Обзор: Банки - 11.09.2006
эксперты Василий Высоков председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Дмитрий Гришин заместитель председателя правления «Южного регионального банка» Владислав Клименко управляющий ростовским
эксперты
Василий Высоков
председатель совета директоров банка «Центр-инвест»
Дмитрий Гришин
заместитель председателя правления «Южного регионального банка»
Владислав Клименко
управляющий ростовским филиалом «Банка жилищного финансирования»
Вадим Кочетов
начальник отдела отчетности и анализа «МеТраКомБанка»
Светлана Кулиниченко
заместитель управляющего ростовским филиалом банка «Уралсиб»
Лариса Луценко
управляющий филиалом Международного Московского Банка в Ростове-на-Дону
Игорь Пятигорец
управляющий ростовским филиалом «Промсвязьбанка»
Михаил Сосин
1-й заместитель председателя правления «Капиталбанка»
Сергей Тропин
начальник Управления маркетинга и развития розничных банковских услуг Международного Московского Банка
Андрей Чернявский
заместитель председателя правления «Южного Торгового Банка»
По каким показателям теперь конкурируют банкиры?
Эксперты уверены: «покупать» деньги у населения стало проще, даже несмотря на то что проценты по депозитам лишь ненамного превышают инфляцию и почти не отличаются у разных банков. По мнению игроков, в этом нет особой заслуги конкретных банков, в основе процесса лежат макроэкономические причины: стабилизация экономики, укрепление доверия к рублю и банковской системе в целом, внедрение системы страхования вкладов, общий рост благосостояния населения. Потенциал банковского сектора, по словам экспертов, лежит сегодня в сфере «продажи» денег богатеющему населению и развивающейся экономике, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. Именно на этом поле и разворачиваются настоящие конкурентные войны.
Сегодня в Ростове-на-Дону действуют 20 региональных кредитных организаций, филиалы и представительства 70 иногородних банков. Количество местных игроков осталось неизменным, иногородних – увеличилось на 10. Эксперты уверены, что о переделе ростовского финансового рынка говорить не приходится, потому что он далек от насыщения. «Спрос на деньги не убывает, – говорит ИГОРЬ ПЯТИГОРЕЦ, управляющий ростовским филиалом АКБ «Промсвязьбанк». – И средства нужны как очень крупным предприятиям для осуществления грандиозных проектов, так и предприятиям малого бизнеса – чтобы сначала стать на ноги, постепенно осваивать новые горизонты и так далее. У частных лиц потребность в деньгах поистине безгранична. Весь мир живет в долг, и наши граждане постепенно привыкают к тому же».
Крупные иногородние игроки, по мнению экспертов, приходят в Ростов именно за «физиками». У ростовчан стабильно растут доходы, уровень безработицы в городе очень низкий, люди активно включаются в потребление всевозможных банковских продуктов. Появление в городе новых банков давно уже не сопровождается шумихой и ажиотажем. ВАДИМ КОЧЕТОВ, начальник отдела отчетности и анализа «МеТраКомБанка» комментирует: «Раньше банки открывали здесь свои подразделения, чтобы обслуживать филиалы каких-то конкретных крупных предприятий или компаний, а все остальное было только сопутствующими услугами. Сейчас все крупные ниши уже поделены, и приход иногородних банков связан с бурным ростом розничного направления, особенно потребительского кредитования. Все сосредоточены на нем».
ВЛАДИСЛАВ КЛИМЕНКО, управляющий ростовским филиалом «Банка жилищного финансирования», объясняет интерес банков к этому виду деятельности огромным объемом сектора и сбалансированностью рисков и доходности. Игорь Пятигорец конкретизирует: «Мы отдаем себе отчет, что и риски, и трудоемкость обслуживания населения значительно выше, чем при обслуживании предприятий. Но выше и процентные ставки по кредитам для частных лиц».
