Подписаться
Курс ЦБ на 03.07
78,65
92,67

Обзор: Косметологические клиники и салоны красоты

эксперты Людмила Голубецкая специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» Игорь Дубровин директор Врачебно-косметологической лечебницы горбольницы №20 Анастасия Евдокимова директор са

Ростовский рынок косметологических услуг развивается вслед за потребительским спросом. Клиентам уже недостаточно стрижки и маникюра. Они хотят полного комплекса услуг в соответствии с последними мировыми достижениями в косметологии.
эксперты
Людмила Голубецкая
специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты»
Игорь Дубровин
директор Врачебно-косметологической лечебницы горбольницы №20
Анастасия Евдокимова
директор салона красоты «Dessange»
Зоя Ковалева
исполнительный директор Донского союза парикмахеров и косметологов
Светлана Рожкова
руководитель Центра медицинской косметологии «МИРРА»
Татьяна Русанова
ведущий специалист по вопросам бытового обслуживания отдела маркетинга департамента потребительского рынка, товаров и услуг администрации Ростовской области
Марина Чапек
директор студии эстетической косметологии «Эксклюзив»
 
Как сегментирован рынок косметологических услуг?
Почему рынок парикмахерских и косметологических услуг? нестабилен
Под чью диктовку будет развиваться рынок красоты?

 

Рынок косметологических услуг – один из самых динамичных: ежегодно состав игроков обновляется на треть. Половина из них компенсирует уход с рынка старых игроков, другие 50% обеспечивают количественный рост. Качество услуг не зависит от увеличения числа операторов: три четверти салонов относятся к среднему ценовому сегменту.

Салоны красоты увеличивают объемы продаж

Участники рынка отмечают растущий спрос на услуги. «Далеко в прошлом остались стереотипы, что внешний вид неважен, что прически надо делать по праздникам, а маски, массажи, омолаживающие процедуры – удел богатых бездельников. Сейчас выглядеть ухоженным не просто модно, это стало правилом хорошего тона, а во многих сферах – обязательным условием для получения работы и карьерного роста, не говоря уже об успешности в бизнесе», – рассказала СВЕТЛАНА РОЖКОВА, руководитель Центра медицинской косметологии «МИРРА».

Ее мнение подтверждают данные официальной статистики. По сведениям Управления потребительского рынка, товаров и услуг РО, косметологический бизнес постоянно увеличивает свою долю в общем объеме услуг, предлагаемых населению: в 2005 г. она выросла с 15 до 22%. Это происходит как за счет расширения перечня оказываемых услуг, так и благодаря росту платежеспособного спроса на них. Например, в 2004 г. жители области оставили в парикмахерских 432 млн руб., а в 2005 г. – уже 605 млн руб.

Точных данных о количестве игроков и сегментации рынка нет. Это связано с тем, что в отрасли не существует единых государственных стандартов. ЗОЯ КОВАЛЕВА, исполнительный директор Донского союза парикмахеров и косметологов: «Сегодня салоном красоты может называться простая парикмахерская на два-четыре кресла. И наоборот – салон, где предоставляют сложные услуги, требующие высшего медицинского образования и лицензирования по каждому виду».

Если услуги относятся к медицин­скому, а не к бытовому обслуживанию, их учетом и регламентацией занимается министерство здравоохранения. По его данным, сегодня в Ростове-на-Дону соответствующие лицензии имеют 20 учреждений. В зависимости от названия, они могут специализироваться на эстетической косметологии (салоны), лечебной и хирургической(клиники или отделения), на определенной технологии или линии косметики (центры).

Количество игроков, занимающихся «бытовой» красотой, называют регистрирующие и контролирующие органы. По их данным, в Ростове-на-Дону действуют 523 структурных подразделений, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

