Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Операторы сотовой связи развивают неголосовые услуги и выходят на смежные рынки

Сотовые компании уже не могут наращивать свои базы за счет новых абонентов: тарифные планы разных операторов сопоставимы и уже не могут быть конкурентным преимуществом. Доходность бизнеса падает

Основной тенденцией на рынке сотовой связи в 2006 г. стали серьезные изменения в структуре доходов операторов. В первой половине года проникновение сотовой связи в Ростовской области достигло 88%, и темпы роста абонентских баз сильно сократились. Все это заставило сотовых операторов искать новые способы увеличения доходности своего бизнеса. Ими стали неголосовые мобильные сервисы и развитие сопутствующих сотовому бизнесу телекоммуникационных направлений: широкополосного и беспроводного доступа в интернет.

Сотовые компании уже не могут наращивать свои базы за счет новых абонентов: тарифные планы разных операторов сопоставимы и уже не могут быть конкурентным преимуществом. Доходность бизнеса падает, и чтобы удерживать клиентов и повышать средний доход с одного абонента, игроки сотового рынка вводят дополнительные сервисы. Новые услуги делают клиентов более лояльными, а с другой стороны, увеличивают прибыль операторов.

Рынок сотовой связи достиг насыщения

По информации компании JSon & Partners, в октябре количество абонентов сотовой связи в России выросло до 147,8 млн человек, а уровень проникновения достиг 102%. В Ростовской области, по данным консолидированной отчетности информационных агентств JSon&Partners, IKS-Consulting и ACM Consulting, абонентами операторов сотовой связи являются 3,9 млн человек, а проникновение сотовой связи достигло 88%. В регионе работают четыре сотовых оператора в стандарте GSM 900/1800 («БиЛайн», «Мегафон», «МТС» и «Tele 2»), один  в стандарте CDMA 450 («СкайЛинк») и один  в стандарте TDMA («Корбина Телеком»).

Наиболее яркой тенденцией уходящего года эксперты называют снижение темпов роста абонентских баз операторов. По словам редактора сайта «Мобильный форум» РОМАНА СУББОТИНА, динамика прироста баз операторов за минувший год сократилась с 105% до 38% и продолжит сокращаться в дальней­шем. «Замедление роста абонентских баз сотовых операторов привело к увеличению стоимости приобретения одного абонента (SAU), которая достигла $20. И при среднем доходе с абонента (ARPU) в $9, операторам стало выгоднее удерживать в компании старых пользователей, чем привлекать новых»,  говорит МАРГАРИТА ЗОБНИНА, старший аналитик консалтинговой компании IKS-Consulting.

Роман Субботин объясняет снижение темпов прироста новых абонентов тем, что рынок насытился стандартными услугами: «Все, кто хотел приобрести­ мобильную связь, это уже сделали. И теперь абонентские базы операторов пополняются в основном за счет миграции абонентов между компаниями».

Активнее искать новые способы увеличения доходов операторов заставили поправки к закону «О связи», отменившие с 1 июля плату за входящие звонки (CPP). Маргарита Зобнина напоминает, что операторы с тревогой ждали этого события и оценивали свои возможные потери в 10% прибыли. «Мы постарались сохранить все тарифные преимущества и соблюсти баланс экономических показателей компании и интересов наших абонентов. При этом изменения тарифов рассчитаны таким образом, чтобы общие расходы абонентов с учетом бесплатной входящей связи сохранились на приемлемом уровне»,  сказал ­ТАХИР ХОЛИКБЕРДИЕВ, начальник сектора по связям с общественностью компании «МегаФон  Северный Кавказ».

Последствием отмены платы за входящие стало снижение среднего дохода операторов с одного абонента (ARPU), говорят участники рынка. «Для части абонентов, у которых много исходящих вызовов, связь стала дороже, а для тех, у кого много входящих,  дешевле. Иными словами, изменился ARPU различных групп абонентов. В последние годы этот показатель неизменно падает. Операторы конкурируют между собой: один вводит более удобные тарифы, другой следом вводит похожие, чтобы избежать оттока абонентов. Сотовая связь постоянно дешевеет, а фиксированная  дорожает. Я не сомневаюсь, что через год-два рынок пришел бы к добровольному введению CPP»,  считает Маргарита Зобнина.

По мнению экспертов, снижение темпов прироста абонентских баз и отмена платы за входящие звонки заставили операторов пересмотреть модель своего бизнеса. «Очевидно, что люди физически не смогут говорить больше, чем разговаривают сейчас. Значит, нет никакого смысла ожидать существенного увеличения доходности бизнеса за счет развития голосовых услуг и выведения на рынок новых тарифов»,  отмечает ДМИТРИЙ МОРОЗОВ, коммерческий директор Южного региона компании «Вымпелком».

