Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Обзор: Сотовый ритейл - 09.06.2008

Юрий Бочаров коммерческий директор сети «Сезам» Михаил Бурмистров руководитель отдела аналитики информационно-консалтинговой компании INFOLine Сергей Давыдов директор Южного макрорегиона Группы ком

На рынке сотового ритейла Ростова затишье и стагнация. После его передела в 2006 году к настоящему времени в городе так и не появилось заметных игроков, ни одна сеть не приложила сверхусилий для аннексии заметной доли рынка. По мнению экспертов, основная причина этому — низкая рентабельность данного вида бизнеса 4–5% годовых, чрезвычайно малая для розничной торговли.эксперты

Юрий Бочаров
коммерческий директор сети «Сезам»
Михаил Бурмистров
руководитель отдела аналитики информационно-консалтинговой компании INFOLine
Сергей Давыдов
директор Южного макрорегиона Группы компаний «DИКСИС»
Анна Дергунова
маркетолог компании «Ростовская корпорация связи»
Александр Ерофеев
директор по фирменной рознице компании Nokia в России
Людмила Игнатьева
PR-директор сети магазинов мобильной связи «Телефон.Ру»
Александр Кравченко
франчайзинговый партнер сети «Цифроград» в РО
Вячеслав Регида
коммерческий директор ЗАО «Бета Линк» в ЮФО

Как сотовые ритейлеры пытаются удержать падающую рентабельность бизнеса?
Почему сети салонов связи начинают активно выходить в областные города?
Зачем мобильным операторам свои салоны по продаже телефонов?
В феврале этого года группа компаний «DИКСИС» провела ре- структуризацию, в результате которой был сформирован макрорегион «Южный» с центральным офисом в Ростове-на-Дону и допофисом в Краснодаре, объединивший 193 магазина компании в ЮФО. Ранее подобную региональную реструктуризацию провели сотовые ритейлеры «Евросеть» и «Телефон.ру».

«Уже сегодня можно говорить о том, что проведенная реорганизация позволила нам достичь более высоких показателей эффективности работы. Мы сумели значительно оптимизировать бизнес-процессы, более эффективно использовать логистические и складские ресурсы, сократить лишние издержки и повысить управляемость», — говорит директор Южного макрорегиона ГК «Dиксис» Сергей давыдов. По мнению руководителя отдела аналитики информационно-консалтинговой компании INFOLine МИХАИЛА БУРМИСТРОВА, структурные изменения в компаниях проходят в рамках общей консолидации рынка сотовой связи, на котором все четче обозначается тенденция к вытеснению мелких игроков с рынка и переходу крупнейших федеральных сетей к макрорегиональной модели управления своим бизнесом.

Местные игроки довольствуются десятью процентами рынка

Как отмечают эксперты, сейчас рынок насыщен — в 2006–2007 гг. со сцены ушли почти все местные игроки («Диксис» приобрела местный «Мобайл», ростовская сеть салонов связи «Перекресток» купила франшизу и вошла в федеральный «Цифроград»), а федеральные — перераспределили доли («Евросеть», в частности, поглотила «Ультру» и «Техмаркет») и избавились от нерентабельных точек, перегревавших рынок. 2007 год прошел относительно спокойно: ни один игрок не показал заоблачного роста либо катастрофического падения оборотов, в среднем по рынку обороты колебались от +25 до -25%. Причем, как говорят эксперты, эти цифры не свидетельствуют о росте или упадке той или иной сети — скорее, игроки просто реструктуризируются, меняют дислокацию торговых точек или апробируют новые рыночные механизмы. В целом, объем рынка мобильных телефонов вырос примерно на 10–12%, а наи-больший рост оборота от продажи сотовых телефонов, согласно исследованию «ДК», — 108,3% в прошлом году показал единственный крупный местный игрок — «Сезам». Коммерческий директор этой сети ЮРИЙ БОЧАРОВ объясняет это большим количеством новинок, представленных в прошлом году компанией Nokia, фирменные магазины которой в городе принадлежат «Сезаму». «В 2007 году мы окончательно поняли, что пик продаж происходит не в определенный сезон, не в праздники, а во время презентаций новых моделей телефонов, причем важно, чтобы по функционалу эти телефоны превосходили своих предшественников, — говорит г-н Бочаров. Несмотря на такой рост «Сезама», доля местных игроков осталась, по мнению экспертов, неизменной — им принадлежит, по словам Сергея Давыдова, не более 10% рынка. «Рост рынка сотового ритейла замедляется, однако и прошлый год, и, вероятнее, текущий, рынок завершит в «плюсе», — говорит ЛЮДМИЛА ИГНАТЬЕВА, PR-директор сети магазинов мобильной связи «Телефон.Ру». — Пока растет объем продаж телефонов и в штучном выражении, и в денежном. При этом в денежном выражении динамика более активная, поскольку средняя стоимость проданного телефона тоже растет. Рост спроса на аксессуары связан с несколькими причинами. Во-первых, производители научились придумывать продукты, интересные потребителю, во-вторых, спрос на аксессуары стимулируется отделами продаж компаний с помощью мерчендайзинга, мотивации продавцов. Растет и доля дорогих технологичных аксессуаров (карты памяти, bluetooth-гарнитуры и тп.), хотя наиболее продаваемыми аксессуарами по-прежнему остаются чехлы, брелоки, шнурки, сумочки стоимостью 50–150 руб.».

