Обзор:Провайдеры интернета
эксперты Григорий Бецков старший аналитик консалтинговой компании Json&Partners Михаил Ильченко генеральный директор компании «Электро-Ком Дон» («Спарк») Наталья Кривошеина директор по развитию усл
эксперты
Григорий Бецков
старший аналитик консалтинговой компании Json&Partners
Михаил Ильченко
генеральный директор компании «Электро-Ком Дон» («Спарк»)
Наталья Кривошеина
директор по развитию услуг широкополосного доступа в Южном и Северо-Кавказском регионе ОАО «ВымпелКом»
Михаил Монастырский
директор ЗАО «Цифровые Телефонные Сети Юг»
Максим Усачев
коммерческий директор ростовского филиала компании «Энфорта»
Алена Экономиди
руководитель пресс-службы Ростовского филиала ОАО «ЮТК»
Чем будут переманивать клиентов провайдеры друг у друга?
Какие перспективы у беспроводного интернета?
Участники рынка отмечают, что количество абонентов-юрлиц (сегмент В2В) в Ростове и области почти в три раза меньше, чем физлиц (B2C). При этом, по словам директора ЗАО «Цифровые Телефонные Сети Юг» (входит в ОАО «Комстар-ОТС») МИХАИЛА МОНАСТЫРСКОГО, объем потребления интернет-трафика у них примерно одинаков, с небольшим перевесом в сторону «физиков» (около 15% разницы). При этом ARPU (доход с одного абонента) в сегменте юридических лиц на порядок больше. «Средний чек» одного домохозяйства колеблется в пределах 300-800 руб. в месяц, тогда как с компании-абонента провайдеры получают от 3 до 8 тыс. руб. с одного рабочего места ежемесячно. С учетом корпоративного сегмента, считает г-н Монастырский, в 2008 году рынок в денежном выражении вырастет на 35-40%, достигнув $68 млн.
Провайдеры уверены, что в ближайшие годы рынок продолжит динамичный рост. «Сейчас в домах ростовчан стоит около 160 тыс. компьютеров — это примерно четвертая часть домохозяйств города. Из них к интернету подключено, по разным оценкам, не более половины, а уровень проникновения достигает всего 16%. Продажи ПК увеличиваются быстрыми темпами благодаря доступности приобретения (кредиты, рассрочки, скидки) и повышению доходов населения. Так что, налицо возможности роста. А если учесть опыт Европы, где интернет-аудитория уже давно может соперничать с телевизионной, то перспективы открываются просто огромные», — считает директор по развитию услуг широкополосного доступа в Южном и Северо-Кавказском регионе ОАО «ВымпелКом» НАТАЛЬЯ КРИВОШЕИНА.
Эксперты сходятся во мнении, что в 2009 г. объем рынка будет расти прежде всего за счет абонентов-физлиц. По их словам, сегмент В2В так или иначе уже охвачен интернет-доступом и уже исчерпал возможность экстенсивного развития. Этот сегмент растет за счет появления новых фирм-клиентов, смены технологии доступа в интернет. «ARPU увеличивается в результате повышения потребления трафика внутри компаний, которое связано, в первую очередь, с приходом на рынок крупных федеральных игроков. Для удовлетворения коммуникационных потребностей им необходимо подключение новых услуг, например, создание виртуальных частных сетей — VPN-технология, используемая для объединения в сеть распределенных офисов, магазинов и складов», — рассказывает г-жа Кривошеина.
Стремясь к экстенсивному развитию, некоторые ростовские провайдеры отмечают, что корпоративный сегмент им не интересен в принципе. «Наша компания ориентирована, скорее, на физических лиц — это приоритетное направление. На долю корпоративных клиентов приходится всего около 1% от общего числа абонентов. Прежде всего это связано с развитием сети преимущественно в «спальных» районах, где не так уж и много офисов», — говорит генеральный директор компании «Электро-Ком Дон» (бренд «Спарк») МИХАИЛ ИЛЬЧЕНКО.
