Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Обзор: Косметологические клиники и салоны красоты

эксперты Людмила Голубецкая специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» Игорь Дубровин директор Врачебно-косметологической лечебницы горбольницы №20 Анастасия Евдокимова директор са

Ростовский рынок косметологических услуг развивается вслед за потребительским спросом. Клиентам уже недостаточно стрижки и маникюра. Они хотят полного комплекса услуг в соответствии с последними мировыми достижениями в косметологии.
эксперты
Людмила Голубецкая
специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты»
Игорь Дубровин
директор Врачебно-косметологической лечебницы горбольницы №20
Анастасия Евдокимова
директор салона красоты «Dessange»
Зоя Ковалева
исполнительный директор Донского союза парикмахеров и косметологов
Светлана Рожкова
руководитель Центра медицинской косметологии «МИРРА»
Татьяна Русанова
ведущий специалист по вопросам бытового обслуживания отдела маркетинга департамента потребительского рынка, товаров и услуг администрации Ростовской области
Марина Чапек
директор студии эстетической косметологии «Эксклюзив»
 
Как сегментирован рынок косметологических услуг?
Почему рынок парикмахерских и косметологических услуг? нестабилен
Под чью диктовку будет развиваться рынок красоты?

 

Рынок косметологических услуг – один из самых динамичных: ежегодно состав игроков обновляется на треть. Половина из них компенсирует уход с рынка старых игроков, другие 50% обеспечивают количественный рост. Качество услуг не зависит от увеличения числа операторов: три четверти салонов относятся к среднему ценовому сегменту.

Салоны красоты увеличивают объемы продаж

Участники рынка отмечают растущий спрос на услуги. «Далеко в прошлом остались стереотипы, что внешний вид неважен, что прически надо делать по праздникам, а маски, массажи, омолаживающие процедуры – удел богатых бездельников. Сейчас выглядеть ухоженным не просто модно, это стало правилом хорошего тона, а во многих сферах – обязательным условием для получения работы и карьерного роста, не говоря уже об успешности в бизнесе», – рассказала СВЕТЛАНА РОЖКОВА, руководитель Центра медицинской косметологии «МИРРА».

Ее мнение подтверждают данные официальной статистики. По сведениям Управления потребительского рынка, товаров и услуг РО, косметологический бизнес постоянно увеличивает свою долю в общем объеме услуг, предлагаемых населению: в 2005 г. она выросла с 15 до 22%. Это происходит как за счет расширения перечня оказываемых услуг, так и благодаря росту платежеспособного спроса на них. Например, в 2004 г. жители области оставили в парикмахерских 432 млн руб., а в 2005 г. – уже 605 млн руб.

Точных данных о количестве игроков и сегментации рынка нет. Это связано с тем, что в отрасли не существует единых государственных стандартов. ЗОЯ КОВАЛЕВА, исполнительный директор Донского союза парикмахеров и косметологов: «Сегодня салоном красоты может называться простая парикмахерская на два-четыре кресла. И наоборот – салон, где предоставляют сложные услуги, требующие высшего медицинского образования и лицензирования по каждому виду».

Если услуги относятся к медицин­скому, а не к бытовому обслуживанию, их учетом и регламентацией занимается министерство здравоохранения. По его данным, сегодня в Ростове-на-Дону соответствующие лицензии имеют 20 учреждений. В зависимости от названия, они могут специализироваться на эстетической косметологии (салоны), лечебной и хирургической(клиники или отделения), на определенной технологии или линии косметики (центры).

Количество игроков, занимающихся «бытовой» красотой, называют регистрирующие и контролирующие органы. По их данным, в Ростове-на-Дону действуют 523 структурных подразделений, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

