Обзор:Фитнес-центры
По словам АНАСТАСИИ ЮСИНОЙ, генерального директора и владелицы компании «Страта Партнерс», последние три года российский рынок фитнес-услуг развивался рекордными темпами, прирастая ежегодно на 5
Игорь Иткин
генеральный директор сети «Спорт-Сити»
Елена Кацнельсон
директор СК «Фитнес Тайм»
Александр Мазовка
управляющий ФК «Лотос»
Михаил Плужников
владелец франшизы World Class и «ФизКульт» в Ростове-на-Дону
Анастасия Юсина
генеральный директор компании «Страта Партнерс» (Москва)
Как отразился кризис на рынке фитнес-услуг? Почему фитнес-центры переключаются на работу с частными клиентами?
Продолжат ли федеральные игроки региональную экспансию?
По словам АНАСТАСИИ ЮСИНОЙ, генерального директора и владелицы компании «Страта Партнерс», последние три года российский рынок фитнес-услуг развивался рекордными темпами, прирастая ежегодно на 50%. Все это время ростовский рынок не намного отставал от общероссийского — в последние годы его объем вырос почти на 40%. Однако период легкого подъема закончился, считают эксперты. В ближайшее время рынок фитнес-услуг из-за финансового кризиса ожидает резкий спад, который закончится затяжной стагнацией.
Объем ростовского рынка фитнес-услуг точно определить сложно из-за его непрозрачности. По приблизительным оценкам, он может достигать 280-300 млн руб. в год. Рост рынка в первой половине 2008 г. составил не менее 30%, полагают эксперты. По их мнению, он происходил за счет наращивания дополнительных услуг и развития уже присутствующих на нем игроков. Так, например, в начале прошлого года был открыт 25-метровый бассейн в клубе «Физкульт», SPA-центр Wellness в World Class, благодаря чему клиентская база этих проектов выросла на 30–40%.
По мнению собеседников «ДК», за прошедший год общее количество игроков на рынке финтес-услуг Ростова практически не изменилось. По оценкам управляющего ФК «Лотос» АЛЕКСАНДРА МАЗОВКИ, на данном этапе в городе работает порядка 80 фитнес-клубов, без учета полуподвальных «качалок». МИХАИЛ ПЛУЖНИКОВ, владелец франшизы World Class и «ФизКульт» в Ростове-на-Дону, предлагает следующую классификацию игроков рынка: «Есть большие клубы премиум-формата, фитнес-клубы демократического и middle-формата, а также небольшие фитнес-студии и качалки». Согласно опросу «ДК», в числе лидеров рынка — такие федеральные сети, как World Class и «ФизКульт» (корпорация World Class), фитнес-клубы Orange и City Fitness (ГК Страта Партнес). Среди местных игроков эксперты выделяют сети «Спорт-Сити» (четыре клуба) и «Олимпия» (три клуба).
Порядка 60% от общего числа потребителей фитнес-услуг Ростова приходится на среднеценовой сегмент, в котором работает порядка 4-5 клубов и около 25 фитнес-студий и залов. Порядка 10% клиентов приходится на сегмент «премиум», где сейчас прочно обосновался World Class. Представители «Страта Партнерс» к этому сегменту относят также свою сеть Orange.
В сентябре прошлого года была запущена первая очередь (2 тыс. кв. м) проекта «Фитнес Тайм». Ростовские бизнесмены, реализующие этот проект, объявили, что новый фитнес-центр будет ориентироваться на премиум сегмент. Однако остальные игроки рынка утверждают, что по уровню сервиса, оборудования и квалификации персонала проект скорее может быть отнесен к фитнес-индустрии класса «middle». «Это подтверждает и ценовая политика этого фитнес-центра, — говорит г-н Плужников. — Если годовой абонемент у нас стоит более 40 тыс., в Orange — 30 тыс, то в «Фитнес Тайм» — всего 16 тыс. рублей. Конечно, сегмент определяется не только ценообразованием — качест- во услуг, уровень сервиса у них также не соответствуют четким общемировым стандартам класса премиум». Директор СК «Фитнес Тайм» ЕЛЕНА КАЦНЕЛЬСОН с экспертами не согласна: «Несмотря на более демократичную ценовую политику, мы будем стремиться к «премиуму» за счет качества обслуживания, широкого перечня услуг и развитой инфраструктуры после завершения второй очереди проекта в 2009 году», — отметила она. Но даже если «Фитнес Тайм» достигнет желаемого уровня и будет работать в сегменте «премиум», ожесточенной конкуренции в этой нише ожидать не стоит, уверены участники рынка. По мнению Михаила Плужникова, Ростову нужно порядка 3-4 крупных проектов премиум-класса. «Безусловно, в Ростове есть несколько местных игроков, претендующих на сегмент «премиум», — полагает г-н Мазовка. — Но позиционировать себя таким образом не имеет смысла при соседстве со столичными компаниями, которые постоянно повышают уровень обслуживания. Проще стремиться быть успешным клубом среднего ценового сегмента, имея при этом высокую посещаемость».
