Обзор: Косметологические клиники и салоны красоты
эксперты Людмила Голубецкая специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» Игорь Дубровин директор Врачебно-косметологической лечебницы горбольницы №20 Анастасия Евдокимова директор са
Людмила Голубецкая
специалист по маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты»
Игорь Дубровин
директор Врачебно-косметологической лечебницы горбольницы №20
Анастасия Евдокимова
директор салона красоты «Dessange»
Зоя Ковалева
исполнительный директор Донского союза парикмахеров и косметологов
Светлана Рожкова
руководитель Центра медицинской косметологии «МИРРА»
Татьяна Русанова
ведущий специалист по вопросам бытового обслуживания отдела маркетинга департамента потребительского рынка, товаров и услуг администрации Ростовской области
Марина Чапек
директор студии эстетической косметологии «Эксклюзив»
Почему рынок парикмахерских и косметологических услуг? нестабилен
Под чью диктовку будет развиваться рынок красоты?
Рынок косметологических услуг – один из самых динамичных: ежегодно состав игроков обновляется на треть. Половина из них компенсирует уход с рынка старых игроков, другие 50% обеспечивают количественный рост. Качество услуг не зависит от увеличения числа операторов: три четверти салонов относятся к среднему ценовому сегменту.
Участники рынка отмечают растущий спрос на услуги. «Далеко в прошлом остались стереотипы, что внешний вид неважен, что прически надо делать по праздникам, а маски, массажи, омолаживающие процедуры – удел богатых бездельников. Сейчас выглядеть ухоженным не просто модно, это стало правилом хорошего тона, а во многих сферах – обязательным условием для получения работы и карьерного роста, не говоря уже об успешности в бизнесе», – рассказала СВЕТЛАНА РОЖКОВА, руководитель Центра медицинской косметологии «МИРРА».
Ее мнение подтверждают данные официальной статистики. По сведениям Управления потребительского рынка, товаров и услуг РО, косметологический бизнес постоянно увеличивает свою долю в общем объеме услуг, предлагаемых населению: в 2005 г. она выросла с 15 до 22%. Это происходит как за счет расширения перечня оказываемых услуг, так и благодаря росту платежеспособного спроса на них. Например, в 2004 г. жители области оставили в парикмахерских 432 млн руб., а в 2005 г. – уже 605 млн руб.
Точных данных о количестве игроков и сегментации рынка нет. Это связано с тем, что в отрасли не существует единых государственных стандартов. ЗОЯ КОВАЛЕВА, исполнительный директор Донского союза парикмахеров и косметологов: «Сегодня салоном красоты может называться простая парикмахерская на два-четыре кресла. И наоборот – салон, где предоставляют сложные услуги, требующие высшего медицинского образования и лицензирования по каждому виду».
Если услуги относятся к медицинскому, а не к бытовому обслуживанию, их учетом и регламентацией занимается министерство здравоохранения. По его данным, сегодня в Ростове-на-Дону соответствующие лицензии имеют 20 учреждений. В зависимости от названия, они могут специализироваться на эстетической косметологии (салоны), лечебной и хирургической(клиники или отделения), на определенной технологии или линии косметики (центры).
Количество игроков, занимающихся «бытовой» красотой, называют регистрирующие и контролирующие органы. По их данным, в Ростове-на-Дону действуют 523 структурных подразделений, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.
По социальному статусу посетителей косметологические клиники и салоны красоты можно поделить на эконом-, средний и премиум-класс. Примерно три четверти ростовского рынка приходится на заведения среднего класса (чек – 100-300 руб.). Как правило, такие салоны располагаются в спальных микрорайонах или вблизи от крупных жилых кварталов в центре города. Они рассчитаны на невзыскательных клиентов, поэтому для успешного функционирования им достаточно трех-четырех рабочих мест и примерно столько же видов услуг. По свидетельству ведущего специалиста по вопросам бытового обслуживания областного департамента потребительского рынка, товаров и услуг ТАТЬЯНЫ РУСАНОВОЙ, высокая конкуренция в этом сегменте приводит к снижению цен и ориентирует предпринимателей на самые простые услуги в сегменте «эконом-класс». В свою очередь, совсем плохо оборудованные парикмахерские уходят с рынка, так как не в состоянии конкурировать с более оснащенными коллегами. Услуги эконом-класса обойдутся клиенту от 50 до 100 рублей, их доля невысока – не более 6 %. Эксперты такие заведения не относят к салонному бизнесу, так как салон подразумевает предоставление комплекса более сложных, постоянно обновляющихся парикмахерских и косметических услуг, включающих работу косметика, массажиста, визажиста, часто – возможность пользоваться солярием.
