Обзор: Страховые компании - 13.03.2006
эксперты Сергей Демин исполнительный директор ростовского филиала Военно-страховой компании Сергей Денисенко директор ростовского филиала компании «Ренессанс Страхование» Наталья Державец испо
Сергей Демин
исполнительный директор ростовского филиала Военно-страховой компании
Сергей Денисенко
директор ростовского филиала компании «Ренессанс Страхование»
Наталья Державец
исполнительный директор Северо-Кавказского филиала ОАО «Страховое общество ЖАСО»
Юрий Колесников
генеральный директор страховой группы «Адмирал»
Наталья Рябинина
заместитель директора акционерной страховой компании «Аскоралес»
Людмила Сенькина
руководитель Ростовской межрегиональной инспекции страхового надзора
Алла Черткова
генеральный директор ОАО СК «ЭНИ»
Как меняется интерес к страховым продуктам?
Почему столичные страховщики хотят приобрести местных игроков?
Ростовчан не коснулись прошлогодние потрясения, связанные с массовым отзывом лицензий, громкими поглощениями региональных игроков, банкротствами ОСАГОвцев и разоблачением «зарплатных схем». Причина тому – состав игроков. В Ростове уже к началу прошлого года почти не осталось мелких страховых компаний (СК), их естественное вымывание практически завершилось к середине года. Крупных ростовских страховщиков представляют либо кэптивные в прошлом компании, либо фирмы, чьими основными акционерами были и остаются крупные бизнес-игроки. Большинство фирм работают с начала-середины 90-х, имеют филиальные сети, продуманную стратегию, отработанные бизнес-технологии, финансовую репутацию, высококвалифицированный управленческий аппарат, большое количество страховых агентов. С одной стороны, все это обеспечивает стабильность и рост, с другой – делает их лакомым куском для крупнейших федеральных игроков, стремящихся к присутствию в регионах.
По данным Ростовской инспекции страхового надзора, в городе действует 15 региональных и 119 иногородних филиалов компаний. За 2005 г. численность местных СК изменилась незначительно: ФССН отозвала только одну лицензию – у СК «Берег». ЛЮДМИЛА СЕНЬКИНА, руководитель Ростовской межрегиональной инспекции страхового надзора считает, что местный рынок страховых услуг – наиболее объемный и динамично развивающийся на юге России. Ее мнение основано на статистике: на донских страховщиков приходится более 35% всех поступлений и более 37% выплат на территории ЮФО. Только во втором полугодии 2005 г. объем страховых услуг в области вырос на 61%.
Область занимает лидирующее место по уровню развития именно местной страховой инфраструктуры. Здесь действует 38% всех региональных компаний и только 16% инорегиональных филиалов всего ЮФО. Местные игроки имеют значительную долю в общем объеме страховых услуг: 44,7% сборов по всем видам обязательного и добровольного страхования. А в обязательном медицинском страховании (ОМС) пять ростовских компаний обеспечивают почти 60% от всего объема рынка ОМС.
Выход на рынок совершенно новых игроков эксперты считают маловероятным из-за высокого порога вхождения. Например, требования к капиталу СК, занимающихся страхованием жизни, – 20 млн руб., перестрахованием – 40 млн руб. И эти требования, скорее всего, повысят со следующего года в два раза.
Также страховой бизнес имеет низкую рентабельность. Исполнительный директор ростовского филиала Военно-страховой компании СЕРГЕЙ ДЕМИН определяет его доходность в 3-5%. Поэтому все изменения на рынке происходят за счет перестановки сил уже действующих компаний. Пятерка лидеров в универсальном страховании и тройка лидеров в ОМС неизменны на протяжении уже нескольких лет. «Еще недавно, пару лет назад, в Ростове действовало 30 местных компаний, – говорит ЮРИЙ КОЛЕСНИКОВ, генеральный директор «Страховой группы «Адмирал». - Те, кто ушел, сделали это незаметно для рынка, по объективным причинам: за ними не было ничего – ни клиентов, ни технологий, ни персонала, ни финансовых активов, на базе которых можно было бы все это создавать. По этим же причинам они не давали повода для покупки их более крупными компаниями. В свое время мы хотели купить компанию «Здоровье», чтобы развивать ОМС, но посмотрели – мы ничего не покупаем, кроме лицензии и юрлица – и отказались».
