Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Обзор: Поставщики торгового оборудования - 24.03.2008

Сергей Анохин директор ресторана «Майдан» Александр Воробьев коммерческий директор компании «Русский проект-Дон» Вячеслав Гавриков директор по маркетингу и развитию компании «БалтикМастер» Денис За

В 2007 г. рынок торгового оборудования Ростова вырос на 20%. Во многом это обусловлено растущим спросом со стороны приходящих в регион крупных иностранных и федеральных ритейлеров, а также бурным развитием сектора HoReCa. Основная доля рынка принад- лежит филиалам московских и питерских компаний. Местные же игроки в погоне за клиентом пытаются активно демпинговать, тем самым уменьшая доходность этого бизнеса в целом. эксперты

Сергей Анохин
директор ресторана «Майдан»
Александр Воробьев
коммерческий директор компании «Русский проект-Дон»
Вячеслав Гавриков
директор по маркетингу и развитию компании «БалтикМастер»
Денис Завалишин
управляющий рестораном «Артефакт»
Дмитрий Набоков
генеральный директор компании «Фардис»
Алексей Овчинников
вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров юга России, генеральный директор ресторанного агентства «ПРО Ресторан»
Алексей Стрельников
генеральный директор компании «Технология»
Артем Терентьев
управляющий ростовским филиалом компании «Дон-Перфи»

Что заставило игроков рынка развернуть демпинговые войны?
Сколько стоит оснастить торговый объект?
Чем недовольны покупатели торгового оборудования? 

Рынок торгового оборудования напрямую зависит от ситуации на смежных рынках — HoReCa, продовольственного и непродовольственного ритейла. По данным Ростовстата, в 2007 году в области введено в действие пред- приятий общепита на 1621 посадочное место и 115,4 тыс. кв. м торговых площадей. Это в 2 раза превышает показатели 2006 г. Бурная активность на этих рынках приводит к повышению спроса на торговое оборудование. Ведущие поставщики области развернули активную борьбу за крупных клиентов, однако иностранные ритейлеры, такие как «ИКЕА», «Ашан», «Леруа Мерлен», предпочитают закупать оборудование напрямую у европейских компаний, некоторые работают через московских дистрибьюторов. Местным игрокам этого рынка приходится довольствоваться дооснащением крупных торговых площадей, а также внедрением уже закупленного оборудования. «Основной доход донским поставщикам торгового оборудования в последнее время обеспечивают заказы открывающихся в регионе франчайзинговых фирм», — считает генеральный директор ростовской компании «Фардис» ДМИТРИЙ НАБОКОВ.

На рынке начались ценовые войны

По мнению экспертов, оборот рынка торгового оборудования Ростова в 2007 г. вырос более чем на 20% и превысил 1 млрд руб. без учета оснащения складов и промышленных предприятий. При этом коммерческий директор компании «Русский проект-Дон» АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ считает, что на местные фирмы приходится лишь пятая часть этого оборота.

Общее число игроков рынка торгового оборудования Ростова в прошлом году приблизилось, по оценкам собеседников «ДК», к 100, причем значительного увеличения их числа не произошло. «В 2007 году в городе открыли свои филиалы две московские компании: «Ресто-Дон» и «Звезды общепита», а в первом квартале 2008 года на рынок вышла всего одна иногородняя фирма — «Сухаревка-юг», — отмечает АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ, вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров юга России, гендиректор ресторанного агентства «ПРО Ресторан».

К лидерам донского рынка торгового оборудования эксперты относят компании, занимающиеся комплексными поставками и предоставляющие весь спектр услуг, с собственным складом, сервисным центром, штатом более 20 человек, а их оборот — свыше 30 млн руб. К этой категории относятся, в основном, филиалы федеральных компаний — «БалтикМастер», «БИО», «Кредо», «Русский проект-Дон», «Технология», «Торговый дизайн». Среди ростовских игроков участники рынка выделяют «ТехноТоргСтрой», а также компанию «Торговый Юг», которая, по словам Алексея Овчинникова, победила в номинации «Лучший поставщик технологического оборудования» в первом региональном конкурсе поставщиков ресторана и отеля, проводившемся в 2007 г. при поддержке Ассоциации рестораторов и отельеров юга России.

Еще 15 компаний, по словам экспертов, относятся к средней категории игроков, чей оборот не превышает 20 млн руб., штат — от 10 до 20 человек. Они предлагают широкий спектр услуг, в том числе и сервис оборудования, и в отличие от своих крупных конкурентов имеют возможность уделить максимум внимания мелкому клиенту. Зачастую эти компании специализируются на холодильном оборудовании. Остальные участники рынка, которых около 70, — небольшие дилеры, со штатом 2-3 человека. Причем, из-за экспансии федеральных гигантов их количество все время уменьшается. По прогнозам экспертов, в случае снижения темпов развития торговли большая часть этих компаний закроется.

