Подписаться
Курс ЦБ на 04.07
78,78
93,12

Обзор: Производители и поставщики офисной мебели

Владимир Александров директор ООО «Соло-Р» Сергей Востриков руководитель департамента офисной мебели компании D&D Людмила Гаташова генеральный директор ООО «Дэфо-Ростов» Олег Иванчихин директор «Ин

Рынок офисной мебели в Ростове за последний год, по оценкам игроков, вырос на 25%. Столь динамичное развитие эксперты связывают со строительным бумом в сфере деловой недвижимости, а также со стремлением многих компаний приобрести свой собственный, отличный от конкурентов, офисный стиль. О растущей привлекательности донского рынка говорит и приход крупной федеральной сети «Феликс», претендующей на значительную его долю. эксперты

Владимир Александров
директор ООО «Соло-Р»
Сергей Востриков
руководитель департамента офисной мебели компании D&D
Людмила Гаташова
генеральный директор ООО «Дэфо-Ростов»
Олег Иванчихин
директор «Интерьерной студии «Скамейка»
Людмила Макшанова
директор компании «Феликс» по франчайзингу
Сергей Сугоняев
директор салона торгово-производст- венной компании «Феликс» в Ростове-на-Дону

Насколько упала рентабельность рынка офисной мебели?
В чем отечественные производители мебели обошли итальянцев?
Как повлияет приход московского «Феликса» на ростовский рынок?
По словам экспертов, в настоя- щее время порядка 55% рынка офисной мебели в Ростове приходится на продукцию небольших местных предприятий. У большинства из них нет даже намека на какую-либо маркетинговую стратегию: они нигде не рекламируются и не тратят деньги на изучение потребительского спроса. За счет чего таким производителям мебели удается удерживать весомую долю заказов на рынке, на ярком примере объяснил руководитель департамента офисной мебели компании D&D СЕРГЕЙ ВОСТРИКОВ: «Мы продавали итальянские офисные диваны, и один экземпляр приобрел некий местный производитель. В своей мастерской он его распотрошил, изучил, сделал аналог и пришел опять же к нам с предложением купить по цене ниже фабричной». И это, по словам г-на Вострикова, вовсе не единичный случай для местного рынка.
Местные продавцы офисной мебели доминируют на рынке

Эксперты затрудняются называть точный оборот ростовского рынка офисной мебели, и лишь некоторые из них взялись подсчитать его примерную емкость. «Недавно мы проводили исследование, которое показало, что в среднем ростовская компания в год тратит около 40 тыс. руб. на предметы офисной мебели, — рассказывает директор «Интерьерной студии «Скамейка» ОЛЕГ ИВАНЧИХИН. — При этом в Ростове и области работает приблизительно 24 тыс. коммерческих предприятий. Таким образом, примерная емкость этого рынка составляет около 960 млн руб.». По мнению директора ООО «Соло-Р» ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВА, за последний год рынок офисной мебели вырос на 20–25%. Генеральный директор ООО «Дэфо-Ростов» ЛЮДМИЛА ГАТАШОВА объясняет рост рынка строительным бумом в сфере деловой недвижимости, притоком капитала в наш регион, общим расширением парка рабочих офисных мест, что влияет на активную закупку и обновление офисной мебели. При этом г-н Александров подчеркивает, что в городе существенно увеличилось не только количество, но и качество офисных площадей: «Мы, к примеру, занимаемся офисным обустройством в целом, а не только мебелью. Предлагаем клиентам, помимо мебели, предметы освещения и перегородки. И на такое комплексное обслуживание наблюдается устойчивый спрос». С ним согласен и Сергей Востриков: «Если раньше требования к офису были достаточно просты, то теперь есть такое понятие как корпоративный стиль, которому заказчики все чаще придают существенное значение при оформлении офисного пространства, и это заставляет нас расширять ассортимент и улучшать качество обслуживания».

В целом, по оценкам экспертов, продажами офисной мебели в Ростове занимается около 20 компаний. Пока на рынке доминируют местные продавцы: в общем количестве игроков соотношение донских и иногородних составляет 60% против 40% соответственно. По мнению большинст- ва собеседников «ДК», около 70% рынка приходится на крупные компании, обслуживающие, в основном, большие заказы — например, когда необходимо обставить мебелью офис в три этажа. Крупнейшими продавцами игроки считают «ДЭФО», «Соло-Р» и «Феликс». Олег Иванчихин считает, что сегодня компания, претендующая на лидерство, должна отвечать целому ряду требований, важнейшим из которых является грамотно налаженная логистика. «Неважно, имеется ли у компании склад неподалеку от салона. Важно, насколько быстро доставляют мебель от производителя: предусмотреть весь предполагаемый ассортимент невозможно», — говорит г-н Иванчихин. Он убежден, что привозить в Ростов весь ассортимент — выбрасывать деньги на ветер: «У итальянцев, например, площадь складов всего 300–400 кв. м и доставка на склад производится под конкретный заказ. Зато у некоторых наших продавцов складские помещения по 5–6 тыс. кв. м», — приводит пример эксперт.

