Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
61,80
68,29
Деловой квартал / Новости / Обзор ДК: Клининговые компании

Обзор ДК: Клининговые компании

04:00   09.07.2007

Эксперты говорят, что рынок клининговых услуг развивается очень динамично. «Максимальный рост пришелся на 2005 –2006 гг., когда количество компаний, оказывающих клининговые услуги, выросло почти вд

Еще три года назад в Ростове практически не существовало клининга. Как утверждают эксперты, и термин, и спрос на профессиональные услуги по уборке помещений привезли столичные компании, открывавшие здесь свои филиалы. В течение нескольких лет сформировался местный рынок профессиональных клининговых услуг, где есть собственные сильные игроки с профессиональными бригадами и специальной техникой для уборки помещений. Они уже практически поделили рынок, теперь осваивают новые ниши и повышают качество работы.

Эксперты говорят, что рынок клининговых услуг развивается очень динамично. «Максимальный рост пришелся на 2005 –2006 гг., когда количество компаний, оказывающих клининговые услуги, выросло почти вдвое, а на рынке обозначились сильные местные игроки. Сегодня рынок растет динамично, но не так активно: в квартал появляется одна-две компании, но их объемы сильно не влияют на существующий расклад сил», – считает АЛЕКСЕЙ ШВЕЦОВ, директор компании «Альбатрос».

Рынок клининга растет вслед за клиентами

По подсчетам экспертов, в Ростове работает не менее 35 клининговых компаний. Основными игроками участники рынка называют «TDO-Клининг», «Альбатрос», «О2» и «Кристалл». Кроме того, по мнению директора компании «TDO Клининг» ОЛЕГА БОРОДЫ, активную деятельность в Ростове ведут московские клининговые компании «Ронова Клининг» и «Чистая сила»: «Не имея собственных представительств в городе, они работают удаленно, нанимая и обучая в Ростове бригады «менеджеров чистоты». Их клиенты – местные филиалы крупнейших транснациональных и федеральных торговых сетей и финансовых учреждений». Остальные, по мнению директора компании «Кристалл» ВЯЧЕ­СЛАВА КОВШАРЯ, – это небольшие фирмы из двух-трех человек, которые громко о себе не заявляют.

Появление новых игроков на рынке эксперты связывают с растущим спросом на услуги по профессиональной уборке помещений. Кроме того, как считает Вячеслав Ковшарь, предпринимателей очень привлекает достаточно высокая доходность бизнеса – 15-20%: «Рентабельность клининговой компании на 90% зависит от конъюнктуры рынка, и на 10% – от качест­ва услуг. Поэтому, когда услуга уборки помещений вошла в моду, в Ростове появилось достаточно много профильных компаний».

По мнению ДЕНИСА ЧАСОВСКИХ, директора клининговой компании Rollenfer, еще один фактор, который привлекает новых игроков на рынок клининга, – это недорогой входной билет, в среднем для открытия фирмы требуется $20 тыс. А директор компании «СоюзПромСервис» АЛЕКСАНДР ТЮМЕНЦЕВ считает, что создать клининговую компанию можно, имея минимум средств: «Эти деньги пойдут на регистрацию компании, аренду небольшого офиса, найм персонала и покупку профессиональной химии. Дальше все зависит от амбиций предпринимателя: можно совершенствовать техническое оснащение, обучать персонал компании и расти за счет привлечения крупных клиентов, а можно уйти в нишу услуг для физических лиц и малого бизнеса и расти горизонтально».

Эксперты говорят, что рынок клининга все еще подвержен фактору сезонности. «В зимний период обороты снижаются на 30-40%. Это связано с тем, что резко снижается спрос на разовые и специальные работы», – уверен Вячеслав Ковшарь. По мнению Дениса Часовских, сезонности подвержены специальные работы, такие, как мытье окон, фасадов, химическая чистка ковров, генеральная уборка, в отличие от них «комплексная» уборка нужна ежедневно.

Однако некоторые игроки говорят, что сезонность бизнеса в клининге – явление временное. «Я думаю, что через некоторое время фактор сезонности будет преодолен за счет специальных, «зимних» услуг, таких, как уборка территории от снега, очистка крыш и вывоз мусора», – говорит Олег Борода.

Клининговые компании переводят клиентов на долгосрочное обслуживание

Участники рынка говорят, что они работают для корпоративных клиентов. «Большинство клининговых компаний сейчас работают в сегменте B2B, предоставляя свои услуги торговым и бизнес-центрам, крупным местным и столичным компаниям», – говорит Денис Часовских.

Основной упор игроки делают на предоставление долгосрочных комплексных услуг. «Одно время в Ростове была распространена практика предоставления разовых услуг. Но это была вынужденная мера: многие компании просто не понимали смысл услуги, которую предоставляют клининговые компании и старались обойтись своими силами. Но с приходом в Ростов крупных компаний с большими площадями, таких, как Metro и «ОКей», и появления в городе крупных бизнес-центров, спрос на услуги по уборке помещений резко вырос. Сегодня основная ставка в клининговом бизнесе делается на долгосрочное обслуживание», – говорит Олег Борода.

По мнению Вячеслава Ковшаря, количество клиентов, непонимающих удобст­ва использования клининговых услуг, сокращается: «Мы постоянно популяризируем клининговые услуги: для завоевания «сомневающихся» используем бесплатные показательные работы, знакомим их с отзывами и рекомендациями наших постоянных клиентов, объясняем экономическую выгоду сотрудничества с клининговой компанией».