Вторая группа игроков – салоны класса премиум. Они ориентируются на клиентов с высоким уровнем доходов и позиционируют себя как имиджевые заведения, занимая порядка 15% местного рынка. В этих салонах работают сертифицированные специалисты, которые применяют брендовую профессиональную косметику, чаще всего разных линий и ценовых категорий, модные косметические и парикмахерские технологии. Визит сюда обойдется в среднем в 1тыс. руб.
Для ростовского рынка характерны единичные вкрапления двух сегментов – медиум плюс (с ценовой шкалой от 300 до 1тыс. рублей) и VIP-салонов (стоимость разового визита – от $100). «Медиум-плюс» почти не отличается от класса «премиум» квалификацией мастеров, но здесь используются более дешевые линии косметики и отсутствуют сопутствующие услуги из разряда «чашечка кофе каждому клиенту». Салоны класса «люкс», напротив, подразумевают работу с брендами мирового уровня и, скорее, напоминают закрытые клубы с очень высокими стандартами обслуживания. Здешние мастера должны проходить обучение в известных или автор-ских школах и обладать уникальными технологиями.
Очень часто отнести заведение к какому-либо конкретному классу сложно. Путаница возникла три года назад, когда отменили обязательную сертификацию услуг и специалистов в бытовом секторе. Клиенты оказались дезориентированы, и серьезные игроки занялись добровольной сертификацией. Сейчас в Ростове эти услуги оказывают Донской Центр сертификации услуг и продукции при Донской ремесленной палате и пять негосударственных образовательных учреждений (НОУ), имеющих аккредитацию Министерства образования. Стоимость обучения с получением сертификата в НОУ колеблется от 6 тыс. руб. за специальность до нескольких сотен долларов. Такой разброс цен объясним, считает ЛЮДМИЛА ГОЛУБЕЦКАЯ, специалист wпо маркетингу и рекламе НПО «Индустрия красоты» (холдинг «К-Инвест»): «Люди, которые стремятся найти высокооплачиваемую работу, вкладывают деньги в образование. Высококлассная подготовка дает возможность оказывать элитные услуги. Соответственно, растет и сто-имость услуг, индивидуальная ценность работника».
На рынке косметологических центров в последние три года наблюдалась стойкая тенденция к отделению услуг медицинского характера (все виды массажа, омоложение кожи лица и тела, криомассаж, миоэлектростимуляция, пилинг, электроэпиляция, татуаж и др.) от эстетических, «наружных» работ. Развести эти услуги по разным учреждениям заставило законодательство, установившее обязательное лицензирование медицинских технологий. При этом ужесточились требования к квалификации персонала, оборудованию и санитарному состоянию салонов. Тех, кто не соответствовал заданным стандартам, весной прошлого года, после специальных проверок, лишили лицензий. «Мы были удивлены, и даже шокированы, когда в некоторых дорогих салонах увидели, что инструмент дезинфицируют «Доместосом», – вспоминает Татьяна Русанова.
Большинство игроков считают, что такая «чистка» пошла рынку на пользу. «И слава богу! – говорит МАРИНА ЧАПЕК, директор студии эстетической косметологии «Эксклюзив». – Под кожу не должны лезть люди без высшего медицинского образования, работающие в помещении, не соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям».
Директор Врачебно-косметологической лечебницы ИГОРЬ ДУБРОВИН – сторонник еще большего ужесточения требований: «В советские времена врачом-косметологом мог быть только дермато-венеролог, а пластической косметологией – заниматься исключительно челюстно-лицевой хихирург. А сегодня в косметологию часто идут непрофильные врачи, прошедшие иногда «трехдневный» курс по отдельной методике. Это неправильно». С этим согласна Светлана Рожкова, которая отмечает, что непрофессионализм отдельных игроков подрывает доверие к отрасли в целом, дискредитирует даже действенные и проверенные методики, вырабатывает стереотип «выброшенных денег».
Теоретически, косметологическое учреждение, имеющее медицинские лицензии, может оказывать и эстетические услуги. Но многие эксперты считают этоневыгодным, так как мотивы, цели обращения и ожидания от производимых манипуляций совершенно разные.