом к реке, апартаменты или гостиницы».
Один из немногих рекреационных проектов, которые реализуются в самом центре Ростова, — строительство отдельно стоящего здания всесезонного аквапарка в ТРЦ «Горизонт».
«Аквапарк открывается в 2012 г., — рассказал «ДК» Дан Полонский, генеральный директор торгово‑развлекательного центра «Горизонт». — Это действительно уникальный проект: синтез того опыта, который накоплен строителями аквапарков Америки, Западной Европы, где культура аквапарков хорошо отработана и возведена в мощный бизнес. По своей концепции и идеологии этот бизнес сопоставим по масштабам с торговыми комплексами. Мы ушли от восприятия аквапарка, как набора стандартных горок, и разработали концепцию таким образом, чтобы абсолютно все возрастные группы чувствовали себя комфортно».
Финансируется проект за счет заемных средств Юго‑Западного Сбербанка России. В конце апреля компания «Горизонт» заключила сделку о дофинансировании инвестпроекта на сумму более 450 млн руб. Средства в рамках открытой невозобновляемой кредитной линии будут использованы для приобретения оборудования и материалов, а также проведения строительно‑монтажных работ. Общий объем кредита теперь составляет 1,1 млрд руб.
«Увеличение кредитной линии связано с изменением концепции проекта: от развлекательного к оздоровительно‑развлекательному», — сообщили в ростовском представительстве ЮЗБ «Сбербанка России».
История бюрократии
Второй аквапарк для жителей Ростова и его гостей планируется построить в рамках нашумевшего проекта «Всплеск», который реализуется при поддержке федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011‑2016 гг.)». Интересно, что «самостоятельный» «Горизонт» уже подходит к завершению строительства, а инвесторы поддержанного государством проекта еще даже не подвели к площадке подъездные пути. Хотя по объявленным срокам, аквапарк «Всплеска» должен быть сдан в 2013 г.
«Общий объем инвестиций в основной проект автотуристского кластера «Всплеск» — 6,5 млрд руб., — сообщил инициатор проекта, генеральный директор компании «Петроэнергокомплекс‑Юг» Петр Зайцев. — Из них 500 млн руб. дает бюджет. С бюджетными средствами работать непросто. Власть объявляет тендер, ищет подрядчика, но несовершенство 94 ФЗ нередко сводит эту процедуру к абсурду: компания, обязавшаяся по результатам тендера провести работы, может оказаться некомпетентной или, того хуже, подставной».
В самом Ростове масштабных рекреационных объектов для отдыха на свежем воздухе очень мало. Если не считать парков и исторического центра города, при этом дома в центре находятся в плачевном состоянии. В начале года городская администрация предпринимала попытки раздавать эти территории инвесторам, можно сказать, «бесплатно». Бизнесу предложили даже не реконструировать, а снести за свой счет объекты, которые не отвечают градостроительным нормам. Маркетинговый ход не привлек желающих. «Причины нежелания инвесторов участвовать в проектах комплексного развития центра Ростова простые, — считает генеральный директор ЗАО ЮИТ ДОН Андрей Шумев. — Все инвесторы считают деньги. Для них главное в проекте — не столько его социальная польза и значимость для города, сколько экономика».
Игроки рынка подтверждают эти слова: те, кто рискнул взяться за реконструкцию архитектурных памятников, сталкиваются с массой проблем. «Мы уже который год пытаемся решить вопрос с домом Врангеля, — сетует Татьяна Нечепаева, генеральный директор «Рейна‑тур НТВ». — Готовы инвестировать в реконструкцию, сделать там музей, но бюрократические проволочки, выяснения, на чьем балансе находится здание, затягиваются до бесконечности»
Хотя специалисты отрасли отмечают, что за последний год интерес к Ростову‑на‑Дону у иностранных туристов, приезжающих в город за впечатлениями, а не в бизнес‑целях, увеличился.
Деловые туристы тоже отдыхают
Статус города, вошедшего в список принимающих Чемпионат мира по футболу 2018 года, предполагает особые требования к рынку гостиничных услуг. Так по требованиям FIFA, в радиусе 40 минут езды от стадиона требуется наличие 7500 гостиничных мест. Гостиничные сети с мировым именем уже начали заходить в Ростов. До 2014 г. международная гостиничная сеть «Starwood Hotels & Resorts Worlwide Inc» намерена открыть пятизвездочный отель под маркой Sheraton. К этому же сроку в городе появится отель Mercure классностью «четыре звезды», которым будет управлять французская гостиничная сеть Accor. До 2018 г. в городе ждут появления пятизвездочного отеля Hilton международного оператора Hilton Worldwide.
«Мы считаем Россию, в том числе и столицу Южного федерального округа Ростов‑на‑Дону, одним из стратегически важных рынков для развития сети Sheraton, — отметил директор по развитию международных проектов сети Sheraton в России и СНГ Анатолий Кондратенко. — Мы верим в этот проект и рассчитываем, что среднемесячная загрузка отеля будет составлять 65%».
По мнению председателя совета директоров холдинга «Группа Мегаполис» Константин Кузина, которая реализует девелоперский проект бизнес‑комплекса Sheraton Rostov‑on‑Don Hotel & Business Center, конкурентное преимущество перед другими объектами — его многофункциональность. «В Ростове существуют только отдельно стоящие бизнес‑центры и только отели, — заявил г‑н Кузин.‑ Единого комплекса нет. Благодаря синергии потока клиентов увеличится экономический результат проекта, что позволит снизить затраты на эксплуатацию объекта».
На данный момент в Ростове существует ярко выраженная сезонность в загрузке отелей.
«В самом Ростове сейчас всего 2 624 номера, — рассказал генеральный директор гостиницы «Дон-Плаза» Андрей Демишин. — И, как мы видим, в разгар делового сезона почти все отели загружены на 100%. На мой взгляд, важно централизованно формировать календарь событий».
Андрей Демишин считает, что деловой туризм и познавательный являются компенсаторами друг друга. Если турист приезжает по деловому поводу, он обязательно выделит время на осмотр достопримечательностей.
Что касается популяризации этих достопримечательностей — т.е. создания туристического бренда региона, то эта работа только началась. «С середины мая будем проводить рекламную кампанию с позиционированием Ростовской области как территории, с которой начинается юг России, — сообщила Инна Шинкина, начальник отдела координации туристской деятельности департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области. — Бюджет компании 3 млн 400 тыс. руб. Запущена она уже в 10 субъектах Российской Федерации».
Подготовила Надежда Мартова
* - выполняет функции иностранного агента