ЛАРИСА ЛУЦЕНКО, управляющий филиалом ММБ в Ростове-на-Дону, считает, что стремительный рост объема рынка потребительского кредитования в России в ближайшие годы замедлится, но в абсолютном выражении останется на достаточно высоком уровне. Потребительские кредиты физическим лицам, займы на покупку автомобилей и кредитные карты будут оставаться востребованными. По мнению аналитиков, к 2008 г. в абсолютном выражении объем потребительских кредитов в России составит около $110 млрд, автокредитов – $20 млрд, кредитных карт – $10 млрд.
Вопреки прошлогодним предсказаниям, не произошло ни поглощения, ни ликвидации сравнительно мелких местных банков. МИХАИЛ СОСИН, 1-й заместитель председателя правления «Капиталбанка», объясняет это тем, что в результате усилий всего банковского сообщества удалось отстоять так называемую «дедушкину оговорку»: «Банки, не имеющие капитала в 5 млн, могут продолжать свою деятельность, но не имеют права снижать достигнутый на 01.01.2007 г. уровень капитала. Для нас это очень важно и дает возможность работать в нормальном режиме, расти постепенно. Малые банки в Ростове заняли свою нишу и развивают собственные форматы бизнеса».
Эксперты отмечают, что небольшие региональные банки постепенно включаются в конкуренцию на розничном рынке. Но доля таких кредитов в их портфеле редко превышает 10%. Вадим Кочетов говорит, что сложность заключается только в недостаточности ресурсной базы. Это не позволяет малым банкам оправдывать риски, заложенные в потребительском кредитовании. Игорь Пятигорец добавляет, что у крупного банка технологические возможности все-таки иные: можно кредит выдать значительно больше, ставку предложить ниже, условия разнообразить и операции по счетам провести быстрее.
Банкиры отмечают, что условия предоставления услуг в розничном секторе стали почти идентичны в разных банках: по похожим продуктам практически одинаковые проценты, сроки кредитования, требования к заемщику. АНДРЕЙ ЧЕРНЯВСКИЙ, заместитель председателя правления ОАО АБ «Южный Торговый Банк», считает, что пока еще разработка новых продуктов возможна, но она дает очень краткосрочные преимущества: «Острая конкуренция заставляет банки делать свои предложения все более привлекательными. Но если раньше банки предлагали новые продукты и ждали какое-то время реакцию на них, то сегодня рынок реагирует очень быстро». ВАСИЛИЙ ВЫСОКОВ, председатель совета директоров банка «Центр-инвест» косвенно подтверждает его слова: «Каждый квартал мы выдаем на рынок новые продукты по кредитованию. В течение двух-трех кварталов другие банки изучают наш опыт, многое заимствуют и копируют».
Наиболее показательным эксперты считают пример с развитием кредитования по пластиковым картам. Еще год назад этот продукт был серьезным конкурентным преимуществом, потому что его предлагали лишь единицы, причем без громких публичных заявлений и рекламы. А сегодня этот продукт можно найти практически в любом крупном или среднем универсальном банке. Именно поэтому открытие в городе в июне этого года филиала «Сити Банка», одного из признанных международных лидеров в кредитовании по пластиковым картам, почти не вызвало резонанса, хотя его прихода ожидали с начала 2005 г. По мнению экспертов, тогда он мог бы привлечь к себе больше внимания.
Пока еще у банков есть запас для снижения процентных ставок по кредитам, так как они гораздо выше, чем ставка рефинансирования. Однако, как отмечает Михаил Сосин, тенденция к уменьшению ставки рефинансирования понижает ставки по депозитам, а вот на реальные ставки по кредитам она не влияет. «Проценты по кредитам устанавливает рынок, – говорит г-н Сосин. – Если ставка рефинансирования будет 11%, а клиенты берут кредит под 20%, банк никогда не будет давать под 11%. Хотя и может, в принципе. Но банку же надо деньги зарабатывать».
Вадим Кочетов уверен, что акценты в конкуренции между банками сместились: «Даже если значительно снижать ставку по кредитам, это надо сопровождать маркетинговыми ходами, либо улучшать и упрощать обслуживание и сервис. Например, выезжать кредитному эксперту на работу или даже по месту жительства клиента – тут много можно придумать нестандартных ходов. Вообще, я считаю, что сейчас будет расти не количество банковских продуктов, а их качество и удобство работы с ними».