Игроки стремятся к саморегулированию

По социальному статусу посетителей косметологические клиники и салоны красоты можно поделить на эконом-­, средний и премиум-класс. Примерно три четверти ростовского рынка приходится на заведения среднего класса (чек – 100-300 руб.). Как правило, такие салоны располагаются в спальных микрорайонах или вблизи от крупных жилых кварталов в центре города. Они рассчитаны на невзыскательных клиентов, поэтому для успешного функционирования им достаточно трех-четырех рабочих мест и примерно столько же видов услуг. По свидетельству ведущего специалиста по вопросам бытового обслуживания областного департамента потребительского рынка, товаров и услуг ТАТЬЯНЫ РУСАНОВОЙ, высокая конкуренция в этом сегменте приводит к снижению цен и ориентирует предпринимателей на самые простые услуги в сегменте «эконом-класс». В свою очередь, совсем плохо оборудованные парикмахерские уходят с рынка, так как не в состоянии конкурировать с более оснащенными коллегами. Услуги эконом-класса обойдутся клиенту от 50 до 100 рублей, их доля невысока – не более 6 %. Эксперты такие заведения не относят к салонному бизнесу, так как салон подразумевает предоставление комплекса более сложных, постоянно обновляющихся парикмахерских и косметических услуг, включающих работу косметика, массажиста, визажиста, часто – возможность пользоваться солярием.

Вторая группа игроков – салоны класса премиум. Они ориентируются на клиентов с высоким уровнем доходов и позиционируют себя как имиджевые заведения, занимая порядка 15% местного рынка. В этих салонах работают сертифицированные специалисты, которые применяют брендовую профессиональную косметику, чаще всего разных линий и ценовых категорий, модные косметические и парикмахерские технологии. Визит сюда обойдется в среднем в 1тыс. руб.

Для ростовского рынка характерны единичные вкрапления двух сегментов – медиум плюс (с ценовой шкалой от 300 до 1тыс. рублей) и VIP-салонов (стоимость разового визита – от $100). «Медиум-плюс» почти не отличается от класса «премиум» квалификацией мастеров, но здесь используются более дешевые линии косметики и отсутствуют сопутствующие услуги из разряда «чашечка кофе каждому клиенту». Салоны класса «люкс», напротив, подразумевают работу с брендами мирового уровня и, скорее, напоминают закрытые клубы с очень высокими стандартами обслуживания. Здешние мастера должны проходить обучение в известных или авто­р-ских школах и обладать уникальными технологиями.

Очень часто отнести заведение к какому-либо конкретному классу сложно. Путаница возникла три года назад, когда отменили обязательную сертификацию услуг и специалистов в бытовом секторе. Клиенты оказались дезориентированы, и серьезные игроки занялись добровольной сертификацией. Сейчас в Ростове эти услуги оказывают Донской Центр сертификации услуг и продукции при Донской ремесленной палате и пять негосударственных образовательных учреждений (НОУ), имеющих аккредитацию Министерства образования. Стоимость обучения с получением сертификата в НОУ колеблется от 6 тыс. руб. за специальность до нескольких сотен долларов. Такой разброс цен объясним, считает ЛЮДМИЛА ГОЛУБЕЦКАЯ, специалист wпо маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» (холдинг «К-Инвест»): «Люди, которые стремятся найти высокооплачиваемую работу, вкладывают деньги в образование. Высококлассная подготовка дает возможность оказывать элитные услуги. Соответственно, растет и сто-имость услуг, индивидуальная ценность работника».

Клиники приветствуют ужесточение стандартов

На рынке косметологических центров в последние три года наблюдалась стойкая тенденция к отделению услуг медицинского характера (все виды массажа, омоложение кожи лица и тела, криомассаж, миоэлектростимуляция, пилинг, электроэпиляция, татуаж и др.) от эстетических, «наружных» работ. Развести эти услуги по разным учреждениям заставило законодательство, установившее обязательное лицензирование медицинских технологий. При этом ужесточились требования к квалификации персонала, оборудованию и санитарному состоянию салонов. Тех, кто не соответствовал заданным стандартам, весной прошлого года, после специальных проверок, лишили лицензий. «Мы были удивлены, и даже шокированы, когда в некоторых дорогих салонах увидели, что инструмент дезинфицируют «Доместосом», – вспоминает Татьяна Русанова.

Большинство игроков считают, что такая «чистка» пошла рынку на пользу. «И слава богу! – говорит МАРИНА ЧАПЕК, директор студии эстетической косметологии «Эксклюзив». – Под кожу не должны лезть люди без высшего медицинского образования, работающие в помещении, не соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям».