В 2005 г. продолжился рост филиальной сети иногородних страховых компаний. По словам СЕРГЕЯ ДЕНИСЕНКО, директора ростовского филиала компании «Ренессанс Страхование», в Ростове прирост филиалов крупных страховщиков составил порядка 100% (по данным регионального страхнадзора, число филиалов выросло до 119 против 68 в 2004). Г-н Денисенко говорит, что в прошедшем году стало очевидно, что региональные страховые компании не выдерживают конкуренции с крупными нерегиональными страховщиками: «Прирост по сравнению с 2004 г. составил 47-50% (по региональным компаниям) и 140% (по региональным филиалам крупных страховщиков)».
Ростовские эксперты считают, что пока действия филиалов не сильно отразились на положении местных страховых компаний, так как новые игроки делали упор на развитие малоосвоенных ниш – добровольное личное и имущественное страхование. Но, учитывая, что сегодня эти виды считаются наиболее перспективными и прибыльными, не говоря уже об их нарастающей массовости, федералы сделали серьезную заявку на долю рынка в будущем. Доказательством верности таких прогнозов может послужить пример с ОСАГО: если в первом полугодии 2004 г. в объеме собранных премий соотношение долей местных страховщиков и филиалов было 53% к 47%, то по итогам этого года соотношение стало 16% к 84%.
По мнению экспертов, залог успеха в страховом бизнесе – правильно и вовремя определить те виды страхования, которые будут динамично развиваться. В соответствии с этим нужно формировать портфель и выстраивать стратегию развития.
2005 г. прошел под знаком ОСАГО, но по сравнению с 2004-м скорее с «минусом». «ОСАГО показало свои коготки: те компании, в портфеле которых доля этого продукта превысила 50-60%, столкнулись с ситуацией, близкой к банкротству», – говорит Сергей Демин. Юрий Колесников утверждает, что ОСАГО в каком-то смысле сыграло решающую роль в определении дальнейшего развития рынка: «Я сужу о рыночности компаний по объемам собранных премий по ОСАГО. Чем они выше, тем рыночнее компания. Первоначальные условия были для всех равные, ну, кроме, может быть, СКПО, близкого к МВД, или Росгосстраха, где брали массовостью. Сборы выявили, насколько развиты в компаниях филиальные и агентские сети. К этому подтягиваются и остальные новые перспективные виды страхования. Именно эти факторы и будут определять в дальнейшем успехи той или иной компании».
Игроки называют несколько наиболее перспективных продуктов, которые начали развиваться в прошлом году, и в 2006 темпы их роста будут увеличиваться, а конкуренция – нарастать. В первую очередь, это «АВТОКАСКО» (за счет массового кредитования на покупку автотранспорта). Расстановка сил в этом виде страхования еще не завершилась. Сергей Демин рассказывает: «В этом сегменте тенденцию определили ростовские автосалоны, следуя примеру москвичей, которые пришли к этому несколько раньше. Они, наконец, поняли, что не нужно устраивать бал кредитующих банков и страховщиков, когда сидит по десятку агентов с обеих сторон и на все руки кредитуют и страхуют. Это была уже не конкуренция, а драка. Банки уже нивелировали условия, к тому же пришли и страховщики: тарифы не могут быть ниже уровня убыточности».
На примере автострахования хорошо прослеживается тенденция к созданию стойких связей между страховщиками и банками. «Это естественно, – считает НАТАЛЬЯ ДЕРЖАВЕЦ , исполнительный директор Северо-Кавказского филиала ОАО «Страховое общество ЖАСО». – Если говорить о страховых продуктах, используемых в тандеме с банковскими, то банки, конечно же, заинтересованы работать с ограниченным кругом СК, в которых они уверены, которые доказали свою надежность и стабильность, имеют опыт и высокий финансовый авторитет, большие собственные средства и сформированные страховые резервы».
Вообще, тенденции развития банковских услуг оказывают очень мощное влияние на развитие страхового рынка. Юрий Колесников определяет эти векторы: «Это, в первую очередь, страхование ипотечных рисков. Основания, я думаю, понятны: есть президентская программа «Доступное жилье», ипотечные программы очень активно развивают банки и крупные риэлторы. Темпы роста этого направления уже показывают, что выбор сделан правильный. Рост по сравнению с 2004 г. в нашей компании составил 8,5 раз. Перспективными мы также считаем страхование финансовых рисков – факторинговые операции, лизинговые сделки, всевозможные виды кредитования».
Вслед за банками страховщики обратили свои взоры и на работу с физическими лицами. Сергей Денисенко уверен, что это объективный процесс: «Как известно, в цивилизованных странах доля добровольного страхования намного выше обязательного. Мы же сейчас можем говорить о соотношении 70% к 30%. Из преобладающего процента обязательных видов страхования 25-30% – ОСАГО и около 40% – ОМС. Безусловно, в ближайшее время произойдет увеличение доли добровольных видов страхования».