Рентабельность бизнеса в сфере торгового оборудования зависит от ценовой политики компании, а также от вида оказываемых услуг. «Доходность поставок оборудования не превышает 20%. Зато сервисное и гарантийное обслуживание дает не менее 45% прибыли и носит характер ежемесячных взносов», — замечает Дмитрий Набоков.

В отдельную статью расходов, отмечают некоторые эксперты, поставщики сегодня выделяют пусконаладочные работы, ранее входившие в стоимость оборудования. «Судя по тому, с какой легкостью компании торгуются и снижают цену на пусконаладку (иногда в два раза), можно сделать вывод, что стоимость этих работ значительно завышена, а значит рентабельность услуг довольно высокая», — отмечает ДЕНИС ЗАВАЛИШИН, управляющий рестораном «Артефакт».

В целом, по мнению экспертов, усиление конкуренции снижает рентабельность этого бизнеса, поскольку компании ведут ценовую войну за клиента. Причем к дем- пингу прибегают не только мелкие фирмы, но и крупные. «Сейчас можно позвонить абсолютно в любую компанию и выторговать себе подходящую цену, — замечает г-н Набоков. — Демпингуют даже при обслуживании техники». Однако собеседники «ДК» отмечают, что, в основном, демпингуют мелкие игроки: у них меньше издержек, небольшой штат, поэтому они могут продавать оборудование всего с 3% надбавкой. Прибыль такие компании обеспечивают за счет большого количест- ва заказов. Особенно распространен агрес- сивный демпинг в рамках тендеров. «Дем- пингующие фирмы ломают рынок, приучая клиента к низкой стоимости на качественное оборудование. Это недальновидная политика, ведь в стоимость товара заложены не только издержки на его производство, доставку, но и гарантия, наличие запчастей на складе, сопровождение сделки», — объяс- няет АРТЕМ ТЕРЕНТЬЕВ, управляющий ростовским филиалом компании «Дон-Перфи». По рассказам экспертов, именно за счет агрессивного демпинга компании с тремя сотрудниками в штате, включая директора, выигрывали в Ростове тендеры на оснащение магазинов сети «Магнит» и «Апекс».

Ростовские игроки осваивают рынок ЮФО

По данным экспертов, порог вхождения на рынок поставок торгового оборудования — порядка 300-400 тыс. руб. В эту сумму входит необходимый минимум для старт-апа: затраты на аренду помещения под офис, подбор персонала, на создание сайта и рекламу. Участники рынка советуют найти первого клиента перед тем, как открывать компанию, причем желательно крупного или именитого. Сотрудничест- во с ним станет, своего рода визитной карточкой фирмы. «Благодаря первому клиенту, можно выйти на рынок, заявить о себе и доказать, что ты можешь предложить хороший сервис», — объясняет Дмитрий Набоков.

Гораздо больше сложностей, по мне- нию экспертов, может возникнуть при открытии сервисного центра, который необходим компаниям, претендующим на статус серьезного игрока: придется подписать договор аккредитации на обслуживание торгового оборудования с компанией-производителем. А сейчас это весьма проблематично, поскольку на мест- ном рынке по каждому виду торгового оборудования уже сформировался своеобразный пул из более чем 10 обслуживающих его игроков. Новой фирме, претендующей на открытие сервисного центра в нашем регионе, придется приложить немало усилий, чтобы завоевать доверие производителя: продержаться на рынке больше года, предоставить гарантии, обеспечить предоплату, укомплектовать штат грамотными специалистами.

Как отмечают эксперты, кадровая проблема является главной, с ней сталкиваются компании, открывающие у нас свой филиал или заходящие на рынок поставок торгового оборудования с нуля. Не хватает квалифицированных менеджеров, которые могли бы заниматься продажей оборудования грамотно, соблюдая все нормы и технологии. «Очень часто, приходя в местную компанию, сталкиваешься с тем, что тебя обслуживают люди, не имеющие представления о продукции, которую они продают. Особенно это заметно, если ты хорошо разбираешься в оборудовании и знаком с технологией», — рассказывает Денис Завалишин, ранее занимавший должность начальника отдела «Оснащение объектов питания» компании «Русский проект-Дон». По мнению некоторых собеседников «ДК», дефицит квалифицированных специалистов провоцируют сами компании, которые зачастую ведут неграмотную кадровую политику и не желают вкладывать средства в обучение своих сотрудников. Подобных проблем, правда, не возникает в относительно новой отрасли — магазиностроении. «Обучить магазиностроению проще, так как у нас давно готовят дизайнеров, которые могут спроектировать объект, а при работе с технологическим оборудованием нужно иметь практические навыки, досконально знать процессы и законодательство», — считает г-н Набоков.

Как отмечают участники рынка, с каждым годом растет количество оборудования, приобретаемого на условиях финансовой аренды. Александр Воробьев оценивает долю оборудования, которое покупается в лизинг, примерно в 20-30%. «Это идеаль- ный вид сотрудничества: продукция оплачивается лизинговой компанией по четкому графику и без задержек, что удобно всем участникам сделок», — говорит Алексей Стрельников. Однако пока лизинговые схемы можно применять не всегда: директор ресторана «Майдан» СЕРГЕЙ АНОХИН говорит о наличии ограничений по минимальной сумме сделки — в среднем от $6 тыс. до $20 тыс.