Оценивая порог вхождения на рынок офисной мебели, директор недавно открывшегося в Ростове салона торгово-производственной компании «Феликс» СЕРГЕЙ СУГОНЯЕВ называет сумму в 2–3 млн руб. на площадь в 300–400 кв. м, добавляя, что сроки окупаемости могут составить около полугода. С ним не согласен Олег Иванчихин. Он утверждает, что время возврата вложенных средств может растянуться на 4–5 лет, поскольку как минимум 3 года уйдет лишь на то, чтобы «привязать» к себе клиентов. А Сергей Востриков, в свою очередь, рассказал о самом малозатратном способе заработать на офисной мебели, которым нередко пользуются мелкие ростовские предприниматели. «Для этого даже не требуется открытие салона. Человек находит фабрику-прозводителя, заключает с ней договор, собирает в чемодан ее каталоги и — вперед по офисам!»

2008 год ознаменовался приходом в донскую столицу нового серьезного игрока: крупнейшего производителя и поставщика офисной мебели в России и СНГ компании «Феликс» (подробнее см. № 18 от 19 мая). Московская компания открыла свой салон в торговом комплексе «Миллениум» и работает практически во всех ценовых сегментах — от эконом-класса до президент-комплектов. Как рассказала «ДК» ЛЮДМИЛА МАКШАНОВА, директор «Феликса» по франчайзингу, пока компания намерена ограничиться одним салоном, но в будущем в Ростове может поя- виться еще 2–3. Также г-жа Макшанова сообщила, что в планах компании — занять не менее 50% рынка офисной мебели Ростова и Ростовской области в ближайшие два года.

Местные игроки рынка приход «Феликса» либо не комментируют, либо высказывают сомнения в возможности реализации пятидесятипроцентных планов варяга, считая их нарочито или даже рекламно амбициозными. «Во-первых «Феликс» уже не первый раз сюда выходит. На моей памяти это уже третья попытка, — рассказал Олег Иванчихин. — Сложно сказать, почему москвичам трудно в нашем регионе. В любом случае, я считаю, что у местных компаний есть веские преимущества перед новыми иногородними — хорошее знание специфики ростовского рынка и давние, отлично налаженные межличностные связи с клиентами». По прогнозам собеседников «ДК», «варяг» займет не более 10% ростовского рынка, и то не за счет клиентов сущест- вующих игроков, а в силу быстрого роста местного рынка, поскольку пока количест- во игроков увеличивается прямо пропорционально росту самого рынка.

Собеседники «ДК» затруднились назвать компании, которые недавно покинули рынок: даже если такие случаи и были, они не оказали существенного влияния на расстановку сил. В то же время эксперты отметили одну интересную тенденцию: «Есть компании, которые не ушли с рынка, а полностью перешли с розницы на корпоративные продажи», — рассказал Олег Иванчихин. Его слова подтвердил г-н Востриков, в компании которого год назад поступили именно так: «Мы ушли в несколько другой сектор рынка и работаем только с корпоративными заказчиками». По тому же пути пошла и компания «Соло-Р». А освободившуюся нишу быстро заняли игроки, сделавшие ставку на розницу: питерское «ДЭФО», ростовский «Дом мебели» и др.

Средний бизнес обеспечивает основной оборот ростовским мебельщикам

Условно офисную мебель можно поделить на оперативную (мебель для менеджеров среднего звена) и мебель для руководителей. Стоимость напрямую зависит от исходных размеров и комплектации. Опрошенные «ДК» эксперты классифицируют ценовые сегменты офисной мебели следующим образом. Для оперативной мебели стоимость одного рабочего места в эконом-сегменте — до 7000 руб. В средне-ценовом — разброс, как всегда, достаточно велик – от 7000 руб. до 20 тыс. руб. Наконец, к премиум-классу игроки относят рабочее место стоимостью от 20 тыс. руб. «Если говорить о кабинетах для руководителей, то эту мебель лучше классифицировать по производителям», — считает директор компании «Скамейка». Кабинет от российской фабрики обойдется покупателю в сумму от $100 до $1,5 тыс. Цены на итальянские кабинеты начинаются от $3 тыс. «Был случай, когда мы поставили заказчику кабинет за 80 тыс. евро. Мне кажется в данном сегменте «потолок» назвать сложно», — убежден г-н Иванчихин.

Эксперты констатируют, что в сегменте оперативной мебели лидирует отечественная продукция, а при оснащении кабинетов руководителей ростовские заказчики, напротив, отдают предпочтение зарубежным производителям. «Наши фабрики научились делать не только мебель эконом-класса, но и хорошую добротную продукцию среднеценового сегмента. Поэтому заказчикам нет смысла переплачивать за транспортировку из-за рубежа, если имеется большой выбор качественной отечественной продукции, — отмечает Сергей Востриков. — Однако, если необходимо нечто особенное — дизайнерское, премиум-класса, то тут итальянские производители — вне конкуренции».