Неголосовые услуги могут удержать абонента

Участники рынка одной из самых важных своих задач называют удержание абонентов. Для этого разрабатывают специальные программы. «К примеру, некоторые операторы стали переходить от массовой предоплаты услуг к контракт­ной системе работы с клиентами. Абоненту предлагают контракт на два-три года, а в качестве бонуса он получает, например, бесплатный трафик в выходные дни или по вечерам. Это выгодно обеим сторонам: компания гарантирует себе определенный доход, а абонент получает возможность больше говорить в пределах своего контракта. Кроме того, «экономные» абоненты привыкают говорить больше и постепенно переходят в разряд очень активных, высокодоходных для компаний»,  рассказывает Маргарита Зобнина.

Основная политика сотовых компаний, по мнению Дмитрия Морозова, сейчас­ направлена на увеличение средней продолжительности разговоров абонентов: «Сотовые операторы вводят новые тарифные планы, которые предлагают существенные послабления по тарификации разговоров после определенной минуты. Эти меры направлены на увеличение APRU, но на самом деле могут поднять доходность с одного абонента незначительно».

По мнению экспертов, существенно повысить доходность операторы смогли, благодаря расширению неголосовых услуг и мобильных сервисов (VAS). «Чтобы развивать VAS, им пришлось вложиться­ в развитие транспортных каналов и технологий передачи данных. Уже сейчас у всех операторов, работающих в Ростове, есть WAP/GPRS, а тройка лидеров запустила и более совершенную технологию  EDGE»,  рассказывает Дмитрий Морозов. Роман Субботин говорит, что сейчас практически все модели телефонов, которые продаются в салонах сотовой связи, поддерживают современные мобильные технологии, и, по мере замены терминалов абонентами, VAS станет доступен всем активным пользо­вателям.

По информации IKS-Consulting, сейчас­ на неголосовые услуги операторов сотовой связи (SMS, MMS, мобильный­ контент, информационные услуги) приходится 15-20% доходов операторов. «Операторы сейчас придают все большее­ значение виртуальным сервисам. Это происходит на фоне общего снижения ARPU от голосовых услуг. Развивая это направление, в 2006 г. практически все операторы «большой тройки» стали активно взаимодействовать с провайдерами контент-услуг»,  говорит Кирилл Денисов, директор компании «Мобил-Юг».

Участники рынка признаются, что на неголосовые услуги возлагают большие надежды, но пока они не оправдываются. «Качество контента, который предлагают провайдеры, достаточно низкое. Поэтому большинство мобильных операторов стали запускать собственные проекты, делая ставку на эксклюзивный продукт»,  говорит Дмитрий Морозов. К примеру, «БиЛайн» в 2006 г. ввел сразу два проекта  кино и музыка  и теперь предлагает своим абонентам качественные лицензионные мелодии, фотографии и видеоклипы звезд мировой эстрады. «Мегафон» начал продвигать «Мобильное телевидение», предложив набор из нескольких эфирных и спутниковых телеканалов. А «МТС» готовит к запуску проект «Живой звук»  онлайн-магазин, где пользователи сети могут приобрести качественный музыка­льный контент.

Сотовые операторы стремятся к универсализации услуг

В ближайшем будущем, считают экс­перты, операторы сотовой связи будут развивать конвергентные услуги связи, например, мобильный интернет. «Сегодня мобильный интернет достаточно дорог, чтобы стать действительно массовым, хотя операторы уже сегодня стимулируют абонентов активнее его использовать. Наиболее популярным приложением будет просмотр электронной почты с мобильного телефона, поскольку доступ к ней необходим людям постоянно. Но массовой эта услуга если и станет, то не скоро, поскольку очень многие абоненты еще рассматривают свой телефон, в первую очередь, как средство голосовой связи»,  считает Маргарита Зобнина.

В 2007 г., по информации Министер­ства связи и информатизации РФ, в России начнут развивать новый стандарт связи на основе технологии 3G. По словам Романа Субботина, конкурс на распределение частот 3G будет проведен в первой половине следующего года, и все компании-участники «большой тройки» примут в нем участие. «Но это не значит, что все существующие операторы сразу перейдут к построению сетей в новом стандарте. Во-первых, это дорого и трудоемко, а во вторых, те возможности и скорости передачи данных, которые подразумевает 3G, преждевременны, ведь схожие с ними услуги, то же мобильное­ телевидение, можно реали­зовать и в стандарте GSM»,  уверен Дмитрий Морозов.

По мнению экспертов, сотовые операторы в ближайшее время начнут развивать и смежные с сотовой связью технологии: широкополосный интернет, Wi-Fi и Wi-Max, интерактивные услуги связи для абонентов проводной телефонии. «Это позволит сосредоточить в портфеле одной компании услуги, которые востребованы корпоративными клиентами, и за счет комплексного их предоставления увеличить доходность своего бизнеса»,  отмечает Дмитрий Морозов.

Вместе с тем, развитие беспроводных сетей нового поколения, может привести к конвергенции фиксированных и мобильных сетей. «В этом случае действительно стоит ожидать появления новых услуг, которые, с точки зрения потребителя, существенно изменят саму структуру использования телефонной связи»,  уверен Роман Субботин.

детали

Рынок неголосовых услуг будет расти
Источник: JSon&Partners.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.