Эти усилия, по мнению экспертов, за последние полтора года способствовали тому, что количество разовых контрактов резко уменьшилось, и теперь более половины договоров на уборку помещений и оказание специализированных услуг носят долгосрочный характер. Денис Часовских: «Долгосрочное сотрудничество предполагает минимальные цены на услуги, но выгодно клининговым компаниям тем, что обеспечивает стабильный фронт работ и постоянное поступление средств. Как отмечают эксперты, полноценный уход за зданием предполагает ежедневную «комплексную» уборку и проведение регулярных специальных работ. Ежедневно необходимо мыть пол, туалетные комнаты, удалять пыль с поверхностей, чистить прилегающую территорию, вывозить мусор. Не менее двух раз в год нужно производить чистку фасада с окнами, глубокую чистку твердых полов, химическую чистку ковровых покрытий и мебели, штор и жалюзи. Если такие работы выполняются профессионально и на постоянной основе, у клиента пропадает необходимость самостоятельно заботиться о чистоте в своем офисе».

Эксперты говорят, что в Ростове происходит вытеснение с рынка компаний, использующих непрофессиональное оборудование и устаревшие технологии уборки. «Во время проведения тендера на клининговые работы компании, которые не используют профессиональный инвентарь и автоматизированные средства, отсеиваются еще на начальном этапе. И за заказ продолжают бороться компании с опытом, профессиональными бригадами, специальной техникой и химией», – рассказывает Олег Борода.

По мнению экспертов, рынок услуг по профессиональной уборке в Ростове уже поделен между основными игроками. Наиболее амбициозные мелкие компании тоже участвуют в тендерах и конкурсах на оказание услуг клининга в крупных бизнес-объектах. «Но тут все зависит не только от того, какие услуги и какого качества готова предоставить компания, а от того, какие требования к уборке помещений выставляет заказчик. Пока что представление заказчика об уборке весьма субъективно, и не он подстраивается под стандарты клининговой компании, а наоборот», – утверждает Алексей Швецов. Олег Борода говорит, что существуют общие стандарты уборки помещений, и даже соответствующий ГОСТ, но пока клининговые компании, желая заработать, предпочитают подстраиваться под клиента.

Участники рынка считают, что такая ситуация в скором времени может измениться. Алексей Швецов: «Ростовский рынок придет к стандартам уборки в офисе. На это повлияют московские компании со стандартизированными требованиями к уборке. Привнося свои принципы, они смогут цивилизовать местный рынок клининга».

Ростовские уборщики повышают квалификацию

По мнению экспертов, в ближайшем будущем ростовские клининговые компании сосредоточатся на повышении качества предоставляемых услуг. К примеру, компания «Альбатрос» регулярно отправляет на обучение в Москву и в Европу бригады «менеджеров чистоты», а компания «TDO Клининг» прошла аттестацию на получение сертификата менеджмента качества ISO 9001. Участники рынка говорят, что эти меры нужны для того, чтобы в будущем иметь возможность на равных конкурировать с московскими компаниями, которые придут сюда вслед за своими московскими клиентами. «Дело в том, что современный клининг предполагает использование сложной уборочной техники и инструментов, а также специализированной химии. Для того, чтобы качественно обслуживать клиентов, нужно уметь правильно использовать весь этот инструментарий. И мы в начале апреля создали специальный учебный центр для клининговых компаний, где обучают менеджеров правильному использованию химикатов и новейшим технологиям в индустрии клининга. Теперь не надо тратиться на командировки в Москву, все необходимые знания можно получить на месте», – говорит Александр Тюменцев.

Эксперты отмечают, что в последнее время на рынке клининговых услуг начали появляться новые сегменты: кроме общих услуг по уборке офисных помещений и фасадов зданий, на рынок выходят компании, которые предлагают услуги клининга частным клиентам и производственным предприятиям. По мнению Александра Тюменцева, сейчас уборка в частном доме или квартире большой площади может вызвать затруднения у хозяина такого объекта: «Логичнее пригласить специализированную компанию, оговорить сроки уборки и получать эту услугу регулярно. Но пока что этот сегмент не сильно развит. Во-первых, в Ростове до сих пор большинство владельцев частных домов и квартир предпочитают следить за чистотой самостоятельно, а во-вторых, такие услуги пока что очень дороги для частных клиентов: ежемесячная уборка в частном доме может стоить от 5 до 15 тыс. руб., в зависимости от его площади».

Спрос на услуги промышленного клининга растет быстрее, чем на клининг для частных клиентов, отмечают эксперты. «Дело в том, что аварии в коммуникациях производственных предприятий могут привести к остановке технологических процессов и принести значительные убытки. Поэтому в последнее время число клиентов, предпочитающих проводить мероприятия по очистке канализации, отопления и вентиляции на промышленных объектах, растет», – говорит ЮРИЙ МУХИН, директор компании «АСТК».

Ростовские клининговые компании ожидают, что в ближайшее время на мест­ный рынок выйдут крупные столичные клининговые компании. «В течение по­следних двух лет в Ростов пришли «Ронова Клининг» и «Чистая сила». Пока что они работают на определенных объектах, филиалах московских компаний. Но в скором времени они могут выйти на открытый рынок, предложив свои услуги всем желающим. И тогда местным игрокам нужно будет или подтягивать собственный сервис до московского уровня, или переходить под московские вывески, открывая здесь их представительства по франчайзингу, или объединяться, укрупняя свой бизнес», – считает Вячеслав Ковшарь.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.