Как отмечает ИГОРЬ ИТКИН, генеральный директор местной сети «Спорт-Сити», если в первом полугодии рынок фитнес-услуг находился в стадии постоянного роста, то в начале второго полугодия динамика прироста начала замедляться, а к октябрю и вовсе остановилась. «Из-за финансового кризиса большинст- во компаний стало урезать расходы на социальные пакеты и дополнительные бонусы для сотрудников. В результате осенью прошлого года произошло резкое снижение количества корпоративных клиентов практически у всех фитнес-клубов. И к концу года мы поняли, что корпоративных клиентов почти не осталось», — констатировал г-н Иткин. Михаил Плужников отметил, что World Class — один из немногих, кому удалось сохранить почти всех корпоративных клиентов: «Весь прошлый год их число росло пропорционально росту клиентской базы, а их удельный вес составил на конец года 21% от общего клиентского портфеля». Однако г-н Плужников также ожидает сокращения числа корпоративных продаж в 2009 г. — на 40%. Что касается частных клиентов, то значительного их оттока (если не считать сезонный спад в период новогодних праздников) не наблюдалось, отмечают большинство опрошенных игроков рынка. Объясняют это эксперты по-разному. Александр Мазовка полагает, что произошел переход клиентов в более низкий ценовой сегмент. «Тем самым количество клиентов у среднего сегмента сохранилось на прежнем уровне, компенсировав уход клиентов, решивших вообще отказаться от потребления фитнес-услуг в связи с кризисом», — сказал г-н Мазовка. С его наблюдениями согласен и Игорь Иткин: «Люди сейчас не готовы платить за имидж и престиж фитнес-центров и стараются сэкономить деньги, не отказываясь от здорового образа жизни». Однако оба эксперта подчеркнули, что их наблюдения пока нельзя назвать четкой тенденцией. Михаил Плужников, в свою очередь, считает, что оттока клиентов из «премиума» нет: «Продажа членства в World Class равномерно росла в течение всего года, с некоторым замедлением в ноябре. В декабре динамика спроса выровнялась».
Еще одной тенденцией ушедшего года эксперты назвали падение продаж годовых клубных карт. «Большинство клиентов фитнес-центров стали приобретать клубные карты на месяц, поэтому процент продаж годовых карт по сравнению с «розницей» незначителен, несмотря на то, что они куда более выгодны», — говорит Елена Кацнельсон. С коллегой согласился и г-н Плужников: «В ноябре мы отметили снижение продаж годовых карт в пределах 20%, но в декабре, за счет введения новых программ, динамика продаж была восстановлена».
Как и на многих других рынках, в сложившихся экономических условиях крупные провайдеры фитнес-услуг сегодня затрудняются делать какие-либо прогнозы по развитию ситуации на своем рынке. «Если следовать оптимистичному сценарию, то в течение ближайшего года продажи годового членства в наших фитнес-клубах должны вырасти примерно на 5%, дополнительных услуг — на 10%. Согласно пессимистичному — показатели по годовым картам упадут на 15%, а по дополнительным услугам сохранятся на достигнутом уровне», — выразил свое мнение г-н Плужников.