Директор Врачебно-косметологической лечебницы ИГОРЬ ДУБРОВИН – сторонник еще большего ужесточения требований: «В советские времена врачом-косметологом мог быть только дермато-венеролог, а пластической косметологией – заниматься исключительно челюстно-лицевой хихирург. А сегодня в косметологию часто идут непрофильные врачи, прошедшие иногда «трехдневный» курс по отдельной методике. Это неправильно». С этим согласна Светлана Рожкова, которая отмечает, что непрофессионализм отдельных игроков подрывает доверие к отрасли в целом, дискредитирует даже действенные и проверенные методики, вырабатывает стереотип «выброшенных денег».

Теоретически, косметологическое учреждение, имеющее медицинские лицензии, может оказывать и эстетические услуги. Но многие эксперты считают этоневыгодным, так как мотивы, цели обращения и ожидания от производимых манипуляций совершенно разные.

Рынок будет прирастать крупными игроками
Эксперты предрекают развитие отрасли в ближайшее время и, в первую очередь, за счет освоения новых ниш. «Рынок не насыщен. Практически нет сетевых операторов, хотя характер бизнеса к этому располагает. Есть предприниматели, имеющие несколько парикмахерских или салонов в разных районах города, но которые работают под различными названиями и даже не всегда по одним стандартам», – считает Татьяна Русанова. Хорошее будущее эксперты прочат авторским салонам-мастерским (например, студия красоты Марины Васканян, авторская школа Ольги Берберян при салоне «Космос»). «Развитие авторских студий – приятное и редкое явление для нестоличного города. Они будут востребованы», – комментирует г-жа Русанова. Управление потребительского рынка отмечает и тенденцию к сокращению рабочих мест в крупных салонах красоты с советским прошлым. Так, например, еще совсем недавно самый крупный в Ростове-на-Дону салон красоты при Доме мод сократил количество рабочих мест на треть. 
Развиваться рынок будет и за счет новых игроков. Их привлекает низкий порог вхождения в бизнес: для того чтобы открыть маленькую парикмахерскую с двумя рабочими местами, достаточно $10 тыс. Эти затраты могут увеличиваться в зависимости от масштабов открываемого бизнеса, сложности услуг и т.д. Максимальные первоначальные вложения в открытие салона эксперты оценивают в $200 тыс., но даже такие инвестиции не гарантируют успеха: в ростовских салонах зачастую отсутствуют профессиональный подход к управлению и долгосрочная стратегия развития. Менеджеры и владельцы заведений не профессиональные управленцы, а парикмахеры или косметологи, которые продолжают самостоятельно обслуживать клиентов. Не имея навыков управления и не располагая современными бизнес-технологиями, они часто через год-два существования закрывают свой бизнес.

Вымывается, прежде всего, самый дешевый сегмент. Эксперты считают, что причина не только в коммерческой некомпетентности их владельцев. Эти услуги просто не пользуются спросом: в ближайшие годы будет востребованы дорогие и сложные услуги.
Еще одной тенденцией эксперты называют приход в индустрию красоты крупных компаний и предпринимателей, имеющих успешный опыт ведения бизнеса на других рынках. Например, салон-парикмахерская «Крокус» входит в холдинг «К-Инвест», а салон «Dessange» принадлежит группе компаний ААА. АНАСТАСИЯ ЕВДОКИМОВА, директор салона красоты «Dessange», опираясь на годовой опыт работы салона, говорит : Вложение в салоны класса «люкс» весьма внушительны , в прошлом году мы потратили только на обучение персонала около 300 тыс. руб. Но интерес клиентов к нашим услугам уже сегодня позволяет нам прогнозировать срок окупаемости около трех лет.
ЛЮДМИЛА ГОЛУБЕЦКАЯ, специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» (холдинг «К-Инвест»), говорит: «Серьезная компания строить бизнес на удовлетворении случайных потребностей не будет. Разрабатывается стратегия, определяется ниша, сегмент, целевой потребитель, ассортимент и классность услуг, прейскурант, соответственно, определяется квалификация персонала. Мы сделали срез по клиентам и определили, где у нас услуг меньше. Потребитель класса «премиум» – солидная доля пирога. Будущее – за брендовыми салонами с централизованным управлением».
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.