Обзор: Продовольственный ритейл
Ольга Горбанева начальник управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области Аркадий Кузнецов директор сети «Империя продуктов» Эрнест Пиревердиев генеральный директо
Ольга Горбанева
начальник управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области
Аркадий Кузнецов
директор сети «Империя продуктов»
Эрнест Пиревердиев
генеральный директор супермаркета «Тихий Дон»
Сергей Рогузько
независимый эксперт (развивал в Ростове сети «В 2-х шагах», «Пятерочка»)
Александр Родин
президент ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР)
Максим Хмель
директор агентства недвижимости «Парус»
Андрей Холопов
президент ГК «Алекс-Ростов»
На что делают ставку местные продуктовые сети в борьбе с крупноформатными конкурентами?
Как местные игроки решают проблему дефицита коммерческой недвижимости?
По данным управления потребительского рынка товаров и услуг Минэкономики Ростовской области, в структуре оборота розничной торговли (145,6 млрд руб.) удельный вес продовольственных товаров в январе–мае 2008 г. составил 47,4%, то есть более 69 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок продритейла вырос на 21%. Местные игроки отмечают, что его объем увеличивается главным образом за счет федеральных сетей. По данным некоторых экспертов, с их приходом число местных игроков сократилось более чем на четверть. «В условиях жесткой конкуренции и снижении рентабельности бизнеса, местные ритейлеры вынуждены перепрофилироваться, закрываться, сдавать в аренду площади», — делится наблюдениями президент ГК «Алекс-Ростов» АНДРЕЙ ХОЛОПОВ.
Как отмечают специалисты донского управления потребрынка, торговая сеть Ростовской области, через которую реализуют продовольственные товары, сегодня насчитывает 18,7 тыс. торговых предприятий. И только 445 из них (2%) относятся к организованной рознице, в числе которых — 81 крупноформатный игрок (2 центра мелкооптовой торговли (cash & carry), 5 гипермаркетов и 74 супермаркета) и 364 сетевых продовольст- венных магазина.
С начала прошлого года количество крупноформатных торговых объектов на этом рынке продолжало расти, причем, в основном за счет удвоения площадей уже присутствующих в Ростове федеральных игроков: свои вторые гипермаркеты открыли METRO (на границе Александровки и Аксая) и «OКей» — на Западном. Начали работать два гипермаркета «Магнит». Новым игроком на рынке продритейла стал французский Aushan, развернувшийся в молле «МЕГА». В итоге, общее количество подобных объектов, по данным минэкономики РО, увеличилось в области на 20 единиц.
Лидерами рынка в сегменте крупноформатных гипермаркетов в Ростове эксперты называют «OКей», METRO, Aushan. Среди супермаркетов лидирует, по единодушному признанию экспертов, сеть «Перекресток». По словам независимого эксперта СЕРГЕЯ РОГУЗЬКО, в этом сегменте среди местных игроков также неплохие позиции занимают одиночные супермаркеты «Тихий Дон» и «Кооператор Дона». В формате магазинов «шаговой доступности» наиболее весомыми игроками на рынке эксперты считают краснодарскую сеть «Магнит» и местные сети «Империя продуктов», «В 2-х шагах», «Солнечный круг».
«Формат гипермаркета — сегодня самый передовой и высокорентабельный, — отмечает Андрей Холопов. — Гипермаркет генерирует такие покупательские потоки, которые никогда не «потянет» ни один супермаркет. Однако, западный опыт показывает, что гипермаркет «убивает» местный продуктовый бизнес, а пришлые сети в целом, негативно влияют на экономику региона. Это так называемый «эффект Wall Mart», когда гипермаркет со стороны, вкладывая один раз инвестиции в регион, выкачивает из него средства, которые впоследствии инвестируются вовсе не в экономику этого региона. Местные же игроки создают рабочие места и свою прибыль вкладывают здесь же на месте в регионе». По его словам, именно поэтому в ряде стран Европы власти регулируют ситуацию на рынке, чтобы местный ритейл тоже мог развиваться. «В Италии, например, гипермаркеты закрываются на выходные или в будни работают только до 18.00. Если власти будут активно продолжать способствовать работе иногородних гипермаркетов, то местные ритейлеры будут терпеть убытки, пока не разорятся».
Г-н Холопов отметил, что многие гипермаркеты не сдержали обещаний о том, что до 40% продовольственных товаров на их прилавках будет составлять местная продукция. По его наблюдениям, ее объем не превышает 5%. Президент ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) АЛЕКСАНДР РОДИН подтверждает, что местным производителям сложно пробиться в крупноформатные федеральные продуктовые сети: «Во-первых, необходимо сначала подготовить все продукты к продаже в соответствии с требования сети, во-вторых, надо в определенное время поставлять определенный объем продукции. Малый производитель в одиночку не может столько продукции поставлять. Если же поставка небольшая, продавцы, как правило, ставят условие: если за установленное время товар не продадут, поставщик обязан его из магазина вывезти, заплатив за остаток. К тому же некоторые сети еще требуют за вход немалую сумму». Он добавил, что в большинстве развитых стран подобные проблемы решаются при поддержке государства или путем объединения сельхозпроизводителей в кооперативы. «Сейчас мы двигаемся к этому, однако фермеры хотят продавать товар и получать прибыль уже сейчас, и не желают тратиться на издержки, связанные с объединением», — сетует г-н Родин.
