Обзор ДК: Интернет Провайдеры
Эксперты разделяют компании, работающие на рынке провайдинговых услуг в Ростове, на две основные категории: компании, предоставляющие услуги конечным пользователям, и операторы, владеющие магист
Кирилл Жахалов
менеджер по маркетингу и рекламе ростовского филиала компании «Энфорта»
Борис Овчинников
ассоциированный партнер JSon&Partners
Андрей Пастушенко
директор по маркетингу телекоммуникационного направления компании «ЦТС»
Павел Родин
региональный менеджер по связям с общественностью Южного региона компании «Вымпелком»
Евгений Рябовол
руководитель пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ»
Валерий Соколенко
директор ростовского представительства компании «Медиасети»
Гульнара Хасьянова
генеральный директор компании «СкайЛинк»
Геннадий Христич
начальник отдела маркетинга и развития бизнеса южного филиала компании «Ростелеком»
Александр Яковенко
начальник отдела продаж компании «КавказТрансТелеком»
Как заработать на беспроводном доступе?
Зачем сотовым операторам идти в провайдеры?
Кто будет строить домовые сети?
Эксперты разделяют компании, работающие на рынке провайдинговых услуг в Ростове, на две основные категории: компании, предоставляющие услуги конечным пользователям, и операторы, владеющие магистральными каналами передачи данных. Эксперты в каждом сегменте рынка выделяют своих лидеров: «Ростелеком» и «КавказТрансТелеком» – в сегменте доступа к магистральным каналам Интернета, «ЮТК» и «ЦТС» – в проводном доступе в сеть для конечных клиентов и «Энфорта» и «МедиаСети» – в сегменте беспроводного доступа в Интернет для конечных пользователей.
Участники рынка говорят, что в Ростове работает не менее 10 интернет-провайдеров. «В этот список входят как компании, для которых оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет является основным бизнесом, так и те компании, для которых этот вид бизнеса – побочный. К примеру, сейчас уже нельзя отрицать, что сотовые операторы стали провайдерами Интернета, выведя на рынок услуги по подключению к Интернету по технологии GPRS. Пока что их влияние на рынок и доля, которую они занимают – невелики. Но в недалеком будущем ситуация может измениться: сотовые операторы обладают достаточными ресурсами для развития мобильного Интернета, и их влияние на рынок со временем может измениться», – уверен АНДРЕЙ ПАСТУШЕНКО, директор по маркетингу телекоммуникационного направления компании «ЦТС».
Точные объемы рынка интернет-провайдинга в Ростове эксперты оценить не взялись, сославшись на то, что специализированных измерений объемов рынка в Ростове не проводилось. Андрей Пастушенко объясняет: «Очень трудно провести исследование и установить денежное выражение объема рынка. Дело в том, что разные компании используют различные технологии организации доступа и просто сложить выручку всех работающих провайдеров было бы неправильно. Кроме того, существуют различные тарифные планы, так что найти общий знаменатель на этом рынке достаточно трудно».
«Рынок услуг по предоставлению доступа в Интернет в Ростовской области оценивается примерно в 40 Террабайт (1Тбайт равен 1024 Гбайт) в месяц, что составляет где-то 50 млн руб.», – говорит ГЕННАДИЙ ХРИСТИЧ, начальник отдела маркетинга и развития бизнеса южного филиала компании «Ростелеком».
Заместитель коммерческого директора по продажам компании «КавказТрансТелеком» АЛЕКСАНДР ЯКОВЕНКО говорит, что объем рынка в денежном эквиваленте возможно оценить по ряду различных критериев, к примеру – по количеству пользователей Интернета и среднемесячному доходу от одного абонента. По мнению экспертов, средний чек на интернет-услуги среди частных клиентов в Ростове составляет 300-800 руб. в месяц, в корпоративном секторе этот показатель колеблется от 2 до 8 тыс. руб. Андрей Пастушенко утверждает, что в Ростове интернетом пользуются 20% населения. Участники рынка уверены, что такая статистика позволяет говорить о том, что объем ростовского рынка провайдерских услуг в денежном выражении вполне сопоставим с объемом рынка провайдерских услуг в области.
Участники рынка говорят, что за последние два года существенных изменений в структуре рынка провайдерских услуг в Ростове не произошло, основной состав игроков в сегменте предоставления доступа в Интернет для конечных пользователей не изменился. «Выросло число игроков, но это связано с изменениями в законодательстве, регулирующем рынок связи, а также с появлением и развитием новых технологий», – говорит Геннадий Христич. В 2006 – начале 2007 гг. на ростовский рынок провайдинговых услуг вышли магистральный оператор «РТКомм» и оператор беспроводного широкополосного интернета «Энфорта». Услуги доступа в Интернет для физицеских лиц стали оказывать провайдеры «Корбина», «Электро-Ком» («Спарк») и «Стрим ТВ», а в ближайшее время ожидается выход на ростовский рынок магистрального оператора «Совинтел». По мнению Геннадия Христича, рынок провайдинговых услуг растет существенно: «Только за последний год он вырос более чем в два раза. Прежде всего это связано с развитием широкополосного доступа и выводом на рынок безлимитных тарифных планов».