Сегодня лидеры рынка торгового оборудования Ростова активно осваивают другие крупные города ЮФО. Так, компания «Русский проект-Дон» за последние два года открыла свои филиалы в Волгограде, Ставрополе и Краснодаре, «Фардис» запустил сервисный центр в Ставрополе. Компании «БалтикМастер» и «Технология» сообщили «ДК» о планах по освоению регионов юга России.

Рынок продолжит свой рост за счет экспансии федеральных ритейлоров

По словам АЛЕКСЕЯ СТРЕЛЬНИКОВА, генерального директора компании «Технология», в зависимости от желания и возможностей заказчика, стоимость оснащения торгового объекта или предприятия общепита, площадью 100-200 кв. м, может колебаться от 500 тыс. руб. до 2 млн руб. «Если отечественное оборудование относительно дешевое, но не всегда качественное, то импортное, наоборот, иногда в разы дороже, но при этом надежнее и привлекательнее с точки зрения имиджа компании», — объясняет ВЯЧЕСЛАВ ГАВРИКОВ, директор по маркетингу и развитию компании «БалтикМастер». Большая часть ростовских торговых компаний и предприятий HoReCa, желающих сэкономить, приобретают «ассорти» из качественного отечественного оборудования и импортного. «Мы заказали часть холодильного оборудования отечественного производства — оно сейчас довольно хорошего качества при конкурентной цене. Остальное — импортное», — говорит Сергей Анохин. «А если проводить комплексную закупку в одной компании, то можно получить статус VIP клиента, а вместе с ним — выгодные предложения и скидки», — добавляет директор компании «Фардис».

К минусам местного рынка торгового оборудования опрошенные «ДК» потребители отнесли невысокий уровень обслуживания и частые срывы сроков поставки, особенно европейского оборудования. Даже если ростовская компания открывает ресторан по всем правилам и делает комплексный заказ оборудования заранее, все равно ростовские поставщики, по замечанию экспертов, умудряются по некоторым позициям сорвать сроки на 2 месяца. Также клиенты обратили внимание «ДК» на то, что в прошлом году поднялись цены на импортное оборудование, поскольку российское Правительство с помощью пошлин пытается поддержать отечественного производителя металлопродукции. По замечанию управляющего рестораном «Артефакт», в российском оборудовании, несмотря на привлекательную цену, по-прежнему страдает технология, внешний вид и надежность: «Любая современная технология призвана упростить процесс и снизить стоимость использования оборудования. Отечественное пока этим не отличается». А Сергей Анохин отмечает еще один недостаток отечественного оборудования — довольно высокую стоимость эксплуатации.

Как отмечают эксперты и потребители, не нашло пока широкого распространения в Ростове комплексное обслуживание. Прибегая к услугам поставщиков, многие заказчики хотят получить выстроенный производственный процесс. Однако зачастую местные игроки ограничиваются лишь поставкой оборудования и его наладкой. Это вынуждает заказчиков параллельно обращаться в проектирующие мастерские. «Благодаря одновременному привлечению к оснащению ресторана поставщика и проектирующей организации, мы смогли добиться хорошего качества сборки и правильно отстроить технологии производства», — отмечает Денис Завалишин. В условиях растущей конкуренции некоторые участники этого рынка прибегают к нестандартным решениям. К примеру, ростовский поставщик торгового оборудования и мебели компания «Альтерна» вступила в бизнес-альянс с крупным архитектурным бюро «Проект». Это позволило в два раза сократить время с момента обращения заказчика за эскизным проектом до получения им сметы. Если раньше месяц требовался на утверждение эскизного проекта, а потом еще месяц поставщик согласовывал и переделывал проект, то благодаря одновременной совместной работе продавца оборудования и проектировщиков, компания-заказчик получает готовую смету и проект ровно за месяц (подробнее см. №25 от 5.11.2007 г.).

Говоря о перспективах развития рынка торгового оборудования Ростова, опрошенные «ДК» игроки отмечают, что он продолжит свой рост. По мнению Вячеслава Гаврикова, — на 30% в год. Эксперты считают, что в ближайшее время стоит ожидать открытий филиалов московских и питерских крупных компаний, которые могут прийти вслед за крупными клиентами в сфере ритейла или общепита. В связи с этим ужесточится конкуренция на рынке. Но все же около 80% оборота рынка, считают эксперты, по-прежнему будет приходится на 15 компаний-лидеров, а остальным придется сражаться за оставшуюся долю, причем не самую прибыльную.

Самое читаемое
  • Чайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Вице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окнаВице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окна
  • Совладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротомСовладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротом
  • Юрий Патанин: «Нам важно превратить соглашения в реальные проекты»Юрий Патанин: «Нам важно превратить соглашения в реальные проекты»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.