АЛЛА ЧЕРТКОВА, генеральный директор ОАО СК «ЭНИ», говорит: «Самые большие неосвоенные пласты лежат в сфере личного добровольного, накопительного страхования. Деньги у людей лежат неподъемные. Они озабочены и жилищем, и имуществом, и будущим своих детей, и здоровьем. Для каждого можно предложить свой продукт. Другое дело, что эти виды страхования затратны: нужно посетить буквально каждого потенциального страхователя. Что требует наличие обширной сети агентов, которых не хватает. Всегда надо иметь возможность подготовить своих агентов, не надеяться на пришлых. Конечно, все это под силу только крупным компаниям».
А Наталья Державец осторожна в прогнозах темпов развития страхования физических лиц: «Вспомните советские времена: когда страховые агенты ходили по домам и предприятиям, они не встречали отпора. Но наследие советской страховой системы двояко: с одной стороны – уникальные специалисты, за которых дрались и дерутся до сих пор, с другой – подорванный авторитет к страхованию вообще, особенно к долгосрочному накопительному. Расхлебывать это придется еще не один год, и здесь многое зависит не только от страховщиков и их «стажа», но и от экономической стабильности в стране в целом».
Наибольшие разногласия среди экспертов связаны с тенденцией к укрупнению компаний. Эти процессы коснулись в 2005 г. и ростовских крупных игроков: Росгосстрах-Юг объявил о своем желании «прикупить» ОМС (по выражению Сергея Демина) в лице одного из двух крупнейших медицинских страховщиков – компании «Айболит». А другой крупный федеральный игрок – СК «Ренессанс Страхование» – включил СГ «Адмирал» (безусловного лидера региона по всем видам обязательного и добровольного страхования, кроме ОМС) в число самых привлекательных и вероятных кандидатов на возможную покупку или слияние в 2006 г.
Все игроки признают, что интеграционные процессы неизбежны: во-первых, наиболее перспективные виды страхования требуют от СК развитой инфраструктуры, больших капиталовложений и высокого профессионализма. Во-вторых, эксперты отмечают растущую угрозу извне: предстоящее вступление России в ВТО неизбежно приведет на рынок крупных иностранных страховщиков. Но сроки процесса укрупнения и перспективы ростовских компаний игроки оценивают по-разному.
Сергей Демин: «Страховой рынок в стране, и в Ростове в том числе, озабочен сейчас одной проблемой: кому продаться и в какой момент. Сейчас предлагают дешево, но никто не знает, будет ли дороже. Объем всего российского страхового рынка равен оборотам одной крупной немецкой или американской СК. Придя в Россию и принеся «куриные окорочка» в виде своих тарифов, такая может моментально поглотить этот рынок».
Юрий Колесников не отрицает, что получает предложения о продаже регулярно на протяжении семи-восьми лет, но считает, что пока ростовским крупным игрокам не следует спешить: «Все заметные игроки получают предложения об объединениях от крупных московских компаний. Активнее всего работают с медицинскими страховыми компаниями. Пример – «Айболит», да и у Эстрина в «Панацее» постоянно появляются ходоки. Что касается немедицинского сектора, то и здесь будет происходить укрупнение, лидеры станут концентрировать все большую долю рынка. Сегодня реально делают погоду на рынке три-пять компаний. Дистанция между ними и остальными будет все больше увеличиваться. И я не думаю, что в ближайший год-два процесс поглощения будет носить массовый характер, потому что на подъеме никто бизнес не продает».
Игроки называют несколько возможных сценариев развития «противостояния» ростовских и столичных игроков. НАТАЛЬЯ РЯБИНИНА, заместитель директора акционерной страховой компании «Аскоралес», говорит, что многие московские компании демпингуют. Она убеждена, что, вытеснив с рынка небольшие компании, они снова повысят тарифы.
Юрий Колесников называет два наиболее перспективных плана по захвату региональных рынков: один из них – присоединение региональных компаний, имеющих потенциал для развития массовых продаж. Для этого сценария важна не столько величина компании, сколько ее технологии, каналы продаж. Второй путь – создание холдинга, который объединит компании, специализирующиеся на разных видах страхования. По мнению Юрия Колесникова, второй путь обеспечивает большую стабильность за счет диверсификации бизнеса.
Алла Черткова настроена оптимистично: «Я думаю, что оставшимся крупным компаниям в ближайшие пять лет – за 10 говорить не берусь – реально устоять. Хотя в федеральном масштабе они мелкие. А вот крупные российские сетевые компании, на мой взгляд, смогут устоять даже перед экспансией зарубежных игроков. И именно из-за специфики российского рынка. Ведь многие продукты, актуальные для нас, для них уже неинтересны».