Цена трафика снижается благодаря федеральным компаниям
За последний год в Ростове значительно подешевел безлимитный интернет. В некоторых компаниях его стоимость снизилась в два, а то и в три раза. Эксперты связывают это с несколькими факторами. «Абоненты стали потреблять трафика больше, а чем больше провайдеры покупают интернета, тем дешевле он им обходится. Это позволяет снижать тарифы», — считает руководитель пресс-службы Ростовского филиала ОАО «ЮТК» АЛЕНА ЭКОНОМИДИ. Г-н Монастырский считает, что один из факторов — снижение стоимости аренды магистральных каналов.
Все собеседники «ДК» среди прочих причин снижения стоимости интернет-трафика выделяют еще и ощутимое ужесточение конкуренции. Хотя общее количество интернет-провайдеров в Ростове, по сравнению с прошлым годом, осталось неизменным (сегодня около семи компаний оказывают услуги проводного интернета и порядка пяти — беспроводного), по признанию самих игроков, конкуренция стала гораздо жестче. Связано это с выходом на рынок крупных федеральных компаний: в ноябре 2007 года ОАО «Комстар-ОТС» объявило о покупке одного из лидеров местного рынка интернет-провайдинга — компании ЦТС, а в прошлом месяце с предложением ШПД на рынок вышел «ВымпелКом», в отличие от других ростовских провайдеров владеющий собственным магистральным каналом.
Среди ростовских провайдеров появилась неофициальная информация о том, что еще один крупный оператор — «Ростелеком», которому, по собственным оценкам компании, принадлежит около половины рынка магистральных каналов в ЮФО, рассматривает возможность выхода со своими услугами в сегмент физлиц. В «Ростелекоме» корреспонденту «ДК» эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. «Если это действительно так, у них просто нет шансов. «Ростелеком» не сможет в обозримые сроки построить сети доступа», — считает г-н Монастырский. Однако если проблему «последней мили» компании удастся решить, конкурировать с «Ростелекомом» провайдерам будет крайне сложно. Этот гигант без труда сможет предложить тарифы, например, в два раза ниже, чем у локальных провайдеров, или, при сохранении стоимости, в два раза увеличить скорость», — рассуждает Григорий Бецков.
Выход крупных игроков за пределы Москвы, замечают эксперты, — это общероссийская тенденция. «Крупные московские игроки видят, что рынок столицы уже насыщен, потому они идут в провинцию, где проникновение гораздо ниже. Данные компании обладают достаточными ресурсами для скупки малых и средних игроков в регионах, для прокладки своих магистральных каналов, что может позволить им получить большую долю рынка. В такой ситуации не пойти в регионы — просто грех», — комментирует г-н Бецков.
Эксперты отмечают еще несколько общероссийских тенденций, заметных на ростовском рынке: передачу аналогичных услуг двух и более компаний в холдинге в ведение одной из них, а также объединение всех услуг компаний холдинга под одним брендом.
Пример первой тенденции — компании ЦТС и «Стрим-ТВ», входящие в холдинг АФК «Система». «Система» в рамках консолидации активов решила передать свою «дочку» — «Стрим-ТВ» под управление другой «дочки» — «КОМСТАР-ОТС», от чьего имени в Ростове и работает ЦТС. По словам г-на Монастырского, это позволит уменьшить издержки и повысить прозрачность бизнеса. Однако и ЦТС, и «Стрим-ТВ» предоставляют услуги доступа к интернету, поэтому, по мнению экспертов, в скором времени стоит ожидать, что ЦТС возьмет себе абонентскую базу «Стрима». «Сейчас решается вопрос как, когда и в какой форме будут проходить преобразования», — говорит Михаил Монастырский.