Не рассчитывая на поддержку со стороны властей и не веря в силу объеди- нений в профессиональные организации, местные продуктовые ритейлеры начинают менять стратегию и стремятся укрупнять свои форматы, главным образом, в сторону супермаркетов. «Империя продуктов» строит торговые цент- ры, где будет развивать супермаркеты «Океан». Также в конце прошлого года ростовская компания «Апекс», развивающая сеть продуктовых универсамов эконом-класса, открыла в ЗЖМ Ростова свой первый супермаркет площадью 1200 кв. м. Более крупные форматы, как считают игроки рынка, местным продуктовым ритейлерам пока не по силам. «Им построить гипермаркет практически нереально: слишком большие инвестиции на это требуются. Трудно даже представить, какой местный игрок сравниться с Aushan, учитывая их передовые технологии», — считает Андрей Холопов.
При этом от формата «магазина у дома» местные ритейлеры отказываться не собираются. По словам г-на Холопова, магазины шаговой доступности по-прежнему весьма перспективны, хоть за последние годы из-за конкуренции их рентабельность заметно снизилась. Мест- ные ритейлеры уверены: несмотря на формирующуюся тенденцию делать закупки продуктов на всю неделю в крупноформатных магазинах, потребители все равно будут приобретать свежие продукты рядом с домом. «Покупатели любят по пути с работы зайти в магазин около дома и выбрать все, что им нужно, получив при этом хорошее обслуживание и свежие продукты (продукция в таких магазинах не залеживается), — уверен директор сети «Империя продуктов» АРКАДИЙ КУЗНЕЦОВ. — Покупателю очень важно знать, что он в любое время в выходной день может выбежать за каким-то продуктом, и ему не придется думать о том, где его купить. Надо не забывать еще и том, что у нас много людей пожилого возраста, не способных ехать в торговый центр за продуктами».
В то же время собеседники «ДК» отмечают, что местные сети постепенно отходят от концепции дискаунтера. «Формат дискаунтера уходит в прошлое. И будет в ближайшие годы востребован разве что в сельской местности. Если для среднестатистического немца незазорно пойти в дискаунтер, самому там копаться в товаре, упаковывать, взвешивать, то у нашего потребителя это считается чем-то предосудительным, — говорит Сергей Рогузько. — Ростовский потребитель с достатком ниже среднего, как только у него появляются деньги, стремится их потратить в более «престижных, чем «дискаунтер», местах. Я думаю, его привлекает даже не столько блага цивилизации: инфраструктура гипермаркета, качество обслуживания и так далее. А скорее, возможность приобщиться к некому социуму, который там обслуживается». С ним согласен и г-н Холопов, он говорит, что из-за поведенческих изменений у ростовских потребителей на фоне активной экспансии крупных западных и федеральных сетей, руководство «В 2-х шагах» пересмотрело концепцию сети. «Дискаун- теры и российский менталитет — это явления немного несовместимые. Наши люди, в отличие от европейцев, например, считают чем-то зазорным закупаться в подобных магазинах», — констатирует г-н Холопов. Как отмечают игроки рынка, формата дискаунтера на рынке практически не осталось — от него отказались как от самого низкорентабельного и неперспективного.
Более того, эксперты отмечают еще одну тенденцию — ритейлеры постепенно перетягивают на себя клиентов продуктовых рынков города, которые стремятся к более комфортным условиям покупки. «Несмотря на то, что продуктовый ритейл ориентируется, главным образом на потребителей среднего класса, возможность сэкономить на какой-то категории товаров привлекает и ту аудиторию, которая ранее предпочитала отовариваться на рынках, — говорит начальник управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области ОЛЬГА ГОРБАНЁВА. — В общем объеме товарооборота удельный вес продуктов, реализуемых на рынках и ярмарках, стремительно сократился».
Г-н Кузнецов отмечает, что местные ритейлеры конкурируют с крупными федеральными сетями не только ценами, но и оптимальным ассортиментом товара. К примеру, продуктовая линейка сети «Империя продуктов» подобрана после тщательного изучения спроса целевой аудитории. Генеральный директор супермаркета «Тихий Дон» ЭРНЕСТ ПИРЕВЕРДИЕВ подтверждает, что это помогает противостоять федеральным конкурентам. «Мы стараемся привлекать клиентов продукцией, которой нет ни в одном супермаркете, — рассказал он. — Например, предлагая штучные экземпляры эксклюзивных и дорогих товаров. Например, у нас можно найти коробку премиальных конфет за 3 тыс. руб., которую больше нигде в городе не купишь, или качественный, экологически чистый продукт, не относящийся к «масс-маркету». Мы постоянно убираем из товарной матрицы то, что можно купить в магазинах типа «Магнита» или гипермаркетах. И каждый день добавляем минимум один товар, отсутствующий в широком доступе».