Наибольшим изменением на рынке провайдинга эксперты признают развитие проводного широкополосного доступа (ШПД). «Сегмент ШПД в Ростове растет динамично. Это обусловлено тем, что в последний год снижаются тарифы на подключение к этому виду соединения, растут тарифы на коммутируемый доступ (dial-up), активно строятся домовые сети и появляются безлимитные тарифы, ориентированные на частников», – считает КИРИЛЛ ЖАХАЛОВ, менеджер по маркетингу и рекламе ростовского филиала компании «Энфорта».
По мнению Андрея Пастушенко, dial-up постепенно будет сходить на нет: «Судя по статистике подключений, dial-up медленно сдает свои позиции. Все больше абонентов переходят на широкополосные технологии. К примеру, даже в области новые абоненты сейчас подключаются не к коммутируемому доступу, а к ADSL. И стоит отметить, что во второй половине 2006 г. эта технология для частных пользователей стала доминирующей: она предоставляет несравнимо более высокие скорости, чем dial-up, и гарантирует надежность соединения».
Еще одной причиной увеличения доли ШПД эксперты называют «утяжеление» трафика. Дома люди используют Интернет для развлечений – фильмов, музыки, интерактивых сервисов. Все это требует достаточно высокой пропускной способности, что толкает абонентов подключаться к высокоскоростным каналам. «В результате, сформировалась «мода» на широкополосный интернет, и уже процветает убеждение, что dial-up – это все-таки неудобно и медленно», – говорит ассоциированный партнер JSon&Partners БОРИС ОВЧИННИКОВ.
Стремительное развитие ШПД ведет к тому, что провайдеры стали задумываться о модернизации своих сетей и расширении их пропускной способности. «Провайдерам, работающим с конечным потребителем, часто не хватает пропускной способности магистральных каналов. Они постоянно наращивают емкость своих сетей связи или арендуют дополнительные емкости у магистральных операторов связи», – говорит Александр Яковенко.
В 2006 г. стал расти сегмент беспроводного доступа в Интернет. Провайдеров, оказывающих услуги доступа к беспроводным сетям, в Ростове работает шесть: ЦТС, «ЮТК-Ростовэлектросвязь», «Энфорта», «Ультранет», «РТКомм-Юг», Unitline и «Цифровой диалог», который представляет интересы проекта Yandex.WiFi в Ростове. По данным директора ростовского представительства компании «Медиасети» ВАЛЕРИЯ СОКОЛЕНКО, в Ростове сейчас работает не более 40 официально зарегистрированных точек доступа в интернет по технологии WiFi. Беспроводные сети по технологии WiMax, которые строят некоторые провайдеры, все еще работают в режиме тестовой эксплуатации.
«Существующая сегодня технология беспроводного доступа позволяет предлагать рынку конкурентоспособный продукт по организации последней мили . Но в связи с тем что технология используется недавно, доля рынка у нее незначительная – не более полутора процентов», – говорит Кирилл Жахалов.
Андрей Пастушенко считает, что WiFi и другие беспроводные технологии сегодня – это исключительно имиджевая вещь: «В России пока нет модели эффективной коммерческой эксплуатации крупных Wi-Fi-сетей. И извлекать ощутимую прибыль из этой технологии в настоящее время проблематично».
Будущее рынка интернет-провайдинга участники рынка видят не только в развитии технологий беспроводного доступа. Эксперты утверждают, что новыми для рынка предложениями уже стали мобильный Интернет и домовые сети.
Мобильный Интернет сейчас набирает обороты, его общероссийский объем, по оценке генерального директора компании «СкайЛинк» ГУЛЬНАРЫ ХАСЬЯНОВОЙ, к концу 2007 г. может составить $400 млн. Однако сейчас он занимает менее 2% от всего рынка услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет в России.
«Количество пользователей мобильного Интернета растет, но не сверхбыстрыми темпами: число пользователей мобильного Интернета выросло с 10 до 15% абонентов», – считает ПАВЕЛ РОДИН, региональный менеджер по связям с общественностью Южного региона компании «ВымпелКом». Операторы мобильной связи стандарта GSM – «БиЛайн», «Мегафон» и «МТС» – предлагают доступ в Интернет с мобильных телефонов по технологиям GPRS и EDGE, а «СкайЛинк» развивает подключение к сети Интернет по технологии EV-DO. В марте компания запустила эту технологию в тестовую эксплуатацию и сейчас отслеживает спрос. Эта технология имеет существенное преимущество над технологиями GSM-операторов: позволяет передавать данные со скоростью 2,5 Мбит в секунду, в то время как GPRS и EDGE ограничены скоростью в 250 Кбит.