Второй тренд также исходит от федералов. «ВымпелКом», объединившись с «Корбиной-Телеком» и «Голден-Телеком» (благодаря чему и стал возможен выход в сегмент B2C с ШПД), решил все услуги трех компаний предоставлять под брендом «Билайн». «Объединение различных брендов позволяет улучшить обслуживание клиентов, предложить им «принцип одного окна». Кроме того, уже разработаны и внедряются конвергентные услуги», — говорит г-жа Кривошеина. Эксперты считают такой шаг «ВымпелКома» вполне логичным, однако не уверены в его успехе. «Вполне разумно предоставлять сотовую связь и интернет под одним брендом. Однако будет ли это выгоднее, чем предоставлять их под разными именами — пока не понятно. Дело в том, что в России еще не было такого опыта», — отмечает Григорий Бецков.
Эксперты не отрицают возможности, что «Ростелеком», если все же решится на предоставление услуг доступа к интернету сегменту физлиц, пойдет по одному из этих путей: в Ростове уже работает ЮТК, которая, как и «Ростелеком», входит в холдинг «Связьинвест». «А возможно, компании станут работать по схеме взаимодействия МГТС и «Комстар-Директ» в Москве. Прямой конкуренции между ними нет — они предлагают различные тарифы и ориентируются на разную целевую аудиторию. Такая работа позволяет провести более глубокое проникновение на рынке», — полагает г-н Бецков.
Участники рынка считают, что в ближайшее время основным орудием борьбы за ростовского клиента останутся цена и скорость. Эта ситуация характерна для всех регионов, где интернет еще достаточно дорог по сравнению со столицей. «В долгосрочной перспективе на первое место выйдет контент и всякого рода дополнительные услуги», — считает Григорий Бецков. С ним согласны и сами игроки, некоторые из них (ЦТС и ЮТК) уже движутся в тенденциях рынка, развивая IP-TV.
Наряду с этим эксперты предрекают развитие борьбы в областных городах, где спрос на услуги доступа к интернету уже достаточно высок. Интересно, что в городах «третьего эшелона», помимо проводного интернета, уже сейчас выходит беспроводной. В конце сентября беспроводной провайдер «Энфорта», ориентирующийся на сегмент B2B, вышел в Таганрог. По словам коммерческого директора ростовского филиала компании МАКСИМА УСАЧЕВА, «Энфорта» намерена выходить и в другие города области, где есть спрос на услуги связи.
Однако, по мнению проводных провайдеров, у беспроводного интернета в обозримом будущем радужных перспектив нет. «Альтернативы оптике и меди пока что нет. В «Группе Комстар», например, WiMAX и Wi-Fi сейчас серьезно развиваются только в Москве. Это дополнительная услуга для абонентов, повышающая привлекательность основной, поскольку абоненты ценят мультисервисность. В Ростове вообще, в отличие от многих российских городов, большинство абонентов подключены к интернету по технологии ADSL. Проникновение ADSL для абонентов нашей компании вообще находится на уровне Москвы. Для рынка это уникальный результат», — замечает Михаил Монастырский.
Тем не менее, новые игроки приходят и на ростовский рынок. На прошлой неделе еще один федеральный провайдер Virgin Connect запустил в коммерческую эксплуатацию сеть WiMAX. Причем, компания нацелена и на сегмент физлиц. «Спрос на беспроводной интернет, конечно же, будет, однако только там, где нет проводного, и там, где он необходим — в сегменте юрлиц. Простым пользователям, имеющим в доме несколько обычных провайдеров, нет смысла подключаться к беспроводному», — считает г-н Бецков. По мнению эксперта, операторы беспроводного интернета смогут занять небольшую долю рынка, ориентируясь на сегмент B2B, а в некорпоративном сегменте их перспективы неопределенны.
Наталья Кривошеина считает, что будущее у беспроводного интернета все же есть. «Если интернет-контент будет разнообразным, качественным и доступным, спрос на беспроводной интернет будет. Особенно со стороны владельцев загородного жилья и дач, где проводного интернета пока нет», — считает она. Мобильные операторы здесь делают ставку на технологию 3G. Соглашаясь с ростом спроса на мобильный интернет, эксперты сомневаются, что эта технология сможет отъесть у «традиционных» способов передачи данных больше 3-4%.