Андрей Холопов добавляет, что магазинам «у дома» стоит делать ставку на включение в товарную линейку товаров разной ценовой категории, рассчитанных на аудиторию с самым разным достатком. «Мы работаем на так называемых «социальных» товарах, рентабельность которых составляет 5%, например, продаем недорогой хлеб. Одновременно есть ассортимент, рассчитанный на средний класс — мясо, салаты. Для людей с достатком выше среднего — дорогой коньяк и конфеты».
Одной из основных тенденций последних лет на рынке местного продуктового ритейла, отмечает Сергей Рогузько, стало то, что магазины шаговой доступности, ориентировавшиеся на опыт европейских дискаунтеров, начали вводить большую долю скоропортящихся продуктов, которые для классического дискаунтера означали бы сплошные риски и убытки. Речь идет об открытии отделов кулинарии. «Конкуренция вынуждает многих местных продуктовых ритейлеров создавать производства готовых продуктов и блюд, — рассказал Андрей Холопов. — Мы, отходя от формата дискаунтера, существенно изменили соотношение «сухого продукта» с большим сроком годности — характерного товара для дискаунтера — и скоропортящихся продуктов. Оснастили магазины допобору- дованием. Сейчас мы больше предоставляем охлажденных продуктов, мяса, молока. Мы также меняем товарную матрицу в сторону готовых блюд: салатов, гастронома. А долю сухих продуктов существенно сократили, поскольку их рентабельность резко упала».
Помимо активного создания и развития отделов кулинарии, ростовские игроки вводят также и дополнительные услуги. Так, гипермаркет «Тихий Дон» в ближайшее время запустит свой интернет-магазин. «Помимо этого мы организовали в этом году доставку продуктов на дом на собственном транспорте», — отметил Эрнест Пиревердиев.
По словам директора агентства недвижимости «Парус» МАКСИМА ХМЕЛЯ, за последние 2 года цены на коммерческие объекты, подходящие под развитие продуктового ритейла, выросли в среднем в 2–3 раза. Арендные ставки тоже подскочили в несколько раз. «В итоге для «продуктовиков» многие объекты недвижимости теперь не представляют коммерческого интереса. Они подходят, скорее, только для стрит-ритейла», — добавил г-н Хмель.
Проблемы с коммерческой недвижимостью не ограничиваются только вопросом цены — дело еще и в том, что в городе осталось не так много свободных помещений от 500 до 1,5 тыс. кв. м. «Специфика рынка продовольственного ритейла такова, что для успешности торгового объекта необходима серьезная проходимость, как пешеходная, так и транспортная, — констатирует Максим Хмель. — Кроме того, необходимо место под паркинг хотя бы 10–15 автомобилей. Такие места можно пересчитать по пальцам». По его словам, из-за дефицита подходящих площадей страдают как федеральные сети, которые не могут выйти на рынок, так и местные, которые пытаются отходить от мини-форматов. «В результате некоторые ростовские сети, например, «Империя продуктов», осваивают девелоперский бизнес и самостоятельно строят торговые площади, где размещаются сами и привлекают сторонних арендаторов», — отмечает г-н Хмель.
Сергей Рогузько говорит, что с усилением конкуренции важнейшую роль для успешной работы на рынке будет играть местоположение продуктовых точек: «Мелкие игроки смогут выжить, какие бы «гиперы» ни открывались, если они заняли в свое время удачное место, где минимум конкурентов и максимальная проходимость. Например, удачное расположение «Кооператора Дона» наверняка обеспечит ему хорошие показатели на долгое время».
Проблемы с недвижимостью, как отмечают эксперты, могут существенно отсрочить приход на рынок нескольких федеральных игроков. В ближайшие годы эксперты ожидают возможного выхода на ростовский рынок сетей «Седьмой континент», «Лента», Carrefour. В течение 2008 г. ожидается выход супермаркета «Гроссмарт» (холдинг «МАРТА») в ТЦ «Талер». Однако из-за проблем с кредиторами и поставщиками, с которыми сейчас ведет судебные разбирательства холдинг «Марта», эксперты не исключают, что эти планы могут измениться. Представители пресс-службы компании сообщили «ДК», что пока никакой информацией о сроках открытия супермаркета они предоставить не могут. Также о своих планах выйти на ростовский рынок заявила и сеть Real, которая намерена до 2012 года открыть в Ростове 3 гипермаркета.
Собеседники «ДК» полагают, что дефицит площадей и острая конкуренция приведут к тому, что сети будут развиваться на окраинах города и в различных районах области. По словам Андрея Холопова, многие игроки сейчас осваивают областные города, поскольку там не такая серьезная конкуренция и более дешевая рабочая сила, а также постоянно растущие покупательская активность и доходы населения. Такой же прогноз дает и Ольга Горбанева: «При существующей сегодня динамике, с 2008 года рынок продовольственного ритейла будет приближаться к объективному насыщению торговыми площадями, поэтому многие ритейлеры будут инвестировать в региональное развитие своих сетей и выходить в города области».