Наиболее перспективным направлением в рознице эксперты единогласно называют ипотечное кредитование. Самые громкие назначения (например, нового председателя Юго-Западного банка Сбербанка России) и самые громкие программы (например, ипотека без первоначального взноса или снижение процентных ставок до 12% годовых) объявлялись именно в этой сфере. Сегодня в Ростове кредиты под залог приобретаемого жилья предлагают около 30 банков. Лариса Луценко говорит, что если еще несколько лет назад ипотечное кредитование как продукт не было понятно населению, то в настоящее время около 10% сделок на рынке жилой недвижимости проходит с ее помощью.
Вадим Кочетов: «Этот вид кредитования – один из самых безопасных для банков, потому что оно, в основном, происходит с участием средств федерального агентства по ипотечному кредитованию. Банки в этой ситуации являются коммерческими агентами государственной структуры. Они заключают договоры с физическими лицами, выдают им деньги, а агентство выкупает у банка закладные на приобретенные квартиры, рефинансируя таким образом собственные деньги банка. Поэтому здесь у банков не возникает проблем с «длинным» размещением средств».
Владислав Клименко: «Я бы не стал говорить, что конкуренция среди банков полностью сместилась в сторону ипотеки. Просто она не может существовать в стороне от банка: ее нельзя вынести, как потребкредитование, в торговые точки. Она нуждается в более мощной рекламной поддержке продукта, и, как следствие, – «на слуху». СВЕТЛАНА КУЛИНИЧЕНКО, заместитель управляющего ростовского филиала банка «Уралсиб», утверждает, что сегодня уже мало просто объявить этот продукт в своей линейке. Чтобы привлечь как можно больше клиентов, необходимо постоянно совершенствовать условия программ.
В этом секторе конкуренция привела к тому, что некоторые банки стали предлагать достаточно рискованные продукты. Эксперты, например, неоднозначно оценивают появление на рынке ипотечного кредитования без первоначального взноса. Начальник Управления маркетинга и развития розничных банковских услуг Международного Московского Банка СЕРГЕЙ ТРОПИН называет несколько точек повышения рисков по таким программам. Во-первых, в случае падения цен на недвижимость банку не удастся избежать серьезных потерь, связанных с реализацией залога по более низкой цене. Во-вторых, существенный интерес к продукту проявляют люди, которые приобретают квартиры с инвестиционными целями. При малейшем снижении цен они начнут «сливать» свои активы и тем самым спровоцируют дальнейшее падение рынка. В-третьих, такие программы увеличивают число спонтанных решений. А, с точки зрения риск-менеджмента, тот факт, что заемщик накопил на первоначальный взнос (а значит, решение об ипотечном кредите принял не в одну минуту), является довольно значимым. По мнению Владислава Клименко, ипотека без первого взноса – в большей степени, рекламный шаг: «Она основана на статистических данных по росту цен на жилье и прекратит свое существование при стабилизации ситуации».
Эксперты называют несколько факторов, сдерживающих развитие ипотеки: недостаток платежеспособных клиентов, а также все еще высокие ставки по займам. Один из экспертов считает, что если проценты снизятся хотя бы до 10% годовых, объемы ипотеки возрастут в разы. Но главным тормозящим фактором остается недостаток самого жилья и, как следствие, ежегодный рост цен на него. Василий Высоков считает, что решить эту проблему можно, если активнее инвестировать в жилищное строительство, особенно занимающееся новыми технологиями. «Если кредитовать только ипотеку и не развивать строительный бизнес, то мы будем иметь дорогие квартиры и высокие ставки», – говорит г-н Высоков.
Однако эксперты считают, что этому мешает высокая степень непрозрачности строительной отрасли. ДМИТРИЙ ГРИШИН, заместитель председателя правления «Южного регионального банка»: «Банки и хотели бы давать деньги на строительство – рентабельность там хорошая, но кому? Часто имя какого-то крупного застройщика, строительного концерна – это просто торговая марка, за которой скрывается масса частных мелких предпринимателей, с которыми нельзя вести никакие юридические дела – концов не найдешь». Г-н Гришин считает, что решить проблему может реальное слияние банковского и строительного капитала, как это происходит на примере Банка жилищного финансирования и строительного концерна «ПИК регион»: «Они сами строят, сами кредитуют и строительство, и покупателей жилья. Процесс замкнут в одном холдинге. Я считаю, что за этим будущее».
