Обзор: Лизинговые компании - 23.10.2006
эксперты Евгений Балала директор ростовского филиала ЗАО «Европлан» Григорий Бутыров финансовый директор ООО «Адмирал-Лизинг» Алексей Гарбузов руководитель лизинговых проектов ООО «Новая Лизингова
Евгений Балала
директор ростовского филиала ЗАО «Европлан»
Григорий Бутыров
финансовый директор ООО «Адмирал-Лизинг»
Алексей Гарбузов
руководитель лизинговых проектов ООО «Новая Лизинговая компания»
Ирина Панарина
директор ООО «Центр-Лизинг»
Екатерина Портнова
директор ростовского представитель-ства ООО «CARCADE Лизинг»
Чем лизинговые компании похожи друг на друга?
Почему не следует ожидать снижения ставок?
Покупка оборудования в лизинг стала обыденной, знакомой и удобной для бизнеса услугой. Причем для ее продвижения не нужны громкие рекламные кампании – в Ростове больше ценят хорошую репутацию партнеров. Но это создает и сложности: о любых промашках и уловках лизингодателя становится известно большому кругу потенциальных клиентов. Поэтому лизинговые компании предпочитают работать открыто, налаживать личные контакты и совершенствовать сервис.
В Ростове работают 25 лизинговых компаний, из них только семь – местные, две из которых работают как операторы государственного «Росагролизинга». Свои представительства в Ростове открыли девять из десяти крупнейших, по версии «Эксперта», лизинговых компаний. ГРИГОРИЙ БУТЫРОВ, финансовый директор ООО «Адмирал-Лизинг»: «Такого, как было раньше, когда на рынке был один крупный игрок – банк «Центр-инвест» со своим дочерним «Центр-Лизингом», сейчас нет. Только в этом году свои офисы открыли пять московских компаний».
Емкость рынка игроки оценивают в $200 млн по текущей стоимости сделок. Причем Ростов и область сейчас стали приоритетным регионом для экспансии крупных столичных игроков. Они обратили свои взоры сюда, потому что регион имеет положительную динамику развития большинства отраслей экономики и обладает высоким рейтингом инвестиционной привлекательности. Но самое главное – малый и средний бизнес (МСБ) здесь показывает высокие темпы роста. А именно в этих сегментах отечественные лизинговые компании видят самый большой потенциал. С 2004 г. в общем портфеле российских лизинговых компаний доля сделок с крупными клиентами уменьшилась с 30% до 21%, этот же показатель по малым предприятиям вырос с 27% до 38%. В Ростове эта тенденция прослеживается еще ярче: доля сделок с МСБ доходит сегодня до 50%. К тому же ростовский рынок растет более активно, чем в целом по России: по стране в прошлом году – на 40%, а в Ростове и области – на 50%.
Пока игроки считают, что конкуренция не достигла своего апогея, потому что спрос значительно превышает предложение, ресурс роста огромный. ЕВГЕНИЙ БАЛАЛА, директор ростовского филиала ЗАО «Европлан»: «Сейчас в разных странах на лизинг приходится от 35 до 45% всех объемов инвестиций. У нас – 6-7%. Если считать, что мы идем по европейскому пути, можно понять, какой гигантский потенциал у наших лизинговых компаний».
Алексей Гарбузов утверждает: «Сегодня можно сказать, что на лизинг очереди стоят, поэтому и конкуренция не очень острая. Но пройдет год, и люди реально начнут сравнивать. Финансисты прекрасно понимают, что снижение будет, что придут крупные иностранные игроки. Поэтому, чтобы удержать своих клиентов и привлечь новых, надо держать марку и следить за конъюнктурой рынка».
Григорий Бутыров говорит, что рынок перешел на качественно новый этап: «Идет его активная сегментация, деление. Некоторые лизинговые компании занимаются только своими корпоративными клиентами (например, «Адмирал-Лизинг»). Другие выходят на рынок малого и среднего бизнеса. Есть лизинговые компании, работающие на очень крупном корпоративном рынке. «Альфа Лизинг», например, работает от миллиона долларов».
Большинство часто упоминаемых в прессе преимуществ местных компаний перед иногородними – лучшее знание местного бизнеса, быстрое оформление сделок и т.д. – эксперты считают надуманными. Алексей Гарбузов говорит, что в филиалах московских компаний работают ростовские специалисты, прекрасно знающие местный бизнес. А ЕКАТЕРИНА ПОРТНОВА, директор ростовского представительства «CARCADE Лизинг», уверяет: в ее компании заявки рассматривают в течение суток-двух, благодаря электронной системе и компьютерной сети. Эту точку зрения поддерживает и Евгений Балала: «Отличия небольшие есть. Но они связаны не с тем, московская компания или региональная, а со стоимостью ее ресурсов. Тот же «Центр-инвест» получает хорошую подпитку от ЕБРР, у них ликвидность на высоком уровне. Поэтому они могут предоставить своей лизинговой компании возможность работать без оглядки на ресурсы. Нельзя сказать, что московские в фаворе, а ростовские – в загоне». Г-н Балала отмечает, что кроме стоимости ресурсов, на успех компании влияет то, как отработаны технологии, насколько быстро принимают решения.