Игроки стремятся к саморегулированию

По социальному статусу посетителей косметологические клиники и салоны красоты можно поделить на эконом-­, средний и премиум-класс. Примерно три четверти ростовского рынка приходится на заведения среднего класса (чек – 100-300 руб.). Как правило, такие салоны располагаются в спальных микрорайонах или вблизи от крупных жилых кварталов в центре города. Они рассчитаны на невзыскательных клиентов, поэтому для успешного функционирования им достаточно трех-четырех рабочих мест и примерно столько же видов услуг. По свидетельству ведущего специалиста по вопросам бытового обслуживания областного департамента потребительского рынка, товаров и услуг ТАТЬЯНЫ РУСАНОВОЙ, высокая конкуренция в этом сегменте приводит к снижению цен и ориентирует предпринимателей на самые простые услуги в сегменте «эконом-класс». В свою очередь, совсем плохо оборудованные парикмахерские уходят с рынка, так как не в состоянии конкурировать с более оснащенными коллегами. Услуги эконом-класса обойдутся клиенту от 50 до 100 рублей, их доля невысока – не более 6 %. Эксперты такие заведения не относят к салонному бизнесу, так как салон подразумевает предоставление комплекса более сложных, постоянно обновляющихся парикмахерских и косметических услуг, включающих работу косметика, массажиста, визажиста, часто – возможность пользоваться солярием.

Вторая группа игроков – салоны класса премиум. Они ориентируются на клиентов с высоким уровнем доходов и позиционируют себя как имиджевые заведения, занимая порядка 15% местного рынка. В этих салонах работают сертифицированные специалисты, которые применяют брендовую профессиональную косметику, чаще всего разных линий и ценовых категорий, модные косметические и парикмахерские технологии. Визит сюда обойдется в среднем в 1тыс. руб.

Для ростовского рынка характерны единичные вкрапления двух сегментов – медиум плюс (с ценовой шкалой от 300 до 1тыс. рублей) и VIP-салонов (стоимость разового визита – от $100). «Медиум-плюс» почти не отличается от класса «премиум» квалификацией мастеров, но здесь используются более дешевые линии косметики и отсутствуют сопутствующие услуги из разряда «чашечка кофе каждому клиенту». Салоны класса «люкс», напротив, подразумевают работу с брендами мирового уровня и, скорее, напоминают закрытые клубы с очень высокими стандартами обслуживания. Здешние мастера должны проходить обучение в известных или авто­р-ских школах и обладать уникальными технологиями.

Очень часто отнести заведение к какому-либо конкретному классу сложно. Путаница возникла три года назад, когда отменили обязательную сертификацию услуг и специалистов в бытовом секторе. Клиенты оказались дезориентированы, и серьезные игроки занялись добровольной сертификацией. Сейчас в Ростове эти услуги оказывают Донской Центр сертификации услуг и продукции при Донской ремесленной палате и пять негосударственных образовательных учреждений (НОУ), имеющих аккредитацию Министерства образования. Стоимость обучения с получением сертификата в НОУ колеблется от 6 тыс. руб. за специальность до нескольких сотен долларов. Такой разброс цен объясним, считает ЛЮДМИЛА ГОЛУБЕЦКАЯ, специалист wпо маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» (холдинг «К-Инвест»): «Люди, которые стремятся найти высокооплачиваемую работу, вкладывают деньги в образование. Высококлассная подготовка дает возможность оказывать элитные услуги. Соответственно, растет и сто-имость услуг, индивидуальная ценность работника».

Клиники приветствуют ужесточение стандартов

На рынке косметологических центров в последние три года наблюдалась стойкая тенденция к отделению услуг медицинского характера (все виды массажа, омоложение кожи лица и тела, криомассаж, миоэлектростимуляция, пилинг, электроэпиляция, татуаж и др.) от эстетических, «наружных» работ. Развести эти услуги по разным учреждениям заставило законодательство, установившее обязательное лицензирование медицинских технологий. При этом ужесточились требования к квалификации персонала, оборудованию и санитарному состоянию салонов. Тех, кто не соответствовал заданным стандартам, весной прошлого года, после специальных проверок, лишили лицензий. «Мы были удивлены, и даже шокированы, когда в некоторых дорогих салонах увидели, что инструмент дезинфицируют «Доместосом», – вспоминает Татьяна Русанова.

Большинство игроков считают, что такая «чистка» пошла рынку на пользу. «И слава богу! – говорит МАРИНА ЧАПЕК, директор студии эстетической косметологии «Эксклюзив». – Под кожу не должны лезть люди без высшего медицинского образования, работающие в помещении, не соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям».