Людмила Гаташова рассказала, что в компании «ДЕФО-Ростов» наиболее активными покупателями офисной мебели выступают представители среднего бизнеса. Олег Иванчихин согласен с тем, что средние по величине компании обеспечивают продавцам наибольший оборот, однако, по его словам, также существенная доля продаж приходится на крупные холдинги регионального и федерального масштаба, со штатом свыше 100 человек. Сергей Сугоняев считает, что клиентов в его компании делят не только на крупных и мелких заказчиков, но также на государственные и негосударственные предприятия.

Пик спроса на офисную мебель, отмечают игроки рынка, приходится на конец года. Объясняется это просто: различным госпредприятиям необходимо до 1 января «освоить» оставшиеся в бюджете организации средства. «Спады наблюдаются после нового года, и в летнее время, когда менеджеры по закупкам уходят в отпуск и откладывают эти вопросы до осени», — говорит Сергей Сугоняев.

Крупные продавцы офисной мебели предпочитают прямые продажи

По оценкам игроков, рентабельность продаж на рынке офисной мебели составляет сегодня около 10–15%. Хотя, по словам Сергея Вострикова, в компаниях, которые занимаются преимущественно корпоративными поставками, а значит и оптовыми продажами, рентабельность немного выше — 20% (это среднестатистический показатель с учетом различных продаж и стоимостью дизайн-проектов). «Заниматься проек- том выгоднее, чем продавать мебель в розницу», — соглашается с ним директор компании «Соло-Р». Сергей Востриков также отметил, что в последние годы рентабельность этого бизнеса существенно снизилась. По его оценкам, еще 4 года назад она составляла 35–40%. Уменьшение этого показателя почти вдвое игроки рынка объясняют ростом числа игроков и ощутимым ужесточением конкуренции. Эксперты объясняют это растущей привлекательностью рынка в связи с очевидным увеличением количества объектов деловой недвижимости в городе. Сергей Востриков называет другой фактор усиления конкуренции — увеличение на отечест- венном рынке количества производителей мебели: «К нам через день поступают предложения от какой-нибудь фабрики о сотрудничестве. С каждым годом выбор на рынке офисной мебели становится богаче, потребитель долго выбирает салон прежде чем определиться. Хотя крупные заказчики работают с поставщиками через дизайнеров, у которых есть вся информация о предлагаемых на рынке товарах и услугах». В данной ситуации, как считает г-н Востриков, важную роль играет такой фактор как кредит доверия к компании, ее стаж работы на рынке и уровень сервиса. С ним согласен Олег Иванчихин, который уверен, попытки некоторых компаний «играть ценой» для привлечения клиентов, как правило, не срабатывают: «По опыту могу сказать: когда после дефолта 1998 года все игроки вдруг начали снижать цены, несколько компаний от этой практики отказались. В итоге, только они и остались на рынке, ведь есть понятие себестоимости, какие-то элементарные правила рынка».

В то же время стоит отметить, что компании, полностью перешедшие на корпоративные продажи, пока не ощущают какой-либо конкурентной борьбы. По словам Владимира Александрова, пока мало кто в Ростове делает проектную работу, занимается обустройством офисов от и до: «Наши клиенты — это крупные корпорации, достигшие понимания, что офис — крайне важное вложение капитала».

Для привлечения внимания потен- циальных потребителей, в условиях высокой конкуренции, игроки вынуждены использовать все доступные методы продвижения своей продукции и, безусловно, активно рекламироваться в СМИ. «Я считаю, что затраты на рекламу должны составлять около 5% от оборота компании», — говорит директор салона «Феликс» в Ростове. Олег Иванчихин, помимо традиционной рекламы, использует активные продажи по телефону, прибегая к услугам специализированного call-центра, руководителем которого он стал около года назад. «За 2 месяца мы обзваниваем практически весь город. На мой взгляд, телефонные продажи — один из самых эффективных способов продвижения», — уверен директор компании «Скамейка».

Компании, которые прекратили розничную торговлю и занялись исключительно корпоративными заказами, напротив, уходят от массовой рекламы. Так, к примеру, поступили в D&D. «Мы предпочитаем непосредственный поиск клиентов и прямые продажи», — отмечает Сергей Востриков. Также, по его мнению, очень действенной является работа с архитектурными студиями и дизайнерскими мастерскими: компания проводит презентации студийных работ, а их авторы приводят в D&D своих заказчиков.

Большинство экспертов считают, что в ближайшее время на донском рынке офисной мебели не следует ожидать «глобальных» изменений. По мнению Олега Иванчихина, он продолжит свой рост за счет появления новых торговых и бизнес-центров, а также крупных предприятий, которые меняют мебель в офисах на более качественную и соответствующую корпоративному стилю.

Эксперты полагают, что крупные игроки будут работать по трем основным направлениям: разработка корпоративных интерьеров, создание офисных помещений «под ключ» и корпоративные продажи. Некоторые собеседники «ДК» считают, что количество крупных игроков на рынке в ближайшее время не изменится, но следует ожидать увеличения числа мелких предприятий, которые будут открываться под конкретные проекты.

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Дроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненыеДроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненые
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.