Главной своей задачей банкиры считают капитализацию и развитие экономики, несмотря на всю привлекательность розницы. Как сказал один из экспертов на правах анонимности, во всем мире банки зарабатывают на грамотных инвестициях в экономику, а не на ростовщичестве частным лицам.
Игорь Пятигорец обращает внимание: «Все большей популярностью у клиентов-юридических лиц пользуется долгосрочное международное торговое и проектное финансирование. Можете поверить, что и местные предприятия кредитуются, и в очень больших объемах». Андрей Чернявский тоже отмечает заметное «удлинение» сроков кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса. «Малый бизнес готов использовать заемные средства с максимальной отдачей, – говорит Андрей Чернявский. – Многие занялись структурированием собственных финансов, о чем раньше приходилось только мечтать. Обслуживать малый и средний бизнес жизненно необходимо – за этим будущее. Сейчас все пытаются занять перспективную нишу».
Однако для реализации этих задач банкам не хватает «длинных» денег. Вадим Кочетов: «Спрос на «длинные» деньги – от года и выше – очень велик, но их не хватает. До года деньги найти реально, но размещать их в долгосрочные проекты очень сложно. Привлекать «длинные» деньги, в частности средства пенсионных фондов, мешают макроэкономические проблемы. Банки вряд ли смогут изменить эту ситуацию самостоятельно, путем совершенствования продуктов и технологий. Повлиять на это может только государство и ЦБ».
С поиском дешевых пассивов связывают эксперты стремление банков наращивать свои капиталы. «Пока на рынке нет панических настроений в связи с возможным увеличением порога уставного капитала. Для большинства серьезных банков увеличить капитал – не проблема. А те, которые не смогут этого сделать, не являются заметными игроками на рынке. Даже если они закроются, рынок этого не заметит», – говорит Вадим Кочетов.
Крупные банки активно привлекают денежные средства не только от населения, но и в виде синдицированных займов или просто займов в зарубежных банках. Все больше российских банков находят себе стратегических партнеров среди крупнейших мировых кредитных организаций, а заодно получают доступ к современным банковским технологиям. Однако и местные игроки не готовы мириться с перспективой ухода с рынка. Михаил Сосин говорит: «На периферии увеличивать капитал и уставной капитал сложнее, чем в столице. Сейчас банковская сфера потеряла инвестиционную привлекательность, потому что резко упала рентабельность. Это нарастающая тенденция. Мы готовы работать со всеми, кто хочет вложить свои деньги в банковскую сферу. Можно потихоньку у своих инвесторов и акционеров искать по 3-5 млн рублей для увеличения уставного капитала».
Василий Высоков проводит более активную политику, так как верен принципу: деньги, привлеченные от населения – самый дорогой ресурс банка, синдицированные кредиты и облигационные займы более выгодны. В течение только этого года «Центр-инвест» подписал договор о получении займа на $45 млн от синдиката 14 зарубежных банков и объявил о выпуске процентных облигаций на предъявителя на сумму 1,5 млрд руб. по открытой подписке.
Эта тенденция прослеживается и в других местных банках. Об увеличении уставного капитала на 85% путем размещения по открытой подписке 6 млн обыкновенных акций номиналом 10 руб. заявил в 2006 году «Донкомбанк». А «Донхлеббанк» увеличил уставный капитал на 40%, разместив допэмиссию обыкновенных акций.
Василий Высоков называет другие перспективные способы повышения капитализации банков и способы привлечения средств: закрытая подписка, мезонинное финансирование, переоценка. Он также положительно оценивает предложение ЦБ выходить на IPO тем банкам, чей капитал превышает 1,5 млрд руб. Г-н Высоков уверен, что в ближайшее время южные банки выйдут на мировые биржи.