Директор Врачебно-косметологической лечебницы ИГОРЬ ДУБРОВИН – сторонник еще большего ужесточения требований: «В советские времена врачом-косметологом мог быть только дермато-венеролог, а пластической косметологией – заниматься исключительно челюстно-лицевой хихирург. А сегодня в косметологию часто идут непрофильные врачи, прошедшие иногда «трехдневный» курс по отдельной методике. Это неправильно». С этим согласна Светлана Рожкова, которая отмечает, что непрофессионализм отдельных игроков подрывает доверие к отрасли в целом, дискредитирует даже действенные и проверенные методики, вырабатывает стереотип «выброшенных денег».

Теоретически, косметологическое учреждение, имеющее медицинские лицензии, может оказывать и эстетические услуги. Но многие эксперты считают этоневыгодным, так как мотивы, цели обращения и ожидания от производимых манипуляций совершенно разные.

Рынок будет прирастать крупными игроками
Эксперты предрекают развитие отрасли в ближайшее время и, в первую очередь, за счет освоения новых ниш. «Рынок не насыщен. Практически нет сетевых операторов, хотя характер бизнеса к этому располагает. Есть предприниматели, имеющие несколько парикмахерских или салонов в разных районах города, но которые работают под различными названиями и даже не всегда по одним стандартам», – считает Татьяна Русанова. Хорошее будущее эксперты прочат авторским салонам-мастерским (например, студия красоты Марины Васканян, авторская школа Ольги Берберян при салоне «Космос»). «Развитие авторских студий – приятное и редкое явление для нестоличного города. Они будут востребованы», – комментирует г-жа Русанова. Управление потребительского рынка отмечает и тенденцию к сокращению рабочих мест в крупных салонах красоты с советским прошлым. Так, например, еще совсем недавно самый крупный в Ростове-на-Дону салон красоты при Доме мод сократил количество рабочих мест на треть. 
Развиваться рынок будет и за счет новых игроков. Их привлекает низкий порог вхождения в бизнес: для того чтобы открыть маленькую парикмахерскую с двумя рабочими местами, достаточно $10 тыс. Эти затраты могут увеличиваться в зависимости от масштабов открываемого бизнеса, сложности услуг и т.д. Максимальные первоначальные вложения в открытие салона эксперты оценивают в $200 тыс., но даже такие инвестиции не гарантируют успеха: в ростовских салонах зачастую отсутствуют профессиональный подход к управлению и долгосрочная стратегия развития. Менеджеры и владельцы заведений не профессиональные управленцы, а парикмахеры или косметологи, которые продолжают самостоятельно обслуживать клиентов. Не имея навыков управления и не располагая современными бизнес-технологиями, они часто через год-два существования закрывают свой бизнес.

Вымывается, прежде всего, самый дешевый сегмент. Эксперты считают, что причина не только в коммерческой некомпетентности их владельцев. Эти услуги просто не пользуются спросом: в ближайшие годы будет востребованы дорогие и сложные услуги.
Еще одной тенденцией эксперты называют приход в индустрию красоты крупных компаний и предпринимателей, имеющих успешный опыт ведения бизнеса на других рынках. Например, салон-парикмахерская «Крокус» входит в холдинг «К-Инвест», а салон «Dessange» принадлежит группе компаний ААА. АНАСТАСИЯ ЕВДОКИМОВА, директор салона красоты «Dessange», опираясь на годовой опыт работы салона, говорит : Вложение в салоны класса «люкс» весьма внушительны , в прошлом году мы потратили только на обучение персонала около 300 тыс. руб. Но интерес клиентов к нашим услугам уже сегодня позволяет нам прогнозировать срок окупаемости около трех лет.
ЛЮДМИЛА ГОЛУБЕЦКАЯ, специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» (холдинг «К-Инвест»), говорит: «Серьезная компания строить бизнес на удовлетворении случайных потребностей не будет. Разрабатывается стратегия, определяется ниша, сегмент, целевой потребитель, ассортимент и классность услуг, прейскурант, соответственно, определяется квалификация персонала. Мы сделали срез по клиентам и определили, где у нас услуг меньше. Потребитель класса «премиум» – солидная доля пирога. Будущее – за брендовыми салонами с централизованным управлением».
Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
  • «Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма«Не могу больше»: почему выгоревшие сотрудники уходят, а работодатели снижают объемы найма
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.