«Мобильный доступ – весьма удобная и перспективная услуга. Но у нее есть существенный минус: она не позволяет передавать большие файлы, а у ее провайдеров нет внутренних ресурсов. Со временем все это может появиться, и мобильный Интернет может стать нормальной альтернативой для оперативной работы в Интернете», – уверен Андрей Пастушенко.
В 2006 г. в Ростове начали развиваться домовые сети, объединяющие квартиры в многоквартирных домах с единым подключением к сети Интернет. Их строят кустарно жильцы многоэтажек и небольшие провайдеры Интернет, такие как «Амбериус» и «Спарк». Последний для построения домовых сетей применяет PLS-технологию, позволяющую проводить Интернет-трафик через электрическую сеть. «Домовые сети позволяют пользователям получать бесплатный внутренний трафик и доступ к ресурсам, которые сосредоточены внутри такой сети. Иногда даже необязательно выходить в Интернет. Мы в этом сегменте сосредоточились на развитии собственой Ethernet-сети: уже подключили несколько десятков домов. Эта технология полностью соответствует растущей тенденции: людям нужны внутренние ресурсы на высокой скорости. ADSL позволяет выходить в Интернет со скоростью 8 Мбит/сек, а Ethernet – 100 Мбит/сек, так что эта услуга в ближайшее время будет активно развиваться», – уверен Андрей Пастушенко. Но он уточняет, что эта тенденция – в большей степени заслуга маркетологов, также как и гонка мегагерцев в процессорной индустрии: уже пять-шесть мегабит в секунду с головой хватает для всех современных интернет-сервисов, включая IP-TV .
К строительству домовых сетей в ближайшее время могут присоединиться и операторы кабельного телевидения. Руководитель пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ» ЕВГЕНИЙ РЯБОВОЛ: «Современные технологии позволяют операторам кабельного ТВ предоставлять доступ в Интернет и IP-телефонию. Это выгодно и им, и их клиентам: оператор получает дополнительный доход, а абоненту не нужно проводить в квартире дополнительную сеть и подключаться к разным поставщикам определенных услуг».
Участники рынка уверены: в ближайшее время рынок будет расти достаточно быстрыми темпами, так как спрос на услуги операторов еще не удовлетворен. По прогнозам экспертов, темпы роста рынка провайдинговых услуг могут затормозиться, когда проникновение Интернета вырастет в два раза. «Снижение тарифов на услуги широкополосного доступа будет продолжаться на фоне усиления конкуренции и наращивания операторами абонентской базы. Можно прогнозировать, что среднегодовые темпы снижения тарифов на услуги широкополосного доступа по мере усиления конкуренции будут только ускоряться, и к концу 2010 г. средний доход с одного абонента составит порядка 700 руб. в месяц», – считает Александр Яковенко. По мнению Кирилла Жахалова, повышение конкуренции приведет и к качественным изменениям на рынке: «Провайдеры будут стремиться развивать сервисы, предоставлять не только канал, но развивать внутренние контент-ресурсы и вводить дополнительные услуги».
детали
Как растет широкополосный доступ
В 2006 г. доля услуг по предоставлению широкополосного доступа в Интернет в России составила 55% от объема всего рынка интернет-провайдинга. По мнению аналитиков компании Json&Partners, к концу I квартала 2007 г. в России насчитывалось 3,5 млн интернет-подключений домохозяйств по ШПД и 462 тыс. соответствующих корпоративных подключений. IKS-Consulting оценивает количество подключенных домохозяйств в 2,8 млн. Проникновение ШПД в России, по данным iKS-Consulting, составляет 5,3%. Как прогнозируют в Json & Partners, рост широкополосных подключений в России за год составит 54%, а рост количества новых домохозяйств в России за год – 13%.
детали
Провайдерам может не хватить каналов
Провайдеры услуг ШПД испытывают резкий рост абонентской базы, что ведет к резкому возрастанию объема пропускаемого трафика. Это может привести к тому, что операторы и абоненты столкнутся с дефицитом канальной емкости и возможными массовыми сбоями в работе Сети. Первые отголоски новой угрозы прозвучали в начале 2007 г., когда входящий в состав «Синтерры» провайдер «РТКомм», выигравший в 2006 г. конкурс на подключение к Интернету почти 53 тыс. российских школ, столкнулся с проблемой нехватки каналов. Как оказалось, школьники пользуются интернетом так активно, что «Синтерре» пришлось обратиться за помощью к другим операторам. В сентябре 2006 г. суммарный объем трафика только со стороны подключенных к Сети российских школ достигал 87 Гбайт, в декабре – уже около 11 Тбайт (в 130 раз больше). В будущем «учебный» трафик станет расти еще быстрее – ведь к сентябрю 2007 года количество подключенных школ возрастет почти в 2,5 раза.
Последня миля – участок абонентской линии от клиента до точки подключения. Проблема «последней мили» заключается в выборе способа организации подключения к сети и соответствующего оборудования.
IP-TV – технология, позволяющая передавать телевизионное эфирное вещание через интернет к конечному пользователю.