Несмотря на уход с рынка ряда сильных игроков, оставшиеся по-прежнему жалуются на низкую рентабельность, составляющую в среднем по рынку около 4–5%. Впрочем, по словам одного из собеседников «ДК», говорить о средней рентабельности бизнеса в сотовом ритейле в принципе некорректно. «Доходность салона зависит от многих факторов — месторасположения, площади, товарного ассортимента, — говорит он. В один магазин можно вбухать миллионы и через несколько месяцев закрыть, а другой и вложений больших не потребует, и окупится за год», — говорит эксперт. Его слова подтверждает франчайзинговый партнер сети «Цифроград» в Ростове АЛЕКСАНДР КРАВЧЕНКО: «У меня есть знакомые бизнесмены, занимающиеся сотовым ритейлом — рентабельность их магазинов нулевая. У них есть другие прибыльные бизнесы, а продавать телефоны им просто нравится, так что же теперь говорить о том, что сотовый ритейл вообще бесприбыльный?».

По данным экспертов, большую часть прибыли — до 60–65% — салонам приносит продажа мобильных телефонов, а наиболее быстро растут продажи моделей с широкими функциональными возможностями в ценовом диапазоне $400–500. «Это связано, прежде всего, с тенденцией к вытеснению мобильными телефонами ноутбуков, фотоаппаратов, плееров: с телефоном человек встает и идет на пробежку, слушая радио или музыкальную запись, приходя на работу просматривает записную книжку и получает письма на почту, лучшие моменты отдыха фотографирует на камеру. Другой причиной является «вторичность» российского рынка в целом и ростовского в частности — потребители сейчас покупают свой второй или третий телефон, и уже не ограничиваются бюджетной моделью, то есть не покупают то, что у них уже было», — говорит Юрий Бочаров.

Операторы рынка перемещаются в область

Чтобы повысить рентабельность своего бизнеса, сотовые ритейлеры вводят дополнительные услуги и осваивают рынки небольших городов Ростовской области. «Мы решили сконцентрироваться на области — здесь несколько ниже конкуренция, а платежеспособный спрос приближается к столичному», — говорит АННА ДЕРГУНОВА, маркетолог «Ростовской корпорации связи». Интерес к небольшим городам она объясняет также отличной от Ростова структурой покупательского спроса. «Здесь, к примеру, гораздо выше доля первой покупки телефона — в основном, за счет детей школьного возраста. Не столь велик интерес к дорогим моделям и новинкам, высока доля постоянных покупателей — до 50%. Все это, в целом, заметно облегчает ведение бизнеса», — полагает г-жа Дергунова. «В 2007 году наши салоны появились в Каменске-Шахтинском, Сальске и Волгодонске, — рассказывает региональный директор крупной компании, занимающейся мобильной розницей. — Ни в одном из этих городов, учитывая очень привлекательные места размещения мы не вышли за пределы 300 тыс. руб. инвестиций в один салон, при том что, грубо говоря, аналогичная точка в Ростове может обойтись раз в 10 дороже». По словам эксперта, оборот салонов в тех же Шахтах выше, чем в некоторых ростовских и, с учетом низких арендных ставок, бизнес там гораздо прибыльнее. В будущем компания может вообще выйти из Ростова и сконцентрировать усилия на рынках городов Ростовской области. Еще один плюс области, по словам участников рынка, в более высокой доле оплаты мобильной связи через сотовые салоны. «В Ростове сейчас на каждом углу стоит платежный терминал, в других донских городах этот сегмент еще не заполнен. Сказывается и консерватизм местных жителей: даже с появлением альтернативных каналов оплаты они предпочитают класть деньги на счет в салоне или здесь же покупать карты», — говорит эксперт. Падение мобильных платежей в результате развития сетей уличных терминалов в Ростове отметили все игроки рынка. Стремясь компенсировать потери от мобильных платежей, сотовые ритейлеры начинают оказывать банковские, страховые услуги, принимать коммунальные и кредитные платежи, продавать авиабилеты. Однако, по мнению Александра Кравченко, оказание сотовиками подобных допуслуг бесперспективно. «Если рентабельность салонов низкая, допуслугами ситуацию не спасешь — надо уметь продавать телефоны. В прошлом году мы пробовали оказывать услуги приемов коммунальных и кредитных платежей, но после ряда жалоб на задержки отказались от этой идеи — каждый должен заниматься своим делом, все отрасли экономики в целом стремятся к специализации»,— считает Кравченко.