Потеряв корпоративных клиентов, многие игроки рынка в ближайший год будут делать ставку на привлечение и удержание «частников», считают эксперты. «Развивать корпоративные продажи сейчас — утопия, — делает вывод Игорь Иткин. — Поэтому, безусловно, компании будут бороться за физических лиц, стараясь их заинтересовать как шлифовкой качества услуг, так и эксклюзивными предложениями. Мы, например, в этих целях в октябре открыли уникальный для Ростова тренажерный зал по горнолыжному спорту». Также зарабатывать игроки планируют на дополнительных услугах. По словам Михаила Плужникова, из-за кризиса произошло увеличение спроса на SPA-процедуры, косметические услуги, спортивные игры и т.д. «Это связано с потребностью многих потенциальных клиентов в полноценном качественном отдыхе без выезда из города», — полагает он. По его словам, в общем обороте компании World Class в течение 2008 г. дополнительные услуги составляли порядка 50%. При этом в течение года их стоимость выросла на 15%.
Елена Кацнельсон также в ближайший год планирует сделать ставку на дополнительные услуги игровой и wellness-направленности. В ближайшие месяцы в «Фитнес Тайме» помимо обычного, появится лазерный сквош, а также биль- ярд. «Мы планируем открыть аэро-фито-кабинет, расширив перечень уже развивающихся у нас SPA-услуг, — добавила она». Таким образом, по ее словам, «Фитнес Тайм» будет позиционироваться как место, где клиенты смогут получить комплекс услуг: занятия фитнесом, спортивные игры, отдых и уход за собой.
По мнению игроков рынка, кризис сыграет на руку работодателям, позволив привлекать квалифицированный персонал за более умеренную плату, чем раньше. Новые экономические условия также повлияют на политику продвижения. Большинство игроков рынка фитнес-услуг говорят о снижении затрат на маркетинговые мероприятия и рекламу. «Мы будем искать новые формы продвижения — менее затратные, но более результативные», — говорит Анастасия Юсина. Игорь Иткин планирует отказаться от рекламы в глянцевых изданиях и размещать рекламу только на недорогих медианосителях: радио, интернет. «Также будем отдавать предпочтение кросс-маркетингу как экономичному, но эффективному методу продвижения», — рассуждает он. Примерно такой же политики собираются придерживаться и другие участники рынка. «Мы, как новый игрок на рынке, не можем себе позволить значительно экономить на рекламе, но сейчас мы активно пытаемся сотрудничать с различными магазинами и заведениями по системе кросс-маркетинга», — добавила Елена Кацнельсон. А Андрей Мазовка считает необходимым отказаться от наружной рекламы, отдав предпочтение печатным СМИ и радио.
Эксперты оказались единодушны в своих планах по ценовой политике на ближайшие годы. Никто из игроков не собирается повышать оплату своих услуг. Но и снижать цены игроки рынка не готовы. «Серьезное снижение цен может привести к потере рентабельности, — выразил общее мнение Игорь Иткин, — поскольку расходная часть растет ежегодно: повышаются арендные ставки, тарифы на коммунальные услуги. Но, конечно, будем следить за тенденциями в покупательском поведении». Анастасия Юсина также не видит оснований для снижения цен по тем же причинам. «Сейчас снижать стоимость услуг можно только за счет сокращения маржинальности или работы в убыток. А это путь в никуда», — резюмировала она.
Если до лета 2008 г. компании были ориентированы на рост и развитие, то с начала осени все обратили внимание на себестоимость и эффективность, отмечают собеседники «ДК». «Легко быть лидером на растущем рынке, — замечает г-жа Юсина. — И сложно продолжать расти в условиях кризиса». Как отмечает Александр Мазовка, для местных игроков новые экономические условия могут иметь и положительные стороны. «Кризис покажет истинное положение вещей, расскажет о кредитных историях игроков рынка, — считает он. — И федеральные компании будут развиваться с большей осторожностью, отложив экспансию в регионы на ближайшие несколько лет. Это даст некоторым игрокам бонус в виде возможности укрепления позиций на рынке, поскольку у большинства мест- ных компаний нет особых проблем с заемными средствами». С его мнением согласен и Игорь Иткин: «В ближайшие два года в Ростов не станут заходить федеральные компании. Они, скорее всего, ограничат свое развитие Москвой и Питером». По словам Михаила Плужникова, федеральным компаниям сейчас действительно не до экспансии на региональные рынки. «Поэтому более актуальными останутся франчайзинговые партнерства, как наиболее гибкие и совершенные механизмы».