ИРИНА ПАНАРИНА, директор «Центр-Лизинга», еще более категорична: «Условия у всех приблизительно одинаковые. Преимущество имеет компания, обладающая доступом к более дешевым деньгам. Других нет». В то же время эксперты отмечают, что сегодня стоимость ресурсов у лизинговых компаний тоже приблизительно одинакова. Евгений Балала считает нивелирование рынка объективным процессом: «Это схема любой финансовой организации. Если существует высокая конкуренция, неизбежно нивелируется рынок. Естественно, маржа лизинговых компаний снижается».
Григорий Бутыров приводит среднерыночные ставки и условия: «Сроки – от двух до трех лет, ежегодное удорожание – от 8 до 15%, по малому и среднему бизнесу – от 10 до 12%. Первоначальный взнос колеблется около 20%». Сейчас при достаточно высокой конкуренции процент удорожания в разных компаниях практически одинаковый. Меняются сроки рассмотрения, лизинговые продукты обрастают дополнительными услугами, повышается их качество, культивируется индивидуальный подход к клиенту. Именно в этом эксперты видят основные инструменты конкурентной борьбы. Григорий Бутыров: «Все это может привести к тому, что клиент даже при возможности перейти в другую компанию и привлекать средства чуть дешевле, останется с вами. Потеряв на процентах, бизнесмен может выиграть во времени».
Алексей Гарбузов уточняет: «Есть, конечно, и нулевые, и гораздо ниже рыночных проценты. Но это говорит только о том, что компания работает с хорошим дисконтом от производителя или поставщика оборудования». На отношениях с поставщиками и производителями завязан и такой эффективный инструмент, как стопроцентное финансирование. Г-н Гарбузов объясняет его преимущества: «Когда наш клиент общается с поставщиком оборудования и просит порекомендовать, у кого оформить лизинг, естественно, любой поставщик порекомендует того, кто оплатит ему сразу всю сумму за оборудование, а не в рассрочку, ему это выгоднее».
Эксперты считают, что даже приход крупных игроков, в том числе и зарубежных, вряд ли сильно снизит ставки. Евгений Балала объясняет: «Ни один новый игрок не будет предлагать продукты со стоимостью, значительно ниже сложившейся на рынке, если только он не планирует его в перспективе монополизировать, захватив, скажем, 70-80%. Тогда он сможет вернуть со временем все свои издержки на демпинг. Да кто же ему даст монополизировать? В России достаточно крупных игроков».
Пока практически все лизинговые компании предоставляют весь комплекс лизинговых продуктов. Евгений Балала: «По сути, есть всего четыре классических продукта – лизинг автомобилей, технологического оборудования, специальной техники и недвижимости. Сегодня очень востребован автолизинг. Но через какое-то время подоспеют другие направления, поэтому нужно держать порох сухим по всем технологиям. Специализацию на одном виде лизинга я считаю преждевременной. Это нормальное явление на очень развитом рынке. Там, чтобы выжить, нужно сконцентрироваться на одном узком сегменте и довести услугу до совершенства».
Единственным исключением сейчас можно назвать компанию «CARCADE Лизинг», которая занимается исключительно автолизингом. Более того, Екатерина Портнова считает, что именно узкая специализация позволяет ее компании занимать лидирующие позиции: «Сейчас практически все занимаются автолизингом. Однако конкуренции, как таковой, мы не ощущаем. Система у нас отработана до мелочей. Мы знаем все тонкости, которые связаны с автомобилем, установили хорошие отношения со всеми салонами и импортерами. Это позволяет нам предлагать большое количество модификаций продукта и даже индивидуальные схемы».
Эксперты уверены, что наработки в автолизинге как самом развитом продукте могут быть со временем спроецированы и на другие направления. Григорий Бутыров: «Ни для кого не секрет, что автопроизводители предоставляют солидные скидки лизинговым компаниям, потому что лизинг увеличивает продажи. В данном случае делиться своей маржой справедливо. Кроме того, за счет дисконта лизинговая компания снижает свои ставки, делая лизинг еще более доступным и массовым инструментом. У предприятий, которые торгуют другим оборудованием, не так четко организован бизнес. Соответственно, они не имеют такой маржи и не готовы делиться ею с лизинговыми компаниями. Но со временем и они придут к этому».
Эксперты уже сегодня отмечают, что интересы предпринимателей постепенно смещаются в сторону оборудования для производства: «Стали чаще брать станки для среднего бизнеса, – говорит Ирина Панарина. – Везут из-за границы – для деревообработки, изготовления окон, мебели. Нельзя сказать, что оборудование приобретают намного больше, но тенденция прослеживается». Екатерина Портнова добавляет: «Сейчас у нас соотношение легкового и специального транспорта – 50 на 50. Часто, взяв легковой автомобиль, как говорится, для пробы, предприниматель понимает на практике выгоды лизинговой схемы и начинает брать технику для производства и бизнеса. Так что доля техники для производственных нужд в лизинге будет расти».
Эксперты уверены: объяснять, что такое лизинг, сегодня никому уже не надо. Те, кто воспользовался услугой один раз, возвращаются вновь и вновь. Но рост спроса тормозит недостаточная открытость компаний. Алексей Гарбузов: «Многие предприниматели из малого и среднего бизнеса вели серые учеты для снижения налогообложения, поэтому сейчас они часто получают отказ. Или они покупали финансовые продукты по очень высокой цене, потому что любая компания закладывает свои возможные потери в проценты. Понимая преимущества лизинга для дальнейшего роста, компании сами не прочь выйти из тени. Когда они становятся прозрачней для финансовых структур, им проще получить средства на свое развитие».