Серьезным дополнительным заработком для сотовых ритейлеров остается продажа цифровой техники — фотоаппаратов, КПК, DVD-проигрывателей, MP-3 плееров, почти все игроки постепенно увеличивают ее долю в собственном ассортименте. «Мы понимаем, что ломать стереотипы пока удается с трудом — потребитель, в основном, ходит за этим товаром в магазины бытовой техники», — признается ВЯЧЕСЛАВ РЕГИДА, коммерческий директор ЗАО «Бета Линк» в ЮФО. Однако у нас есть конкурентное преимущество перед ними — более квалифицированный в техническом отношении персонал, и профессиональные консультации рано или поздно позволят сотовым салонам забрать этот сегмент себе. В целом же, доля «цифры» растет по всем сетям и мне она видится даже более привлекательной и перспективной, чем сотовые телефоны».

В Ростове будет больше монобрендовых магазинов

Как отмечают эксперты, одной из важных тенденций последнего года стал выход на рынок сотового ритейла операторов связи. «В этом отношении российский и ростовский рынки идут по общеевропейскому пути: в развитых странах практически 100% рынка розницы мобильных телефонов занимают брендированные салоны операторов связи — к этому, по моему мнению, придет и Россия, не зря ведь постоянно возникают слухи о заинтересованности операторов большой тройки в покупке той или иной федеральной розничной сети», — говорит Вячеслав Регида. По мнению г-на Региды, операторы сейчас даже зарабатывают на продажах сотовых телефонов, хотя предназначение таких магазинов несколько иное. «С помощью салонов, где можно купить телефон и аксессуары оператору легче продать свои специализированные продукты потребителю, такой салон становится чем-то вроде локального центра обслуживания абонентов для того района города, в котором он расположен. Велика и маркетинговая составляющая таких проектов — разместить на собственном брендированном салоне крупную яркую вывеску, которая постоянно бы мелькала перед глазами потребителей, эффективнее постоянной оплаты щитовой и баннерной рекламы», — считает он. К середине 2007 года у «Билайна» в области было 13 фирменных магазинов, у «Мегафона» — 12, у «МТС» — 8, у «Теле2» — 2 и, как отмечают эксперты, они еще не были заметными игроками на рынке. Однако в дальнейшем сотовые операторы, согласно прогнозам, будут наращивать собственные сети, в основном, используя возможности действующих игроков.

Присматриваются к ростовскому рынку на предмет открытия монобрендовых магазинов и ведущие вендоры. Пока в этом направлении в Ростове наиболее активна Nokia, открывшая совместно с «Сезамом» два монобрендовых магазина в центре и в Северном жилом массиве, а также магазин в магазине «Связного» в ТЦ «Горизонт», в этом же ТЦ есть фирменный магазин у Samsung. По словам Юрия Бочарова, «Сезам» пытался договориться о совместном открытии фирменных салонов и с Sony Ericsson и с Motorola и с Samsung, однако те выдвинули ростовчанам невыполнимые требования: «И Sony Ericsson, и Motorola хотели открываться на Большой Садовой в помещении площадью не менее 100 кв. м. Открытие такого салона потребовало бы немалых единовременных затрат плюс 1–1,5 млн руб. ежемесячно за аренду — и было бы, без сомнения, убыточно. Samsung же изначально нацелился на сотрудничество с федеральной сетью».

По мнению Бочарова, уже в этом году в Ростове могут появиться монобрендовые салоны сразу нескольких вендоров. «Открытие салона, в котором торгуют мобильниками и аксессуарами одной торговой марки упирается в ассортимент: люди любят выбор и 2–3 моделями телефонов и парой различных гарнитур их не привлечешь, — говорит директор по фирменной рознице компании Nokia в России АЛЕКСАНДР ЕРОФЕЕВ. — Исторически сложилось так, что Nokia первой стала располагать широким модельным рядом, позволяющим заполнить полки в одном магазине. Сегодня у нас уже есть монобрендовые салоны почти во всех российских городах-миллионниках, туда же сейчас устремились другие крупные вендоры. В целом же, развитие ритейла, в том числе мобильного, идет по пути монобрендовости: при растущем предложении потребитель все больше склоняется к одной конкретной марке одежды, парфюмерии, телефона».

Самое читаемое
  • Чайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Вице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окнаВице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окна
  • Совладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротомСовладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротом
  • Юрий Патанин: «Нам важно превратить соглашения в реальные проекты»Юрий Патанин: «Нам важно превратить соглашения в реальные проекты»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.